Молодёжные субкультуры в условиях современного образования.
статья на тему
Тема субкультур – одна из интереснейших. Она обширна, многогранна, жизненна и наблюдается каждый день. К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли.
Субкультура – свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение, часть общественной культуры. Её составляющими и одновременно признаками оказываются знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированности субкультуры является совокупность названных параметров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnye_subkultury.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Молодёжные субкультуры в современной России и их взаимодействие с обществом.
Тема субкультур – одна из интереснейших. Она обширна, многогранна, жизненна и наблюдается каждый день. К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли.
Субкультура – свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение, часть общественной культуры. Её составляющими и одновременно признаками оказываются знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированности субкультуры является совокупность названных параметров.
Знание (картина мира в узком смысле) – под этим понятием имеется ввиду вся совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве.
Ценности – один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый.
Стиль и образ жизни – эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, относят тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Их называют неформалами, ибо они выбиваются из формализованных структур нашей жизни, не вписываются в привычные правила поведения.
Молодежные субкультуры очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки и молодые люди, образуя группы, течения, направления.
Молодежь представляет будущее страны, ибо общество воспроизводит себя биологически и социально через молодое поколение. Жизнеспособность любого общества зависит именно от его молодежи. Вот почему так важно изучать ее настроения и поведение, ярко проявляемые в молодежных субкультурах. Эти неформальные образования в какой-то мере служат своеобразным барометром, позволяющим измерять нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе. В какой-то мере появление тех или иных молодежных объединений сигнализирует о нерешенных проблемах страны, выступая тем самым болевыми точками на социальном организме.
Каждому из нас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал – представитель одной из современных субкультур; попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями.
В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежных субкультур? Хотелось бы отметить, что всегда существовало определенное различие между поколениями, которое еще более становится ощутимым в современном мире, ибо современный социум – сверхдинамичная система. Следует также обратить внимание на тот факт, что молодежь обладает рядом социально - психологических особенностей. Она эмоциональнее, ей присуща тяга к свободе и независимости. В учебном коллективе, даже в семье, подросток нередко чувствует себя стесненным рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимым от преподавателя или родителей. В этом случае участие в деятельности неформальной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Также стоит отметить, что подростки испытывают потребности в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости и стремятся в рамках той или иной субкультуры удовлетворить эти потребности. Однако необходимо подчеркнуть, что нередко причинами вхождения подростков в субкультуры является просто дань моде, отсутствие осознанной цели, подражание течениям и направлениям западной неформальным объединениям.
Таким образом, главными причинами появления и распространения той или иной молодежной субкультуры являются следующие:
1. Социально - экономические (безработица, скучная, малоинтересная работа).
2. Морально - нравственные (различия между поколениями).
3. Психологические (молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек).
4. Морально - этические (стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения).
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
В рамках молодежной субкультуры и молодёжных объединений принято выделять три направления:
1. Асоциальные: стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности внешнего вида или поведения молодёжи. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.
2. Антисоциальные: протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Примером антисоциальных объединений является движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских".
3. Просоциальные: приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" – экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Субкультуры не стоят на месте, они развиваются и изменяются, все шире охватывая человечество. Молодежь ищет себя, стремится к самовыражению, желает иметь свое собственное суждение по любому вопросу. Иногда это приводит к крайнему противопоставлению по отношению к базовой культуре общества.
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Это явление элитарное, через которое проходят немногие молодые люди. Отклоняясь от традиционной культуры, явление субкультуры нацелено на включение молодых людей в общество.
Средняя российская семья сегодня не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе.
Сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура – «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
Одной из важнейших задач социальных структур общества является перенаправление деструктивной энергии молодежи в конструктивную. Для этого необходимо принимать участие в решении молодежных проблем, откликаясь на них душой и сердцем, ибо равнодушие – главный враг для понимания другого человека.
Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают – любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.
Приложение.
Самые распространенные подвиды субкультур современной России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования
Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования в рамках изучения национально-регионального компонента, на примере курса "Краеведение"...
Особенности профориентационной работы в условиях современного образования
Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися....
Статья "Инновационная деятельность в условиях современного образования"
Главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества.Сущность современного образова...
Самореализация личности в условиях современного образования
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всест...
Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»
Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...
«Имидж школы в условиях современного образования»
«Имидж школы в условиях современного образования» Цель:Характеристика основных направлений деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного имиджа школы Задачи:1. Определи...
«Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»
Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...