УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
методическая разработка по музыке по теме
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа»
по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soldatskie_pesni.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
г. Верхняя Пышма.
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ…
ОО «Искусство»
Музыка, 4 класс
Тема: Музыка моего народа. Солдатские песни.
Сценарий подготовлен
учителем музыки
Яцеевой Е. Г.
ГО Верхняя Пышма.
ЦЕЛЬ урока – показать разнообразие солдатских песен; почувствовать через исполнительскую деятельность богатство интонаций народной песни.
ЗАДАЧИ:
- расширить кругозор учащихся;
- вызвать интерес к истории родной страны;
- вызвать чувство гордости за русского солдата.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- фортепиано;
- диапроектор, компьютер;
- нотные сборники и хрестоматии («Русские народные песни», М.: Музыка- 1988, с. 8, 13; хрестоматия по музыке , 4 класс, стр. 8; Соболева Л. «Россия в песне», М.: Музыка- 1990; «Русский фольклор», М.: Художественная литература. -1986, стр. 216);
- репродукции картин ( В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы», Репин И. Е. «Проводы новобранца», В. Смирнов «Русский солдат»).
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
В ходе урока реализуются следующие методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- по источникам знаний: словесные, наглядные и практические.
Словесные - это рассказ о жизненном пути А. В. Суворова (готовят дети как домашнее задание), беседа о музыке под которую входили в класс, о сюжетах картин Репина и Сурикова. Достаточно широко используются наглядные методы: иллюстрации картин, показ (демонстрация) новой для учащихся лирической рекрутской песни «Ой, да ты, калинушка» в исполнении учителем а капелла, учащиеся сами ведут наблюдение за развитием мелодической линии лирической песни и солдатской походной, чтобы суметь провести грамотное сравнение этих двух песен. Учащиеся практически осваивают навыки чистого интонирования мелодии песен, плавного звуковедения в лирической песне (поем 1 фразу) и маршевой поступи в четкой организации ритма походной солдатской песни.
2. по способам мыслительной деятельности учащихся в ходе урока предполагается (и на практике активно реализуется) наряду с использованием репродуктивных методов – объяснительно – иллюстративных применять проблемно-поисковые методы, в частности, частично-поисковый. Учащимся постоянно задаются вопросы, в которых нет однозначного ответа. Они должны самостоятельно найти ответ о типе народной песни, о герое плачей и причитаний (от имени кого сочинен плач?) и доказать свою точку зрения.
3. по форме взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся используются как методы работы под руководством учителя, так и методы самостоятельной работы учащихся. Так, например, под руководством учителя разучивается песня, но самостоятельно в конце урока как подарок А. В. Суворову исполняется походная солдатская песня.
4. по логическому пути учебной работы используются дедуктивные методы. Учащиеся учатся сравнивать 2 песни, вычленять главную мысль при слушании плачей, находить ответ и грамотно логически аргументировать свои выводы.
Создание на уроке творческой атмосферы, наличие в драматургии урока творческих ситуаций позволяет учителю использовать такие методы стимулирования и мотивации учения, как создание ситуаций успеха и поощрение. Эти методы позволяют формировать интерес к учению, что особенно важно для урока, который проводится 1 раз в неделю. Практически на каждом из этапов урока есть за что похвалить и поощрить добрым словом (а при подведении итогов урока – и отметкой) ученика.
В сценарии урока видно, что ребята по желанию находят информацию о Суворове, делают о нем небольшую компьютерную презентацию, находят в словарях объяснение словам «рекрут», «бравый», читают 4 человека плачи и причитания (обычно заранее с ними я прочитываю несколько раз текст, т. е. работаем над выразительной интонацией русской песни). Концертное исполнение песни, которая вызывает положительные эмоции у детей, а они, в свою очередь, во время исполнения их с удовольствием показывают. В результате классный хор несомненно заслуживает не только похвалы, но и хорошей оценки за исполнительскую деятельность. Таким образом, используется устный метод контроля. После концертного исполнения песни возможно, чтобы оценку исполнению дали сами дети. Они знают критерии оценивания итогового исполнения песни, в этом случае будет применяться индивидуальный метод самоконтроля. В 4 классе дети уже в состоянии самостоятельно оценить свою исполнительскую деятельность. Учащиеся, которые выполняют индивидуальные задания по желанию: читают плачи, делают компьютерную презентацию либо устное сообщение о Суворове, солируют при хоровом пении солдатской походной песни - знают, что их деятельность будет оценена положительно и заслуживает только отличной отметки – это тоже формирует положительную мотивацию к изучению предмета и формирует интерес к учению.
