Внеурочная деятельность по предмету
материал по русскому языку по теме
Список творческих работ.
Список победителей конкурсов.
Сценарии внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 437.07 КБ |
scenarii_vneklassnyh_meropriyatiy_po_predmetu.doc | 45.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Список творческих работ
Багинов Данил ученик 10 класса «Черты социального романа в романе «Господа Головлевы».
Ахтамова Рая, ученица 9 класса «Эволюция темы дружбы в лирике А.С. Пушкина».
Список победителей и призеров конкурсов:
-2010 г. «Слово доброе посеять» Ахтамова Раиса 7 класс, 3-ье место
-2010г. – «Люди бессмертного подвига», Урбанова Мария, 7 класс, 3-4 место.
-2011г. – «Слово доброе посеять», Анганова Валентина, 11 класс, 2-ое место.
-2011г. – «Этнические традиции моей семьи» Шакиров Дамир, 8 класс, 2-ое место.
-2012г. – «Воспеваю край родной» Хамханова Анастасия, 5 класс, 1-ое место.
-2013 - «Сказка в новогоднюю ночь» Урбанова Мария,11 класс, 2-ое место.
2012 - «Письмо водителю» Урбанова Влада, ученица 5 класса, благодарственное письмо.
Шамардина Наталья Александровна,учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №83»
города Омска
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов
«Уроки весёлой грамматики»
(Оформление праздника , костюмы выступающих и реквизит придумывают учащиеся-«артисты» вместе с учителем, который является ведущим этого мероприятия).
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на празднике русского языка.
Ребята, в школе вы познакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.
Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Недаром говорится: «Сначала Az да byki, а потом другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».
Сегодня мы приготовили для вас уроки весёлой грамматики, которые помогут подружиться с этой трудной наукой.
О братике Кондратике.
(в инсценировании стихотворения принимают участие три человека: прилежный ученик, Кондратик и грамматика).
Прилежный ученик:
На братика Кондратика
Разгневалась грамматика:
«Каких он букв наставил-
Совсем не знает правил!»
К тому ж Кондратик сам
Признался раз друзьям:
Кондратик:
«Люблю я математику
И не люблю грамматику,
Живу себе не плачу».
И сел решать задачу.
Прилежный ученик:
Смотри-ка ,в самом деле
И множит он, и делит.
Теперь словами надо
Дать объясненье рядом.
Кондратик верно множит,
А слов связать не может.
И тут он как заплачет:
Кондратик
«Вот это мне задача!
Как разобраться с ними,
Тире и запятыми?!
(На сцену выходит прилежный ученик и читает стихотворение «Гимн грамматике»).
Прилежный ученик
Грамматика, грамматика —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы —
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Кондратик
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
(учитель звонит в колокольчик и объявляет, что начинается первый весёлый урок – урок морфологии. Он задаёт вопрос зрителям: о том, Что изучает морфология, слушает ответы и просит назвать части речи по предложенным стихотворным отрывкам).
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
(Глагол)
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(Существительное)
Учитель:
На нашем весёлом уроке вы вспомните о названных частях речи, а ещё о предлогах и междометиях.
(Выступают учащиеся с чтением и инсценированием стихотворений).
