УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
методическая разработка по музыке по теме

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа»

по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soldatskie_pesni.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Верхняя Пышма.

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  В ПРОШЛОЕ МОЕЙ  РОДИНЫ…

ОО «Искусство»

Музыка, 4 класс

Тема: Музыка моего народа. Солдатские песни.

Сценарий подготовлен

учителем музыки

Яцеевой Е. Г.

ГО  Верхняя Пышма.

ЦЕЛЬ урока – показать  разнообразие солдатских песен; почувствовать  через исполнительскую деятельность богатство интонаций народной песни.

ЗАДАЧИ:

  1. расширить кругозор учащихся;
  2. вызвать интерес к  истории родной страны;
  3. вызвать чувство гордости за русского солдата.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. фортепиано;
  2. диапроектор, компьютер;
  3. нотные сборники и хрестоматии  («Русские народные песни», М.: Музыка- 1988, с. 8, 13; хрестоматия по музыке , 4 класс, стр. 8; Соболева  Л. «Россия в песне», М.: Музыка- 1990;  «Русский фольклор», М.: Художественная литература. -1986, стр. 216);
  4. репродукции картин ( В.И. Суриков «Переход  Суворова через Альпы», Репин И. Е.  «Проводы новобранца», В. Смирнов «Русский солдат»).

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке

          В ходе урока реализуются следующие методы  организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  1. по источникам знаний: словесные,  наглядные и    практические.

Словесные - это рассказ    о жизненном  пути А. В. Суворова (готовят дети как домашнее задание), беседа о музыке под которую входили в класс, о сюжетах картин Репина и Сурикова. Достаточно широко  используются   наглядные  методы:  иллюстрации картин, показ (демонстрация)  новой для учащихся лирической рекрутской песни «Ой, да ты, калинушка» в исполнении учителем  а капелла, учащиеся сами ведут наблюдение за развитием  мелодической линии лирической песни и солдатской походной, чтобы суметь провести грамотное сравнение этих двух песен.      Учащиеся практически осваивают навыки чистого интонирования мелодии песен, плавного звуковедения в лирической песне (поем 1 фразу) и маршевой поступи в четкой организации ритма походной солдатской песни.

   2. по способам мыслительной деятельности учащихся в ходе урока предполагается (и на практике активно реализуется) наряду с использованием репродуктивных методов – объяснительно – иллюстративных  применять проблемно-поисковые  методы, в частности, частично-поисковый. Учащимся постоянно задаются вопросы, в которых нет однозначного ответа. Они должны самостоятельно найти ответ  о типе народной песни, о герое плачей и причитаний  (от имени кого сочинен плач?)  и доказать свою точку зрения.

3. по форме взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся используются как  методы работы под руководством    учителя, так и   методы  самостоятельной работы учащихся. Так, например, под руководством    учителя разучивается песня, но самостоятельно  в конце урока как подарок А. В. Суворову исполняется походная солдатская песня.

4. по логическому пути учебной работы используются дедуктивные методы. Учащиеся учатся  сравнивать 2 песни, вычленять главную мысль при слушании плачей, находить ответ  и грамотно логически аргументировать свои выводы.

Создание на уроке творческой атмосферы, наличие в драматургии урока  творческих ситуаций позволяет учителю использовать такие  методы стимулирования и мотивации учения, как создание ситуаций успеха  и поощрение.    Эти методы позволяют формировать  интерес к учению, что особенно важно для урока, который проводится 1 раз в неделю. Практически на каждом из этапов урока есть за что похвалить и поощрить  добрым словом (а при подведении итогов урока – и отметкой) ученика.

В сценарии урока видно, что ребята по желанию находят информацию о Суворове, делают о нем небольшую компьютерную презентацию, находят в словарях объяснение  словам «рекрут», «бравый», читают 4 человека плачи  и причитания (обычно заранее с ними я прочитываю несколько раз текст, т. е. работаем над выразительной интонацией русской песни). Концертное исполнение песни, которая вызывает положительные эмоции у детей, а они, в свою очередь, во время исполнения их с удовольствием показывают. В результате классный хор несомненно заслуживает не только похвалы, но и хорошей оценки за  исполнительскую деятельность. Таким образом,  используется  устный  метод контроля. После концертного исполнения песни возможно, чтобы оценку исполнению дали сами дети. Они знают критерии оценивания итогового исполнения песни, в этом случае будет  применяться индивидуальный метод самоконтроля. В 4 классе дети уже в состоянии самостоятельно оценить свою исполнительскую деятельность. Учащиеся, которые выполняют индивидуальные задания по желанию: читают плачи, делают компьютерную презентацию либо устное сообщение о Суворове, солируют при хоровом пении солдатской походной песни - знают, что их деятельность будет оценена положительно и заслуживает только отличной отметки – это тоже формирует положительную мотивацию к изучению предмета и формирует интерес к учению.