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского.
Драматургия урока
- Организационный момент: вход в класс под музыку, приветствие;
- Определение темы, цели и задач на уроке.
- Работа над песней «Солдатушки, бравы ребятушки»: над дикцией, характером песни, её содержанием, анализ текста песни.
- Рабочее исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Проверка домашнего задания: объяснить слова «рекрут», «бравый».
- Творческая ситуация «Мы на проводах в рекруты»: обращение к иллюстрации картины Репина «Проводы новобранца» и работа с текстами плачей и причитаний о солдатах (индивидуально): чтение текстов (4 человека) на определение принадлежности – от чьего имени звучат слова причитаний.
- Песня «Ой, да ты, калинушка»: показ, анализ особенностей текста и мелодии, вывод: это лирическая протяжная русская народная песня.
- Сравнение 2-х русских народных песен: протяжной «Ой, да ты, калинушка» и походной «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Рассказ о Суворове – индивидуальное задание было дано заранее по желанию: учащиеся дома находили информацию о полководце; на уроке: рассказ сопровождается небольшой компьютерной презентацией на 4-5 слайдов, где последний слайд - картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
- Обсуждение с учащимися сюжета картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы», на экране высвечен фрагмент картины с увеличенным изображением генералиссимуса Суворова;
- Кульминация урока. Творческая ситуация: мы – солдаты суворовского полка: итоговое исполнение р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» как походной песни и как подарок В. И. Суворову.
- Итог урока.
- Домашнее задание (на выбор самих учащихся) - нарисовать форму солдата, рассказать родителям об этом уроке, или написать отзыв об уроке в тетради по музыке.
Ход урока
Вход в класс под музыку. Аккомпанемент р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки». При входе в кабинет те дети, кто сделал домашнее задание (рисунки к теме урока), украшают доску.
Приветствие.
Беседа: Узнали музыку? Почему она начала наш урок? Какая по жанру эта песня? В результате беседы с учащимися - выход на тему урока, определение целей и задач урока: услышать и в исполнительской деятельности почувствовать разнообразие интонаций солдатских песен, понять, почему солдатская песня настолько многообразна.
Обратить внимание на эпиграф урока: « Хочешь узнать характер, душу народа – узнай его песни» и репродукцию картины художника В. Смирнова (это заранее оформлено учителем на доске).
Работа над песней «Солдатушки, бравы ребятушки»: дикцией (пропевание мелодии песни на слоги вокализом, затем с текстом), интонационной чистотой, характером. Цель - через исполнение почувствовать характер походной солдатской песни. Рабочее исполнение песни.
Анализ текста песни. Проверка домашнего задания: поиск правильного ответа на вопросы: Сколько лет служили в царской армии, кто такой рекрут? Как понять «бравый солдат»?– ответы детей.
Рекрут - (словарь В. Даля)- некрут, новобранец, новик военной службы, поступивший в солдаты рядовым или по найму.
Бравый- хороший, красивый, славный.
Творческая ситуация. Мысленно перенесемся на полтора столетия назад. Обязательно во время проводов в армию звучали плачи и причитания.
Как это могло происходить - изобразил русский художник И. Репин. Обращаем внимание на экран, где демонстрируется репродукция картины И. Е. Репина «Проводы новобранца». Разговор с учащимися по сюжету картины, определяем, что здесь изображены члены большой крестьянской семьи, которые пришли проводить в рекруты новобранца.
Учитель предлагает учащимся: - Послушайте тексты некоторых плачей внимательно. Обратите внимание на красоту и необыкновенную поэтичность русского слова. Ваша задача – определить КТО плачет по рекруту?