Части речи
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
<Новый ><школьный ><день> <пришел.>
<Встали ><мы ><— ><местоименье.>
<Бьет ><числительное ><семь.>
<За ><ученье, ><без ><сомнения,>
<Приниматься ><надо ><всем.>
<Мы ><наречием ><отлично>
<На ><уроках ><дорожим,>
<Соблюдаем ><мы ><привычно>
<Дисциплину ><и ><режим.>
<Не ><и ><ни ><у ><нас ><частицы,>
<Нам ><их ><надо ><повторять.>
<И ><при ><этом ><не ><лениться,>
<И ><ни ><часу ><не ><терять!>
<После ><школы, ><как ><известно,>
<Мы ><катаемся ><в ><санях.>
<Здесь ><особенно ><уместны>
<Междометья ><ох ><и ><ах.>
<А ><потом>
<У ><теплой ><печи>
<Повторяем>
<Части ><речи!>
Учитель:
А сейчас вы узнаете, к чему привело слишком старательное изучение глаголов
(В инсценировании стихотворения принимают участие два человека: ученик и его разгневанный сосед) <>
Ученик:
<Я ><пришел ><из ><школы,>
<Я ><учу ><глаголы...>
<Мне ><их ><выучить ><— ><пустяк!>
<У ><меня ><свой ><метод!>
<Применяется ><он ><так,>
<Новый ><метод ><этот:>
<«Кричать» ><— ><кричу,>
<«Вертеть» ><— ><верчу,>
<«Двигать» ><— ><двигаю,>
<«Прыгать» ><— ><прыгаю.>
<Я ><и ><прыгал! ><Я ><и ><двигал!>
<Я ><и ><топал! ><Я ><и ><пел!>
<Пел, ><пока ><у ><нас ><><прихожей>
<Вдруг ><звонок ><не ><зазвенел!..>
<Открываю: ><наш ><сосед...>
<(Он ><живет ><под ><нами)>
<Не ><причесан, ><не ><одет ><—>
<В ><тапках ><и ><в ><пижаме.>
<Он ><кричит:>
сосед:
<— ><Прошу ><прощенья!>
<Это ><что ><— ><землетрясенье?>
<Или, ><может ><быть, ><слоны>
<Надо ><мной ><поселены?!>
Ученик:
<— ><Уважаемый ><сосед,>
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы.
Учитель:
На сцену просится само имя прилагательное!
Прилагательное :
Очень занимательное
— Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая».
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Учитель:
Ребята, а вы знаете учеников, которых можно назвать лежебокиными? Один из них сейчас появится перед вами.
(В инсценировке участвуют Лежебокин и ученик-ведущий).
Ведущий:
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
Лежебокин:
— В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена,
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Ведущий
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Учитель:
Ну, что, ребята, простим?
К нам на праздник пришли падежи! Им слово.
Именительный
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
Родительный
— Того, — сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
Дательный
— Тому, — ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
Винительный
— Того, — сказал Винительный,
— Я буду обвинять.
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
Творительный
С тем, — заявил Творительный, —
Кто очень уважительно
Относится к труду,
Предложный
О том, — сказал Предложный, —
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Учитель:
А ты, мальчик, чем расстроен?
Грустный мальчик:
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги...
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «по»?
Что значит — «за»:
И «за» и «по» — предлоги...»
А хорошо бы — ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Учитель:
На сцену выходит междометие
Мне, — сказало Междометье, —
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье.
Возмущение, привет...
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
Учитель:
А сейчас в выступающем ученике кто-то узнает себя и, надеемся, постарается учить уроки добросовестно.
Ученик:
<Сердце ><так ><и ><гложет ><страх.>
Ах!
<Эх, ><не ><помню ><как ><назло!>
<Вот ><бы ><нынче ><повезло!>
<Я ><по ><списку ><дальше ><всех!>
<Эх!>
<Ох, ><беда ><уже ><близка!>
<Так ><и ><ждет ><меня ><доска.>
<Если ><б ><кто-нибудь ><помог.>
<Ух, ><захватывает ><дух!>
<Притворюсь-ка, ><что ><я ><глух!>
<Хоть ><бы ><в ><классе ><свет ><потух!>
<Ух!>
<Ах!>
<Эх!>
<Ох!>
<Ух... ><не ><вызвали!>
(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,
во время которой активными участниками становятся зрители).
Учитель:
На переменках все играют и веселятся, и мы с вами, уважаемые зрители, займёмся тем же. Мои загадки-складки помогут вам вспомнить синонимы и антонимы.
А какие слова называются синонимами?
(зрители отвечают)
<><><Простое ><слово ><промежуток:>
<В ><театре ><несколько ><минуток,>
<Пока ><начнется ><новый ><акт, ><.>
<Мы ><называем ><все ><... >< >< >< >< >< ><>
<На ><время ><что-то ><прекратив,>
<Мы ><объявляем ><.. ><.>
<В ><борьбе, ><в ><труде ><устали ><слишком>
<Дают ><уставшим ><...>
<После ><урока ><непременно>
<Нужна ><ребятам ...>
Учитель:
А теперь скажите, что такое антонимы?