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского  подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского.

Драматургия урока

  1. Организационный момент: вход в класс под музыку, приветствие;          
  2. Определение темы, цели и задач на уроке.                                                    
  3. Работа над песней «Солдатушки, бравы ребятушки»: над дикцией, характером песни, её содержанием, анализ текста песни.
  4.  Рабочее исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
  5. Проверка домашнего задания: объяснить слова «рекрут», «бравый».
  6. Творческая ситуация «Мы на проводах в рекруты»: обращение к иллюстрации картины Репина «Проводы новобранца» и работа с текстами плачей и причитаний о солдатах (индивидуально): чтение текстов (4 человека) на определение  принадлежности – от чьего имени звучат слова причитаний.
  7. Песня  «Ой, да ты, калинушка»: показ,  анализ особенностей текста и мелодии, вывод:  это лирическая протяжная  русская народная песня.
  8. Сравнение  2-х русских народных  песен: протяжной «Ой, да ты, калинушка» и походной «Солдатушки, бравы  ребятушки».
  9. Рассказ о Суворове – индивидуальное задание было дано заранее по желанию:  учащиеся дома находили информацию о полководце; на уроке: рассказ сопровождается небольшой компьютерной презентацией на 4-5 слайдов, где последний слайд -  картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
  10. Обсуждение с учащимися сюжета картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы», на экране высвечен фрагмент картины с увеличенным изображением генералиссимуса Суворова;
  11. Кульминация урока.  Творческая   ситуация:  мы – солдаты суворовского полка: итоговое исполнение р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» как походной песни и как подарок  В. И. Суворову. 
  12. Итог урока.
  13. Домашнее задание (на выбор самих учащихся) - нарисовать форму солдата, рассказать родителям об этом уроке, или написать отзыв об уроке в тетради по музыке.

Ход урока

Вход в класс под музыку. Аккомпанемент р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки». При входе в кабинет те дети, кто сделал домашнее задание (рисунки к теме  урока), украшают доску.

 Приветствие.

Беседа: Узнали музыку? Почему она начала наш урок? Какая по жанру эта песня?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В результате беседы с учащимися - выход на тему урока, определение целей и задач урока: услышать и в исполнительской деятельности почувствовать разнообразие интонаций солдатских песен, понять, почему солдатская песня настолько многообразна.

Обратить  внимание на эпиграф урока: « Хочешь узнать характер, душу народа – узнай его песни» и репродукцию картины  художника В. Смирнова (это заранее оформлено учителем на доске).

Работа над песней «Солдатушки, бравы ребятушки»: дикцией (пропевание  мелодии песни на слоги вокализом, затем с текстом),  интонационной чистотой, характером. Цель - через исполнение почувствовать характер походной солдатской песни.  Рабочее исполнение песни.

Анализ текста песни. Проверка домашнего задания: поиск правильного ответа на вопросы: Сколько лет служили  в царской армии, кто такой рекрут? Как понять «бравый солдат»?– ответы детей.

Рекрут - (словарь В. Даля)- некрут, новобранец, новик военной службы, поступивший в солдаты рядовым или по найму.

Бравый- хороший, красивый, славный.

Творческая ситуация. Мысленно перенесемся на полтора столетия  назад. Обязательно во время проводов  в армию  звучали плачи и причитания.

Как это могло происходить  - изобразил русский художник И. Репин. Обращаем внимание на экран, где демонстрируется репродукция  картины И. Е. Репина «Проводы новобранца».  Разговор с учащимися по сюжету картины, определяем, что  здесь изображены члены большой крестьянской семьи, которые пришли проводить в рекруты новобранца.

 Учитель предлагает учащимся: - Послушайте тексты некоторых плачей  внимательно. Обратите внимание на красоту и необыкновенную поэтичность  русского слова. Ваша задача – определить КТО плачет по рекруту?