Этап небольшой самостоятельной работы: для того, чтобы учащиеся не выкрикивали, предлагается ответы записывать в тетрадь, затем совместно с учащимися обсуждаются правильные ответы.
Четверо учащихся (работа по выразительному чтению проходит заранее) читают тексты плачей и причитаний о рекрутах и солдатах от имени:
- Сестры
- Матери
- Подруги, невесты, жены…
- Сам рекрут о себе.
(сборник «Русский фольклор», стр. 216 - 219)
Мини – итог. ПОЧЕМУ плакали - причитали почти все родственники? Почему в песне «Солдатушки…» жены – это пушки, детки - пули метки, сестры - пики, сабли востры… а отцами становятся полководцы…25 лет службы в армии – это много или мало?
Учитель: - Первый год службы очень – очень сложный. Послушайте, какие песни складывали рекруты.
Слушание: р.н.п. «Ой, да ты, калинушка» в «живом» исполнении учителем.
Цель слушания: понять содержание: почему сравнивается солдат с оторвавшимся листом отпущенным во синё море? ( Будто оторван от родного дома, и неизвестно, сможет ли он свидеться со своей семьей, женой и детками), рассказать о характере русской народной песни. После обсуждения делаем мини - вывод: такие песни называются лирическими, когда через природу рассказывается о чувствах человека, когда протяжный, распевный часто грустный и печальный характер песни.
Делаем совместно с учащимися сравнительный анализ 2-х солдатских русских народных песен:
«Солдатушки…» - походной и «Ой, да ты, калинушка» - лирической, протяжной.
(«Ой, да ты, калинушка» – протяжная, распевная, в медленном темпе, душевная, как мысль одного человека:
«Солдатушки»- маршевая, строгая, ритмичная, в форме диалога).
- Эту песню сочинили солдаты, которые служили под началом А. В. Суворова. Они считали его своим отцом. Спросить у ребят индивидуальное домашнее задание, которое учащиеся выполняли по желанию - находили информацию о русском полководце. Учитель дополняет рассказ учащихся сведениями об исторических событиях, которым посвящена картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Происходит обсуждение с учащимися сюжета картины Сурикова, на экране высвечен фрагмент картины с увеличенным изображением генералиссимуса Суворова.
Кульминация урока.
Творческая ситуация. Учащимся предлагается мысленно перенестись на 2 столетия назад, конец 18 века, русско-австрийская кампания, мы – солдаты, мы поем, как – будто для Суворова.
Итоговое исполнение песни ««Солдатушки, бравы ребятушки» в форме диалога, с солисткой, которая спрашивает, а весь класс – отвечает.
Итог урока. Вспомните, какую на уроке мы ставили цель…Убедились ли вы в том, что солдатские песни были очень разнообразны? Докажите это на примерах. Как вы думаете, почему такое разнообразие присуще солдатским песням?- потому что разнообразны чувства солдат, которые наполняют их души за долгие годы службы в царской армии….
Главное: Зачем нам сейчас надо знать песни сложенные русскими солдатами несколько столетий назад? Зачем их надо исполнять? Какое вы испытывали чувство, когда пели солдатскую походную песню как-будто для самого Суворова?
Итог подводят учащиеся – поставьте за урок оценку в тетради: 5 , если все понравилось; 4, если у вас есть замечания – укажите их по возможности….
Домашнее задание: Буду рада, если еще увижу ваши рисунки с изображением русского солдата 18-19 века. Буду рада, если кто-нибудь из вас напишет в тетради по музыке отзыв о нашем уроке. Прошу рассказать вашим родителям о сегодняшнем уроке.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке, отметить особенно активных ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....
Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"
Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок ин...
Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа" - "Путешествие в деревню гармошка"
урок в 4 классе в разделе "гори, гори ясно" по теме "Музыка моего народа"...
Музыка моего народа. Трудовые песни.
...Нигде так явственно не выражается характер народа, как в его музыке.(В. Ф. Одоевский)...
Открытый урок по теме: "Музыка моего народа"
Открытый урок - проект по музыке 5 класс по теме: "Музыка моего народа". На данном уроке учащиеся знакомились с музыкальными произведениями чувашского народа....
Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"
Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...