Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы приобщения детей к национальной культуре коми – пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzeynoy_pedagogiki_v_realizacii_obrazovatelnoy_programmy.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Четина Ольга Леонидовна
учитель изобразительного искусства, МОБУ «ООШ № 5»
г. Кудымкара, Пермский край
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б. Салтыков.
Народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Нашему современнику трудно представить, что всего лишь 100 лет назад отдельные энтузиасты начали собирать произведения крестьянского искусства. Только на рубеже XIX – XXвв. русская общественность начинает осознавать эстетическую ценность народного бытового искусства и оно становится материалом для пристального изучения.
Музейная педагогика – это прикладная научная дисциплина, находящаясяна стыке трех наук: музееведения, педагогики и психологии. Она занимается исследованием закономерностей, принципов и методов работы музея с аудиторией.
Музейная педагогика – это та область в образовании и воспитании, которая связана со средой и регулирует отношения человека с предметно – культурным миром. Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко – культурно мирового наследия в образование.
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре коми – пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
С 2000г в нашей школе ведется по изобразительному искусству в седьмых классах музейно – педагогическая программа «Искусство и культура моего народа».
Прежде чем составить программу я познакомилась с направлениями просветительской работы, тематикой экскурсий в коми-пермяцком краеведческом музее им.Субботина – Пермяка.
Главной целью программы является – знакомство с национальной культурой Коми – Пермяцкого народа.
Программа знакомит с самобытностью народа коми, его историей и культурой, воспитывает уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его, как бесценную сокровищницу прекрасного.
Данная программа является попыткой объединить усилия музея и школы. Она представляет возможность оказать необходимую консультацию и методическую помощь в приобщении школьников к родной культуре.
Сотрудники музея помогают учителю избавиться от элементов дилентантизма и неточностей в работе с историческими материалами. А для музея – это подготовка своего постоянного посетителя.
Программа рассчитана на 1 год по 1ч в неделю, в которую входят циклы лекций, экскурсий, беседы и практические занятия на темы декоративно – прикладного и народного искусства коми – пермяков. Такие занятия могут проходить в краеведческом музее, где ребята знакомятся с бытом и обрядами коми – пермяков, национальным костюмом, интерьером избы, деревянным зодчеством, творчеством Субботина – Пермяка и др.
На занятиях учащиеся знакомятся с современным искусством, организуются встречи с ведущими художниками (например, с М.П.Гуреевым, на встрече с Л.Н. Бражкиным был организован просмотр видеофильма о его творчестве).
При сотрудничестве с музеем большую помощь нам оказывает Щербинина Татьяна Евгеньевна – научный сотрудник музея. Татьяна Евгеньевна помогает организовать экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми: с архитектором, народными мастерами, экскурсии за кулисы театра и др.
При изучении курса учащиеся выполняют творческие задания, занимаются искусствоведческой и поисковой работой, что помогает глубже изучить этот предмет.
Особенно плодотворным является опыт практической работы, сочетающий в себе общение детей с подлинниками изобразительного и народного искусства, беседы по искусству, экскурсии в музей и самостоятельную творческую работу.
Например:
- На 1 уроке ребята слушают лекцию в музее о «Коми-пермяцкой набойке», а на 2 уроке рисуют набойку.
- На 1 уроке слушают лекцию «Чудские древности», на 2-3 уроке
выполняют эскиз витража по теме «Пермский звериный стиль».
Совместная работа с музеем оказывает неоспоримую помощь в решении многих задач. Изучение народного искусства, наиболее близкого и доступного детям, куда органично входит и знакомство с подлинными музейными предметами, и рассказ музейного сотрудника, и устный и музыкальный фольклор, и практические занятия с детьми на основе пройденного материала, и праздники, посещения музея – все это необходимо для наиболее полного раскрытия темы.
Мы считаем, что наш проект по музейно – педагогической программе «Искусство и культура моего народа» осуществляет модель взаимодействия музея и школьного образования.
Ведется сотрудничество с музеем и по другим направлениям:
- участие в культурно-образовательном проекте «Школа традиционной народной культуры» реализуемым краеведческим музеем им.П.И. Субботина –Пермяка;
- участие в праздниках «Масленица», «Рождество»;
- мастер-класс на открытии выставки декоративного творчества» (учащиеся демонстрировали свое мастерство по народной росписи);
- участие в выставках детского рисунка;
- исследовательская работа и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"
В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...
Доклад. «Музейная педагогика» на уроках изобразительного искусства.
Доклад. Освоение культурно – образовательного пространства обучающимися на уроках изобразительного искусства через использование элементов технологии «музейная педагогика", дает представление о ...
Приложение к уроку изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"
В приложении размещены материалы к уроку изобразительного искусства "Национальные традиции в культуре народа" (картинки, карточки, словарик)...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
«Пейзаж. Природа и художник» урок изобразительного искусства в 6 классе в рамках ЕМД «Реализация программы воспитания через образовательный процесс»
Урок изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж. Природа и художник" проведен в рамках ЕМД "Реализация программы воспитания через образовательный процесс" - экологическое ...
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...