Методическая разработка.Занятие кружка УНТ "На завалинке" "Защитника сила-богатырская стать".
методическая разработка (7 класс) на тему

Самойлова Елена Викторовна

На занятии кружка устного народного творчества "На завалинке" знакомятся с русскими богатырями. Цель данного мероприятия: дать представление  о богатырях, как о защитниках русского народа в Древней Руси.В конце занятия перед учащимися была поставлена задача -найти информацию о богатырях в разных источниках, нарисовать рисунки, оформить альбом "Богатыри" для учащихся младших классов. Учащимся предстояла работа по методу проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Занятие кружка УНТ «На завалинке».

Тема «Защитника сила - богатырская стать".

Цель:

 дать представление  о богатырях, как о защитниках русского народа в Древней Руси;

Задачи:

 - сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси;

-познакомить с былинами, как жанре устного народного творчесва;

 -воспитывать интерес к живописи, уважения к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину;

 -развивать связную речь, воображение;

- нацелить на работу над проектом «Богатыри».

Оборудование. Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», книжные иллюстрации, изображающие былинных богатырей,былины, ноутбук, фильм о богатырях.                        

        Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очередное занятие кружка «На завалинке».Но у нас сегодня гости. . . Мы с вами познакомимся с замечательными русскими защитниками, о которых с древних времён воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества?

Дети:  Сила, смелость, ловкость.

 Воспитатель: Наше занятие называется «Защитника сила -богатырская стать»Как вы понимаете слово «стать»? (телосложение ,фигура). Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете дет? Ответы детей (пословицы о Родине)

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни

Русскому солдату, как и в старь, за Россию матушку жизни не жаль.

Воспитатель: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину - край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной . Ведь они пахали деревянной сохойте поля, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река, - все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о них складывали стихи. Послушайте стихотворение

Широка ты Русь по лицу земли!

 В красе царственной развернулася!

 У тебя ли нет богатырских сил

 Старины святой, громких подвигов

 Уж и есть за что, Русь могучая,

 Полюбить тебя, назвать матерью,

 Стать за честь твою против недруга,

 За тебя в нужде сложить голову!                                                                                         -Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

 Дети: гордость, храбрость.

 Воспитатель: Правильно, гордость. Вот и  слагались такие стихи, чтобы отразить и сохранить для потомков, для нас с вами, гордость за мужество и храбрость защитников Отечества - русских богатырей. Также сочинялись былины.

Былина - это песнь-сказание. Это то, что когда-то это было. Создателями былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин?(обратить внимание на выставку).

Дети: Богатыри.

-Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем по ней.

 Вопросы:

 

-Кто изображён на картине художника Васнецова?

-Кто находится в центре картины? Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый, опытный богатырь).

Под славным городом под Киевом

На тех на степях Днепровских

Стояла застава богатырская

На заставе был богатырь Илья,

А конь под Ильёй словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясен сокол.

 

Воспитатель: А кто мне расскажет про Илью, каким вы его видите на картине?

В центре картины Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжёлую палицу (дубина, простейший вид оружия). «Как махнёт Илья прямо- проложит улицу, махнёт налево- переулочек:». Сидит Илья Муромец уверенно на своём могучем вороном коне, копьё наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается,- не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

 

Воспитатель: А теперь послушайте ещё отрывок из былины.

А на заставе Добрыня, Никитин сын,

И мог его конь богатырский,

С горы на гору перескакивать

С холма на холм перемахивать.

 

Воспитатель: Про кого я прочитала? Расскажите о нём.

Слева от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеиваются, и кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

 

Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца? Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

А и был там Алёша млад.

Что из красна города Ростова.

А Алёшенька, он наровчат был.

Он наровчат, да увёртлив был.

А и в та поры он догадлив был.

Свой тугой лук разрывчатый отстёгивал.

От правого стремени булатного.

Накладывал стрелочку калёную

А оттягивал тетёвочку шелковенькую.

 

Воспитатель: А как вы видите Алёшу на картине?

Справа от Ильи Алёша Попович- молодой, красавец с золотистыми кудрями. Из-под тёмных бровей его остро смотрят очи соколиные. А и щёголь Алёша- красная рубаха под кольчугою, жёлтые сапожки с острыми загнутыми носами да высокими каблуками, пояс узорчатый. Алёша, как будто, отстал; кажется, что он подъезжает к другим богатырям на своей маленькой, рыжей, лохматой лошадке. Он сидит на ней свободно и непринуждённо, но мы видим, что он настороже- глаза внимательно глядят вдаль, левой рукой Алёша крепко держит тугой лук, а правой достаёт из колчана (мешок для стрел делался из кожи с мехом, короче стрел) стрелу калёную. Да и лошадка его косится в сторону опасности.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков:

(показывают силача)

Он силён, он здоров.

(по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял.

(имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри,

(поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Просмотр фильма «Богатыри».

Воспитатель: Из этого фильма может, вы узнаете былинных героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Чтоб удержать победу над врагом только силу, смелость, храбрость иметь? Что ещё ? Знания.

Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?»

-кто такие богатыри?

-воины, борцы, защитники

-а какие они были?

-сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.

-а что они делали?

-защищали, охраняли Русь.

Загадки

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга).

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем).

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну что догадались? Конечно же… (меч).

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит тяжелый блестящий и кругленький (щит).

Не крылата ,а перната, как лежит ,так свистит (стрела).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).

 Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей). Где их можно встретить?

Дети: Это пожарники, пограничники моряки, полицейские и т. д

Воспитатель: Всё верно! Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Молодцы! Вы сегодня отлично отвечали на вопросы, вели беседу. Давайте же будем такими сильными, смелыми, храбрыми, не обижать слабых, а помогать им, уважать старших и вы обязательно вырастите настоящими богатырями.

Выступление воспитателя из семьи Ладушкиных с предложением о создании альбома о богатырях для малышей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем оформить такой альбом? А что мы можем в него поместить? Я предлагаю не только оформить альбом, но и нарисовать рисунки о богатырях, рассказы, былины, вложить в этот альбом диск с мультфильмами. Наша работа будет называться проектом «Богатыри».

Для этого мы должны разделиться на группы и распределить обязанности между группами и членами групп.

1 группа «Художники»: рисунки. Чтобы нарисовать рисунки к кому вы можете обратиться? (Пустуева Н.А.). Наталья Антоновна поможет вам нарисовать доспехи богатырей, богатырей в сражении.

2 группа «Читатели»: былины, рассказы, стихи, пословицы, сказки о богатырях. К кому вы обратитесь? (Черепанова Г.В.). Она вам подберет нужную литературу и составит список книг.

3 группа «Историки»: история. Бутакова Н.В. Предлагаю вам спросить у Н.В., а были ли настоящие богатыри в истории, не в былинах и сказках, а в жизни.

Сейчас мы будем собирать альбом, а в апреле мы пригласим семью Ладушкиных, других педагогов школы, расскажем, как мы с вами работали над проектом и покажем наш альбом – завершающий этап – защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,...

методическая разработка занятия в кружке любителей математики

Выявление закономерностей заполнения "магических" квадратов и создание алгоритма их решения....

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...