Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Айдемирова Татьяна Романовна
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl._meropr.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого внеклассного мероприятия

 по русскому языку со слайдовой презентацией

«Путешествие по стране Грамматике»

             

Цели: Развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе. Развивать умение работать в команде.

Оборудование: Мультимедийная установка, слайдовая презентация.

Ход мероприятия

На экране слайд №1

Ведущий. Дорогие ребята. Вот и подходит к концу этот учебный год. Я уверена, что вы узнали много нового и многому научились. Как вы считаете, какой предмет самый важный? Мы с вами русские люди, и поэтому должны грамотно говорить и писать на родном русском языке. Мы собрались сегодня, чтобы вы могли проверить себя в этом направлении.

Ученик 1.Авдонина Ю.

Щедрое народное наследство

 -Я люблю красивый наш язык

 Ведь на русском говорю я с детства,

 Словно к матери, к нему привык.

 Ученик 2.Филимонова Н.

Жизнь идет, словарь опережая.

 (Сколько новых дел, событий, чувств!)

 Мысль свою на русском выражая,

 Я у предков многому учусь.

Ученик 3.Невзоров С.

Навсегда вошли без перевода

 Русские хорошие слова

 В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 4.Михин А.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Ученик 5.Козлов Ж.

Я умею говорить по-русски,

Потому беседовать могу

С братом негром,

С докером французским,

С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.Пешкова Н.

Наш язык - язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Слайд №2

Ведущий 2. Сколько хороших слов сказано известными людь ми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно тво рить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких зву ков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не на шлось бы в нашем языке точного выражения».

Слайд №3

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»

А знаменитый поэт К. Бальмонт написал о русском языке стихотворение, которое прозвучит в исполнении Авдониной Юли.

Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нем раздолье,

 В нем клекоты орла и волчий рык,

 Напев и звон, и ладан богомолья.

 В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

 Березовая роща. Свет сквозной.

 Небесный дождь, просыпанный по крышам.

Ведущий. Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали свой родной язык, ведь он такой интересный.

Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране  Грамматике. Сделать это нам помогут две команды 3 и 4 класса. Одна называется Грамотеи. Другая- Знатоки. Болельщики  могут тоже проверить свои знания и способности.

Оценивать достижения команд нам поможет компетентное жюри.

Путь наш по стране Грамматике будет нелёгок. Та команда, которая с честью преодолеет все препятствия и станет победителем .

Итак в путь!

 

I. Представление команд

Команда 1

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Команда 2

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда 1

И пусть острей кипит борьба,

 Сильней соревнование:

Успех решает не судьба,

 А только наши знания.

Команда 2.

 И, соревнуясь, с вами

 Останемся друзьями.

 Пусть борьба кипит сильней

 И наша дружба крепнет с ней!

1препятствие

Знаменитый русский писатель так сказал о русском языке. Слайд №4

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка яв ляется не праздным занятием от нечего делать, но насущной не обходимостью».А.И. Куприн

    Ваша задача выбрать из набора букв те, которые не повторяются и назвать его фамилию.

 Молодцы! С этим заданием вы справились.

От самых маленьких единиц, с которых мы начинаем изучение родного языка  - букв,  мы переходим к более крупным – словам. Стихотворение А .Шибаева «Слова, слова, слова…»

прочитает Михин А.

Всему название дано

 И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

 Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

 Одно давно привычно нам,

 Другое -незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!

 И это так прекрасно –

В огромном море - море слов –

Купаться ежечасно!

2 препятствие

Слайд №5

Какая команда составит больше слов , а  именно нарицательных имён существительных , из букв слова  «грамматика».   За каждое слово очко. 

3 препятствие

Слайд №6 Анаграммы

Каждой команде предлагается по 6 слов , из которых надо получить новые слова поменяв местами буквы.

Продолжаем работать со словами. Послушайте стихотворение в исполнении Козлова Ж..

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

 Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

 Отступают в неизвестность

 Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

 Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

 Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

 В быт обыденный верни,

 Чтобы речь - людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Следующее задание поможет вам проверить свой словарный запас.

4 препятствие

Слайд №7 Словострой.

Придумайте слова по этим схемам. За каждое слово –очко.

5 препятствие Слайд №8  Закономерности.

Составьте новое слово из слогов стоящих рядом слов.

Промежуточное подведение итогов.

Слайд №9

Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый бога тый в мире. Одной из его ценно стей является огромное количе ство пословиц и поговорок, ко торые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются ус тным народным творчеством. В них выражена народная муд рость, и употребление их в ва шей речи поможет сделать ее бо лее яркой, самобытной, интерес ной. Сейчас я хочу предложить

вам продолжить пословицы. Слайд № 10

Невзоров С. Читает стихотворение о пословице.

Пословицы недаром молвятся,

 Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

 Порой они нас наставляют,

 Советы мудрые дают,

 Порой чему-то поучают

 И от беды нас берегут.

Следующее задание для команд. Составьте предложение или рассказ, в котором все  слова начинаются с одной буквы . Знатоки с буквы «к». Грамотеи с буквы «м».

Сколько слов вы используете, столько очков получите.

А болельщики поработают над пословицами. Слайд № 11.

Давайте отдохнём и послушаем стихотворение «Части речи» в исполнении Ларионовой К.

Существительное - школа,

 Просыпается - глагол.

 С прилагательным веселый

 Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

 Бьет числительное семь.

 За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

 На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Их нам надо повторять

И при этом не лениться

 И ни часу не терять!

После школы, как известно,

 Мы катаемся в санях.

 Здесь особенно уместны

 Междометья ох и ах!

А потом у теплой печи

Повторяем Части речи!

7 препятствие. Здесь как раз идёт разговор о частях речи .Вам надо будет подобрать одно прилагательное, которое по смыслу подходит сразу к двум существительным.

Слайд №12

И, наконец, последнее 8 препятствие на вашем пути. Прочтите слова  Сумарокова.

Вы должны исправить ошибки в тексте. За каждую найденную ошибку очко. Слайд № 13

Проверьте себя. Слайд № 14. Молодцы!

. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию лингвистическую шутку в исполнении Филимоновой и Пешковой Анастасий.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

-Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот несу мела...

- Что не сумела?

- Отстань.

-Да ведь ты говоришь: «Не сумела!» Что не сумела-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Я ска зала: «Ему же надо будет». Пона добится, значит.

-Вот оно что...

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

-Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеле ные?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

 -Что-о?!

- Ну, ты же сама сказала: «На шлась Тамарка».

- Та! Марка! Марка, понима ешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Поняла? Зеленая та кая... Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Та марка нарисована, да? Так бы и говорила!

-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не мо жешь понять? Пока, некогда мне.

- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

-А ну тебя...

 -Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Подведение итогов. Объявление результатов.

Дорогие ребята. Вы большие молодцы!

Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: Кто много читает, тот много знает. Слайд № 15        

Учите русский -  годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

 Слайд №16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН

Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...

методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике для 9-11 классов "Единички-нолики"

Мероприятие по информатике "Единички-нолики" проводится в виде игры, которая проходит по правилам игры "Крестики-нолики". В игре участвуют 2 команды, они могут быть из разных классов, параллелей, или ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для 3 класса "Английский-это здорово!"

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Английский-это здорово!" проводилось для учащихся 3 класса в рамках недели английского языка. Цель мероприятия-повысить мотивацию учащихся к изучению англ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного  мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «Весенняя вечеринка»

Внеклассное мероприятие по английскому языку во 2 классе «Spring Party»Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель английского языка,МКОУ Краснослабодская СОШ 2 Цель: повышение мотивации к изуч...