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня - …
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я …
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …
Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале второго весёлого урока – урока орфографии. Напоминает ребятам, что изучается в этом разделе русского языка, и предлагает вспомнить с помощью артистов известные правила.
(в инсценировке участвуют ведущий, Ежи и три слова)
Ведущий:
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
Говорят сразу три слова:
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
Апельсин:
«Я, — воскликнул «Апельсин»,
Никакой не «Опельсын»!
«Я, — расплакалось «Колечко»,
Никакая не «Калечка»!
Сосна:
«Я, — разгневалась «Сосна»,
— Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
Слова говорят по очереди:
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены.
Милый школьник! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без вниманья
Получить образованье!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя «Ежи» в полминуты
Переделаем в «Ежа»!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
(Учитель может спросить ребят о том, какие правила помогает вспомнить эта сценка).
Учитель:
Вспомнить, как пишется не с глаголами нам поможет сказка
«Сила любви»
(участвуют ведущий, Глагол, Частица не).
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Учитель:
А сейчас мы прочитаем странное письмо и выясним, какие правила не знает Миша.
(Строчки из письма необходимо воспроизвести на ватмане или на доске и продемонстрировать зрителям).
Друг Мишки:
Пришло письмишко мне.
Гляжу
—Из лагеря, от Мишки...
«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут...
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ...
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется — надо подлечить:
Заставить правила учить...
Учитель:
На сцену рвутся возмущённые буквы А и О.
Ведущий:
Буква А и буква О
Обижаются давно:
Буквы говорят по очереди:
— Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через А — «карова».
Букве А стоять здесь стыдно,
Ей и больно и обидно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва».
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Буква А и буква О
Обижаются давно:
— Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги!
Учитель:
К нам пожаловали Ъ и Ь знаки
Мягкий Знак:
Он очень вежлив, Мягкий Знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь — отрежьте!
Поешь — поешьте!
Исправь — исправьте!
Оставь — оставьте!
Так мягко просит Мягкий Знак,
Что отказать нельзя никак.
Твердый знак:
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Учитель:
Ребята, помогите Тане!
Таня:
Я прилагаю все старанье,
Хочу понять правописанье.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
— А ну, не плачь, кончай-ка плач!
Синяк пройдет, — сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю все старанье,
Я проявляю прилежанье,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.
Учитель:
А почему это в школе так не везёт Андрею?
Ведущий:
В классе пишут под диктовку:
«Я принес из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принес из леса грипп».
Ну, скажите, почему
Так послышалось ему?
Игроки владеют басом.
А певец завидным пасом.
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везет ему?
Учитель:
А какое правило нужно применить, чтобы правильно написать слова с приставками на – З - С
Ведущий :
Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой С.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запоют, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-
Пред согласными глухими
Всегда меняют 3 на С.
Ведущий обращается в зал:
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Все учти, продумай, взвесь,
Не свихнись на слове здесь,
Помни все условия.
А как писать здоровье?
(ведущий слушает ответы и продолжает)
Чтобы смысл не повредить,
3 нельзя в них отделить.
...десь, ...доровье, ...дание
Лишены здесь содержания.
Верните 3, и снова
Заговорят три слова.
Здесь, здоровье, здание
— Запомни написание!
Учитель:
Вниманию зрителей представляется миниатюра «Спиши – не спеши»
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
— Спишите их. Только — не спешите. Все пишут, а Коля — нет...
— Почему ты не работаешь, Коля?
— Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»...
Учитель:
Как вы думаете, почему растерялся Коля?
(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены).
Учитель:
Сейчас мы поиграем в игру «Угадай словечко».
Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово, оно должно быть с удвоенной согласной.
Во мне два К, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом... (аккуратный).
В конце двойное Л пиши,
А как зовут меня — реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный...(кристалл).
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда
Двойное Р содержит он
И называется... (перрон).'
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.(троллейбус).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я … (хоккей)
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья
Пишется в конце две С,
Называется … (экспресс)
3 урок
Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале третьего весёлого урока – урока каллиграфии и орфоэпии.
