"Путешествие в страну занимательной математики"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса для 5 класса в рамках внеурочной деятельности "Путешествие в страну занимательной математики" (углубленное изучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vneurochnaya.docx | 60.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дубны Московской области
Управление народного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА (ЛИЦЕЙ №6)
141986 г. Дубна, Московская область, ул. Понтекорво,16, тел/факс: 3-02-91, е-mail: school6@dubna.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея
_______________ Н.Г. Кренделева
Приказ от 30.08.2018 № 1.159
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по математике для 5ЛА класса
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
внеурочная деятельность
углубленное изучение
Учитель высшей категории
Марковой Т.В.
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для 5 ЛА класса разработана на основе основной образовательной программы лицея №6 и авторской программы Т.Н.Канашевич “Математика. Путешествие в страну Занимательной математики” (2-е издание – Минск, “АВЕРСЭВ” 2012 год).
Предлагаемые занятия ориентированы на многогранное рассмотрение содержания математики 5 класса по всем содержательным линиям программы. Занятия могут посещать все учащиеся класса с любым уровнем подготовки.
Целью занятий данного курса «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:
• развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
• развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
- развивать учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
- развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.
В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (0.5 часа в неделю).
При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в основу положены следующие дидактические принципы:
- научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
- преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
• практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;
• творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
• психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации дополнительных образовательных услуг «Путешествие в страну Занимательной математики» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признает центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В процессе обучения предполагается учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Формы и методы проведения занятий
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т. п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.
На дополнительных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др.
Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Содержание программы дополнительных образовательных услуг представлено шестью разделами:
- Город Загадочных чисел;
- Город Обыкновенных и необычных задач;
- Город Логических рассуждений;
- Город Геометрических превращений;
- Город Закономерностей;
- Город Магической математики.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся 5 класса могут:
- использовать различные способы записи чисел;
- решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее простые, эстетически привлекательные и оригинальные;
- решать нестандартные и занимательные задачи;
- использовать рациональные приемы вычислений;
- вести грамотные рассуждения;
- не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые действия с геометрическими объектами;
- вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;
- видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;
- расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;
- разрабатывать выигрышные стратегии при игре в шашки и в домино;
- планировать свои действия и прогнозировать их результат;
- применять полученные знания в реальной жизни.
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.
Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
6) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
3) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..
Содержание программы
5 класс (17 ч)
Город Загадочных чисел
Знакомство с недесятичными системами счисления. Запись числа разными способами. Восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, замененных буквами. Разгадывание математических кроссвордов. Игры с числами.
Город Обыкновенных и необычных задач
' Решение задач на переливание жидкости. Решение задач на уравнивание данных. Решение задач, связанных с промежутками. Решение задач на планирование действий. Решение задач, связанных с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Оригинальные способы решения арифметических задач. Решение комбинаторных задач.
Город Логических рассуждений
Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Задачи, решаемые с конца. Решение арифметических задач с недостающими данными. Приемы рациональных вычислений. Решение задач с помощью графов.
Город Геометрических превращений
Построение и конструирование геометрических фигур. Развертки. Решение задач наделение и разрезание геометрических фигур. Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади. Геометрические иллюзии.
Город Закономерностей
Составление закономерностей. Магические квадраты. Орнаменты.
Город Магической математики
Игры с шашками. Игры с домино. Выигрышные ситуации. Предсказания. Математические фокусы.
Рекомендуемая литература
- Акимова, С: Занимательная математика / С. Акимова. — СПб. Тригон, 1997. -608 с.
- Аксенова, Е. Н. Развитие логического мышления школьников. Занимательные задачи в русских сказках: кн. для учителей и родителей / Е. Н. Аксенова. - М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2006. — 124 с.
- Большая книга головоломок / Д. А. Гусев, М. Гарднер, Л. Кинг [и др.]. — М.: ACT; Астрель, 2008. — 478 с.
- Занимательная математика на уроках и во внеклассных мероприятиях. 5—8 классы / авт.-сост. Ю. В. Щербакова. — М.: Глобус, 2008. — 174 с.
- Кандауров, И. Н. Решаем задачи по математике / И. Н. Кандауров. — СПб.: Изд. дом «Литера», 2008. — 64 с.
- Лонг, Л. Загадочная геометрия / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск: ООО «Попурри», 2006. — 128 с.
- Лонг, Л. Удивительное деление / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск: ООО «Попурри», 2006. — 128 с.
- Непрерывные олимпиады по математике. 5—6 классы / сост. А. М. Лукашенок. — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2009. — 49 с.
- Перельман, Я. И. Вторая сотня головоломок / Я. И. Перельман. — М.: ACT: Астрель : Хранитель, 2007. - 158 с.
- Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М.: Триада-Литера, 1994. - 167с.
- Перелъман, Я. И. Живая математика / Я. И Перельман. — М. : Изд-во Русанова, 1994. — 206 с.
- Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5—8 классы / А. В. Фарков. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 144 с.
Примерное тематическое планирование учебного материала (34ч)
№ занятия | Месяц | Неделя | Название занятия | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
Город Загадочных чисел | ||||||
1 | Сентябрь | I | Улица Счислительная | Знакомимся с недесятичными системами счисления | ||
2 | III | Улица Восстановительная | Восстановление чисел и их записи | |||
3 | Октябрь | I | Улица Игристая | Решение математических кроссвордов. Игры с числами | ||
Город Обыкновенных и необычных задач | ||||||
4 | II | Улица Переливчатая | Решение задач на взвешивание и переливание жидкости | |||
5 | Ноябрь | II | Улица Плановая | Решение задач на планирование действий | ||
6 | III | Улица Комбинаторная | Решение комбинаторных задач | |||
Город Логических рассуждений | ||||||
7 | Декабрь | I | Переулок Необычный | Решение задач оригинальным способом | ||
8 | III | Проезд Перевертышей | Решение задач с конца | |||
9 | Январь | II | Улица Составительная | Решение логических задач с помощью составления таблиц | ||
10 | IV | Улица Графовая | Решение задач с помощью графов | |||
11 | Февраль | I | Улица Конструкторная | Построение и конструирование геометрических фигур и тел | ||
Город Геометрических превращений | ||||||
12 | III | Улица Иллюзорная | Геометрические иллюзии | |||
13 | Март | I | Улица Делительная | Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур | ||
14 | II | Площадь Фигурная | Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади | |||
Город Закономерностей | ||||||
15 | Апрель | I | Улица Магических квадратов | Решение и составление магических квадратов | ||
Город Магической математики | ||||||
16 | III | Играем с шашками, Играем с домино | ||||
17 | Май | I | Улица Фокусная | Математические фокусы | ||
IV | Своя игра | Игра «Мозговой штурм» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну "Занимательной грамматики"
обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".
Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в конкурсах. Та команда, котор...
Математическая игра "В стране занимательной математики" 5 класс
Математическая игра "В стране занимательной математики"...
Морское путешествие по стране Занимательная грамматика.
Морское путешествие по стране Занимательная грамматика....
Путешествие в страну занимательной математики
Развитие интереса к математике, развитие памяти, внимания и мышления детей....
Внеклассное мероприятие Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»
Цель: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике и экологии.Задачи:- развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать...