Внеурочная деятельность по предмету
элективный курс (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Волченковской СОШ
________________А.И. Устинова
«_____» ____________________ 2009 г.
ПРОГРАММА
элективного курса
для учащихся 10 класса
ВСЕМОГУЩИЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС
Автор-составитель:
Н.М. Божко
Учитель: Муравьева Марина Валериевна
Согласовано на заседании Т/О
«Освоение новыми педагогическими технологиями»
Протокол № от «___» ____________ 2009 г.
Руководитель Т/О __________ Е.В. Алферова
Зам. директора по УВР _______ В.Н. Ососкова
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этот занимательный синтаксис» - новая модель современного школьного курса для учащихся 5 классов. Рассчитана на 34. часа.
Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера;
• вопросы и задания занимательного характера.
Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями игровой формы для того, чтобы:
- при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
- при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- при изучении однородных членов предложения - усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
- при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Вся практическая проходит в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления. Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико- стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
Раздел 1. О словах и словосочетаниях (4 часа) | ||||
1. | Введение. Этот занимательный синтаксис. | 1 | Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем. | Устный опрос. Взаимопроверка. |
2-3. | Интонация, ударение, паузы, порядок слов в предложении | 2 | Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Нахождение алгоритма «восстановления» строки. |
4-6 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 3 | Сообщения учащихся. Создание проектов по темам. | Индивидуальная работа. Составление рассказа. |
7-8 | Типы предложений. Общие сведения. | 2 | Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа. | Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами. |
9-10 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. | 2 | Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме. | Рассказ о спорте. Изложение. |
11-13 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 3 | . Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы. | Игра «будь внимателен!» |
14-15. | Второстепенные члены предложения. | 2 | Семинар. Работа в группах по заданной программе. | Устный ответ на вопрос. |
16-17. | Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?» | 2 | Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала. | Дополни ответ товарища… |
18-19. | Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. | 2 | Сообщения учащихся. | Устный опрос. Работа с текстом. |
19-21. | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения. | 3 | Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах. | ». |
22-23 | . Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса | 2 | Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем. | . |
24-25. | Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, обращения) | 2 | Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать» | Взаимопроверка и взаимоконтроль. |
26-27 | Сложное предложение | 2 | Сообщения учащихся.. | Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль. |
28-29 | «Простое предложение». ИГРА | 2 | Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц. | Игра «Все о простом предложении». |
29. | Немного о пунктуации. | 1 | Семинар. | |
30-31. | Игровой рассказ «Все о предложении… (или почти все)» | 2 | Сообщение учащихся. | Игровой рассказ. |
32-33. | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» | 2 | Определение победителей в 3-х номинациях. | |
34. | Обобщение знаний. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ
Введение. Всемогущий синтаксис.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЕЖНИЕ (15 ч).
Типы предложений.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Слова, не являющиеся членами предложения.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложные предложения.
Раздел 5. ПУНКТУАЦИЯ
Немного о пунктуации.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.
2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. - М., 1963.
3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.
4. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М.: Вербум, 2001.
5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 0М.: АСТ-ЛТД, 1998.
7.Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 1982.
6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1978.
Для учащихся:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.
5. Постников/., И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. - М.: Просвещение, 1985.
2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978.
4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение, 1976.
3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»
С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету
Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...
Внеурочная деятельность по предмету
Список творческих работ.Список победителей конкурсов.Сценарии внеклассных мероприятий....
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...