Учитель:
Хочу вам напомнить,
Каллиграфия учит нас красиво и аккуратно писать, а орфоэпия – правильно произносить слова. Сейчас вы услышите и увидите, что бывает, когда ребята нарушают законы каллиграфии и орфоэпии
Ученик:
Я пишу быстрее всех,
А потом бывает смех
И ехидные улыбки:
В каждом слове 3 ошибки!
Просто я уже такой
Просто делаю все наспех
И хоть я уже большой
Поднимают меня насмех
Учитель:
Знакомая картина, не правда ли?
А сейчас вы узнаете, какая связь между почерком и ногами.
(В сценке принимают участие два человека: грамотный и неграмотный).
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
— Нет не могу нога болит, — ответил хмуро тот, —
через неделю приходи, авось нога пройдет
— Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.
— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватить сил,
Ведь почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет!
Учитель:
Надеюсь, что вы не похожи на героев этой сценки.
Вниманию зрителей представляется миниатюра «Ударение»
(в ней принимают участие мама и её сын)
Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.
— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по
одной столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама.
— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
— А я лекарство принял. А здесь написано... {читает).
— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пиши, а не пищи.
— Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения, может меняться смысл слова.
Учитель:
Убедились теперь, почему так необходимо правильно ставить ударения.
Об этом же следующее выступление.
Ученик:
Мне слово чудно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на о —
Исчезло чудно.
Родилось чудно.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
— Не мука, а мука,
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирис,
А вышивает ирис.
От удивления ахнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок.
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь —
Первый щеголь.
И утром белка
Из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни.
Не бойся, это окуни.
Учитель:
Слово просит… школьный портфель!
Портфель:
Знакомьтесь: Петя, мой сосед,
Ему уже 12 лет
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор
Дилектор входит в кабинет
Закрыт магазин на обед
Хозяйка моет стаканы
Секёт свеклу
Пекёт блины
И до меня дошел черёд:
Портфель он портфелем зовет
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя
— Петя, — несется со двора, —
Тебе домой идти пора!
— Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя.
Петя:
Петя обижен на ребят:
— Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил,
Я никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Учитель:
Ребята, в чём же виноват Петя?
А вот если вы будете «глотать» слова, то попадёте в ситуацию, подобную этой.
(В сценке принимают участие два человека).
— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несёшь?
— Несу разные вещи. '
— Несуразные?! Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел...
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мёл несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что.. .
А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И — ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая...
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?
— У кого — волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»...
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя.
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,
во время которой активными участниками становятся зрители).
Учитель:
А теперь наш разговор о «дорогих» словах, о словах вежливости. Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово.
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем...
— Видел Настю-октябренка
Я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но... давно уже от Насти
Я не слышу слова ....
А слово-то какое —
Очень дорогое
Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел- из-за угла!..
Но представьте! — зря от Вити
Ждал я слова ... .
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
— Экая досада.
Я портфель ей подарил
Вижу: очень рада!
Но — нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы ...
Слово-то какое —
Очень дорогое!
Учитель:
Ребята, следите за своей речью, почаще употребляйте слова вежливости, избавляйтесь от слов-«паразитов», выражайте свои мысли точно и понятно.
4 урок
Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале четвёртого весёлого урока – урока пунктуации.
Учитель:
На этом занятии вы встретитесь со знаками препинания. А начнём мы с разговора о том, как важна даже маленькая запятая.
(Стихотворение необходимо воспроизвести на ватмане или поместить на доске и после выступления попросить зрителей правильно расставить запятые).
Ученица:
Очень странный вид:
речка за окном горит,
чей то дом хвостом виляет,
песик из ружья стреляет,
мальчик чуть не слопал мышку,
кот в очках читает книжку,
старый дед влетел в окно,
воробей схватил зерно
да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Учитель:
К нам на огонёк собираются знаки препинания.
Вопросительный знак:
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу
— Разогнуться не могу.
Вечно думая
Над смыслом
Изогнулся
Коромыслом
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как?
Откуда?
Сколько?
