Особенности профориентационной работы в условиях современного образования
методическая разработка (9 класс) по теме
Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 81.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
Особенности профориентационной работы
в условиях современного образования
Классный руководитель 9 класса
Чечкина Светлана Игоревна
Содержание
Введение _______________________________________________________3
1. Актуальность профориентационной работы в школе ________________4
2. Формы профориентационной деятельности________________________6
3. Роль классного руководителя в профориентационной работе
с учащимися ____________________________________________________8
Заключение _____________________________________________________10
Список литературы_______________________________________________11
Введение
Процесс профессионального самоопределения – это:
- действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;
- действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии;
- действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Чтобы повысить результативность воспитательной работы рассмотрим вопрос особенностей профориентационной работы классного руководителя в условиях современного образования.
Цель: рассмотреть теоретический аспект проблемы профессионального самоопределения подростков.
Задачи:
- Рассмотреть важность и актуальность проблемы профориентационной работы в школе.
- Проанализировать формы профориентационной деятельности.
- Выявить на основе изучения литературы роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися.
Актуальность профориентационной работы в школе
Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием ее развития в условиях динамичного роста. Актуальность вопроса была уже обозначена в Посланиях Федеральному собранию РФ главы государства В.В. Путина, рассматривалась на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете федерации РФ с участием президента.
31 августа, 2010 на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президент РФ Дмитрий Медведев призвал правильно распорядиться средствами, которые выделяются на систему образования в России. Также он отметил, что престиж рабочих профессий надо поднимать.
По результатам социологического опроса, проведенного среди представителей экономически активного населения страны, подавляющее большинство наших сограждан (75%) убеждены, что «квалифицированные рабочие кадры всегда в почете». Коллеги уважают работяг за профессионализм, а руководители ценят их надежность: «Квалифицированному работнику можно доверить производство». Актуальность рабочих специальностей проверена временем: печальный опыт 1998 года и нынешний кризис показывают, что прежде других под сокращение попадает непроизводственный персонал, тогда как с квалифицированными рабочими кадрами предприятия расставаться не спешат. Между тем, отечественная промышленность испытывает дефицит рабочих рук: не хватает токарей, слесарей, наладчиков оборудования. А нынешняя система профессионально-технического образования не выдерживает критики: практически утрачены связи с производством, преемственность в обучении, нередко слышны нарекания к квалификации преподавательского состава. Все это привело к тому, что сегодня на рынке труда представлены специалисты предпенсионного возраста и совсем юные, неопытные кадры. Рабочих среднего возраста практически нет.
Таким образом я читаю, что моим девятиклассникам необходимо рассказывать о важности рабочих профессий, их актуальности и востребованности на рынке труда, продолжить работу по программе «Радуга талантов», предусматривающей формирование культуры профессионального самоопределения школьников и оказание им профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Формы профориентационной деятельности
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В структуре своей работы по профориентации я выделяю следующие уровни:
Работа по программе «Радуга талантов» охватывает уровни:
Этапы реализации программы:
Роль классного руководителя
в профориентационной работе с учащимися
Профессиональная ориентация, являясь одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя.
Основные направления профориентационной работы классного руководителя в зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает необходимость связи школы с базовым предприятием, а также специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.
В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий. Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.
В 5-9 классах возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание следует обратить на отношение к труду, активно вовлекать их в общественно полезный труд, в работу кружков, творческих занятий, пробуждать их к самосознанию, поиску своего призвания, помогать в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.
В 10-11 классах следует продолжить работу по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробно знакомить их с потребностями народного хозяйства в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и познавательные задачи (найти ответы на установочные вопросы, провести наблюдения, исследования, написать сочинение «Дороги, которые мы выбираем» и т. д.); советует подыскать интересные афоризмы, изречения, пословицы.
Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков должен оказать психолог школы, посещение кабинета профориентации, знакомство с профессиями родителей.
Основными ресурсами профориентационной работы у нас в школе являются:
где классный руководитель играет центральную роль.
В результате реализации данной программы, я надеюсь, что каждый воспитанник будет иметь достаточно информации о профессиях и путях их получения, потребность в обоснованном выборе профессии, уверенность в социальной значимости выбранной профессии, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Заключение
Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое “является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...», а значит выборе профессии.
В основу программы профориентационной работы «Радуга талантов» положены нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность по информационному обеспечению профориентационной работы, рассматривающей следующие аспекты:
учитывая которые, я надеюсь, помогут выпускникам сделать осознанный и осмысленный выбор профессии.
Литература
- Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2009.
- А. Аркадьев: Тесты по профориентации для учащихся.-М: Современная школа, 2008 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2006.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2009.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2010.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях
На протяжении нескольких лет отвечаю за профориентационную работу в школе. Контингент обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...
Опыт работы с одарёнными детьми в условиях современного образования
Доклад содержит материалы из личного опыта работы с одарёнными детьми. Уверена в том, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Предлагаются вашему в...
Особенности профориентационной работы в школе
Выбор профессии - социально значимая задача. Выбор интресной, важной профессии - уверенность в своем будущем, дело, которому хочешь посвятить свою жизнь! Важную роль в выборе профессии играет и ...
Особенности профориентационной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого чел...
«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»
laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...
Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования
Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...
Программа профессионального самообразования Тема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»
Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...