Этап небольшой  самостоятельной работы: для того, чтобы учащиеся не выкрикивали, предлагается ответы записывать в тетрадь, затем совместно с учащимися обсуждаются правильные ответы.

Четверо учащихся (работа по выразительному чтению проходит заранее) читают тексты плачей  и причитаний о рекрутах и солдатах  от имени:

  1. Сестры
  2. Матери
  3. Подруги, невесты, жены…
  4. Сам рекрут о себе.

                                  (сборник «Русский фольклор», стр. 216 - 219)

Мини – итог.  ПОЧЕМУ плакали - причитали почти все родственники? Почему в песне «Солдатушки…» жены – это пушки, детки - пули метки, сестры - пики, сабли востры… а отцами становятся полководцы…25 лет службы в армии – это много или мало?

Учитель: - Первый год службы очень – очень сложный. Послушайте, какие песни складывали рекруты.

Слушание: р.н.п.  «Ой, да ты, калинушка» в «живом» исполнении учителем.

Цель слушания:  понять содержание:  почему  сравнивается солдат  с оторвавшимся листом отпущенным во синё море? ( Будто оторван от родного дома, и неизвестно, сможет ли он свидеться со своей семьей, женой и детками), рассказать о характере русской народной песни. После обсуждения делаем мини - вывод: такие песни называются лирическими, когда через природу рассказывается о чувствах человека, когда протяжный, распевный часто грустный и печальный характер песни.

Делаем совместно с учащимися сравнительный анализ 2-х солдатских  русских народных  песен:

«Солдатушки…» - походной и «Ой, да ты, калинушка» - лирической, протяжной.

(«Ой, да ты, калинушка» – протяжная, распевная, в медленном темпе, душевная, как мысль одного человека:

«Солдатушки»- маршевая, строгая, ритмичная, в форме диалога).

- Эту песню сочинили солдаты, которые служили под началом А. В. Суворова. Они считали его своим отцом. Спросить у ребят индивидуальное домашнее задание, которое учащиеся выполняли по желанию - находили информацию о русском полководце.  Учитель дополняет рассказ учащихся сведениями об исторических событиях, которым посвящена картина Сурикова  «Переход Суворова через Альпы». Происходит обсуждение с учащимися сюжета картины Сурикова, на экране высвечен фрагмент картины с увеличенным изображением генералиссимуса Суворова.

Кульминация урока.

Творческая ситуация. Учащимся предлагается мысленно перенестись на 2 столетия назад, конец 18 века, русско-австрийская кампания, мы – солдаты, мы  поем, как – будто для Суворова.

Итоговое исполнение песни ««Солдатушки, бравы ребятушки» в форме диалога, с солисткой, которая спрашивает, а весь класс – отвечает.

Итог урока. Вспомните, какую на уроке мы ставили цель…Убедились ли вы в том, что солдатские песни были очень разнообразны? Докажите это на примерах.  Как вы думаете, почему такое разнообразие присуще солдатским песням?- потому что разнообразны чувства солдат, которые наполняют их души за долгие годы службы в царской армии….

Главное: Зачем нам сейчас надо знать песни сложенные русскими солдатами несколько столетий назад? Зачем их надо исполнять? Какое вы испытывали чувство, когда пели солдатскую походную песню как-будто для самого Суворова?    

Итог подводят учащиеся – поставьте за урок оценку в тетради: 5 , если все понравилось; 4, если у вас есть замечания – укажите их по возможности….                

Домашнее задание:  Буду рада, если еще увижу ваши рисунки с изображением русского солдата 18-19 века. Буду рада, если кто-нибудь из вас напишет в тетради по музыке отзыв о нашем уроке. Прошу  рассказать вашим родителям о сегодняшнем уроке.

Поблагодарить учащихся за работу на уроке, отметить особенно активных  ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....

Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"

Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок ин...

Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа" - "Путешествие в деревню гармошка"

урок в 4 классе в разделе "гори, гори ясно" по теме "Музыка моего народа"...

Музыка моего народа. Трудовые песни.

...Нигде так явственно не выражается характер народа, как в его музыке.(В. Ф. Одоевский)...

Открытый урок по теме: "Музыка моего народа"

Открытый урок - проект по музыке 5 класс по теме: "Музыка моего народа". На данном уроке учащиеся знакомились с музыкальными произведениями чувашского народа....

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...