Где?
Когда?
Какая?
Отчего?
О ком?
Что?
Кому?
Который?
Чья?
Какие?
В чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
Восклицательный знак:
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь
И кричу!
Ребята! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны!
Точка:
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка.
Фразу следует кончать.
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
Две запятые:
(Говорят по очереди):
На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку —
Всем
Подставит ножку!
Тире:
Ляжет палочкой
На строчку,
— Проходите
По мосточку.
Я — минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут Тире.
Двоеточие:
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам,
Что к чему...Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными
Намеками...
Учитель:
Собрались все знаки вместе и затеяли спор.
Ведущий:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит.
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
— Ура!
— Долой!
— Караул!
— Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак
— Кто?
— Кого?
— Откуда?
— Как?
Ведущий:
Явились запятые.
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
— Мы особы занятые.
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой :
— Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой.
Ведущий:
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие...
Двоеточие:
— Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Ведущий:
Но сказало многоточие,
еле глазками ворочая!
Многоточие:
— Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Ведущий:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак:
— То есть как?
Ведущий:
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак:
— То есть как!
Ведущий:
И сказала точка,
Точка-одиночка,
Точка:
— Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
(Появляется Пунктуация и произносит следующие слова).
Пунктуация:
Друзья, ваш спор - никчёмные слова.
Вы все важны, достойны все вы чести,
Когда стоите в нужном месте.
Учитель
Звонит в колокольчик и говорит: «Вот и закончился последний весёлый урок. Давайте поблагодарим замечательных артистов. (Артисты выходят на сцену и кланяются). Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!»
Предварительный просмотр:
Весёлое путешествие по стране Орфографии
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
Цель:
- повышать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение друг к другу.
- Учитель начинает путешествие с напутствия:
В орфографии – таинственной стране
Предстоит бывать не раз тебе и мне.
Есть там горы и глубокие моря.
Попадём в страну с тобою мы не зря.
Чтобы тайны орфографии открыть
Надо нам с тобой внимательными быть.
- Представление команд:
- Название
- Девиз
- Приветствие
- Первое препятствие. Мостик.
Командам предстоит построить мостик через глубокий ручей ответив на вопросы: что общего у слов росток и Ростислав? Почему слово заря нельзя проверить словом зори?
- Второе препятствие. Волшебные ворота.
Команда должна обнаружить ошибку в тексте и исправить её.
Мы полажили в рюгзаг пол лимона, пол яблока, пол хлеба. По дороге мы встретились с грузщиком и стекольщиком. Один из них окозался интерестным раскащиком. Он покозал нам дорогу к лафке древностей.
- Третье препятствие. В лавке древностей.
Найти лишнее.
- ш…колад, ж…кей, ж…лудь, ш…мпол
- ш…пот, ш…в, ш…рох, ш…рник
- Четвёртое препятствие. В гостях у мудреца.
Отгадать загадки:
- Какие две ноты растут в огороде?
- Пять чуланов, одна дверь.
- Один костёр весь свет согревает.
- У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестёр?
- Четвёртое препятствие. На привале.
Выбрать правильный вариант написания.
Чудесная (чудестная) равнина (ровнина) перед нами. Медвежёнок (медвежонок) вырас (вырос) крепким.
- Аукцион.
Продаётся дополнительный балл. Назвать как можно больше слов с удвоенной согласной.
- Чёрный ящик.
За словом слово вывожу,
Всегда пишу, пишу, пишу.
А если ученик устал,
То он кладёт меня в пенал.
Всё в тетради начерчу,
Быть полезным я хочу.
- Заключительное слово учителя.
Путешествие наше закончилось,
Только буду надеяться я,
Что вы много полезного вспомнили
И узнали сегодня, друзья.
Пусть в далёкой стране орфографии
Вспоминают нас только добром.
Ну а мы поспешим за загадками
И ответы, конечно, найдём?
- Рефлексия.
Вам понравилась игра?
Какой этап был самым трудным?
Какой конкурс хотелось повторить?
Какая команда работала сплочёнее?
Было ли путешествие полезным для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»
С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету
Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»...