"Путешествие в страну занимательной Грамматики"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку на тему:«Путешествие в страну занимательной Грамматики»
Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну занимательной Грамматики, в царство Королевы Грамматики. Мы поблагодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и я думаю, если вы постараетесь интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас!
(на доске заранее вывешивается веселый паровозик, станции)
Прошу пассажиров занять места в вагонах согласно выданным билетам.
Любое путешествие начинается со знакомства пассажиров в вагонах, вам нужно придумать название своему вагончику. ( “Веселый вагончик”, “Счастливый вагончик”)
А девизы всего нашего путешествия пусть будут следующие: “Один за всех и все за одного”, ” Ребята, давайте жить дружно!”
Начинаем путешествие.
- станция “Алфавит”
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место и уйти не смеет,
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Задания
- Назвать алфавит по порядку (плакат с алфавитом, на котором закрыты некоторые буквы)
- А теперь ребята, назовите весь алфавит, но не по порядку, а слушая мои задания.
- Какие гласные знаете? Сколько их? (10 букв, а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю,я)
- Какие согласные знаете? Сколько их? (23 буквы)
-Что вы знаете о согласных? Какими они могут быть?
(Они могут быть парными: звонкими, глухими, твердыми, мягкими)
Если слышишь парный звук
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
“Зуб” на “Зубы”, “Лед” на “Льды”
Будешь грамотным и ты!
- Вставьте нужную букву, напишите проверочное слово
Горо (д-т) – города
Ланды (ш-ж) - ландыши
Гри (б-п) – грибы
Ска (з-с) ка – сказочка
Верблю (д-т) - верблюды
Поез (д-т) - поезда
Ду (б-п) - дубы
Шала (ш-ж)- шалаши
Доро (ж- ш) ка –дороженьки
Утю (г-к) - утюги
Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят нас запутать.
- А мы с вами отправляемся на следующую станцию, которая называется “Буквостихотворово”, где живут буквы-озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами, и мы все вместе поищем озорные буквы. Отвечаем по очереди начиная с команды “Веселый вагончик”
- Эта буква широка
И похожа на жука (Ж)
- На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (З)
- Вот два столба наискосок
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква… (А)
- Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок
Натянутый наискосок. (И)
- В этой букве нет угла
До того она кругла,
До того она кругла
Укатиться бы могла (О).
- Села мышка в уголок
Съела бублика кусок (С).
Вот как здорово вы отгадали буквы, а теперь задание посложнее.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Даны двустишия, в которых заблудилась буква и из-за этого смысл выражения потерян. Найдите эту букву- озорницу и выделите правильное слово.
- Закричал охотник: ”Ой”
Двери (звери) гонятся за мной.
- На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
- Врач напомнил дяде Мише:
- Не забудьте об одном
Обязательно примите 10 цапель (капель) перед сном
- Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)
- Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме
- Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
- Говорят один чудак,
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)…
- На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву
- Лежит лентяй на раскладушке
Грызет, похрустывая пушки (сушки)
Молодцы, вы успешно справились со всеми заданиями на этой станции, отправляемся дальше.
- Следующая станция “Почтовая”.
Ребята, как вы думает, почему эта станция называется “Почтовая”?
На этой станции всегда много писем, почтовых отправлений. Люди живут в разных городах и странах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете писать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно.
Ты лети, письмо скорей
От моих больших друзей
Буквы учимся писать
Чтоб друзей не забывать
Ребята, на этой станции нас ожидает письмо от Незнайки. Он допустил множество ошибок, давайте ему поможем эти ошибки найти и исправить.
Здравствуйте ребята.
Я забалел. У меня покроснело горло.
Лижу в постели. Вызвал дамой вроча Мидуницу. До сведания.
- Наше путешествие продолжается. Ребята, а вы не забыли куда мы направляемся? В царство Королевы Грамматики. А как же мы приедем без подарка, давайте выйдем на остановке и насобираем цветов в корзинки.
Физкультурная минутка
Ребятам предлагается встать в круг, и передавая друг другу мяч, называть известные им цветы (заранее выдаются каждой команде корзинки, за названный цветок каждый ребенок получает ромашку и приклеивает ее потом на корзинку)
- А следующая станция, на которой мы остановимся называется “Имя Прилагательное”
Послушайте, какое стихотворение вам принёс Лунтик, а называется оно
«Сказка про краски».
Если б все на свете было
одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
или радовало это?
Кто решился бы отныне,
приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
под зеленым одеялом?
И зеленою водою
на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном, нарисовать все ярко и красочно, нам нужны слова , описывающие предмет ( имена прилагательные)
Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом.
5.1 Сможете ли вы отгадать животных по признакам?
- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)
- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)
- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)
- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)
- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)
Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
5.2.Не обойтись без прилагательных при описании картин природы.
Лунтик нарисовал для нас два пейзажа
- Какой день изображен на первой картинке, на второй?
- Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?
- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первый вариант запишет текст, описывающий первую картинку, а второй вариант – постарается описать второй пейзаж. (Уточняем задание – можно вставить и одно слово, и два – по желанию ребенка.)
Вариант1.
Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.
Вариант 2.
Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.
Далее дети в течении нескольких минут работают, затем зачитывают свои тексты, проводим анализ (устно) допущенных речевых ошибок (если есть повторы)
А пока ребята работают, гостям можно предложить тоже поиграть. Конкурс “Кто больше найдет”
Из букв слова ТРАНСПОРТ составить как можно больше новых слов.
(спорт,торт,рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа)
- Продолжаем путешествие дальше, следующая станция “Занимательная”
Ребусы.
Ребусы + грамматическая арифметика.
Корь-ь + идол - л +р = ?
Ква + рак –ак +тира = ?
Кабан – ан + лук = ?
Вот мы и приехали в царство Королевы Грамматики. КАКИЕ ЖЕ ВЫ УМНЫЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ! Вы все выполняли правильно. Невозможно объехать все ее царство. Но то, что вы уже знаете – очень порадовало Королеву и она передала вам подарки, чтобы вы и дальше продолжали постигать ее тайны. Удачи Вам во всем!
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные,
Где трудное место в словах –
Ты же рядом
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Литература
- Информационные технологии на уроках. О.В. Рыбъякова. Издательство «Учитель» 2009 г.
- Занимательное азбуковедение. Составитель В.В. Волина. Издательство Москва «Просвещение» 1991 г.
- Веселая грамматика. В.В. Волина. Издательство Москва «Просвещение» 1994 г.
- Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Н.Н. Ушаков. Издательство Москва «Просвещение» 1978 г.
- Предметные недели и праздники. Авторы-составители: И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина. Издательство «Учитель» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...
Путешествие в страну "Занимательной грамматики"
обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".
Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в конкурсах. Та команда, котор...
Морское путешествие по стране Занимательная грамматика.
Морское путешествие по стране Занимательная грамматика....
Путешествие в страну занимательной математики
Развитие интереса к математике, развитие памяти, внимания и мышления детей....
"Путешествие в страну занимательной математики"
Рабочая программа учебного курса для 5 класса в рамках внеурочной деятельности "Путешествие в страну занимательной математики" (углубленное изучение)....
Внеклассное мероприятие Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»
Цель: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике и экологии.Задачи:- развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать...