Программа работы школьного объединения «Проба пера» (основы журналистики)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6
Программа работы
школьного объединения
«Проба пера»
(основы журналистики)
Автор
Чеснокова Ольга Викторовна,
педагог высшей категории
г.Нижневартовск, 2011
Пояснительная записка
Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.
Программа знакомит школьников с аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в классах гуманитарного профиля.
Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для городской газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, связанные с предпрофильной подготовкой в городе . В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.
Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса
- расширение представлений о газетных жанрах;
- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;
- развитие культуры речи учащихся;
- развитие познавательного интереса к СМИ;
- содействие личностному росту учащихся.
Методические принципы курса
— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
— деятельностный характер обучения позволяет каждому члену объединения научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
— поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
— организация обучения творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.
Программа рассчитана на 70 часов, предназначена для обучающихся 7-10 классов.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания заметок, репортажей, интервью;
- законы построения номера школьной газеты;
- особенности речевой организации школьной газеты.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру заметки и статьи;
- брать интервью и оформлять его;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
- правильно строить текст;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
- лексика современной газеты;
- синтаксис языка газеты;
- заметка;
- интервью;
- статья;
- издательская работа.
Учебно-тематическое планирование
№ темы | Тема занятия | Кол-во часов | Форма обучения |
1. | Введение. Журналистика – профессия и призвание. | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Из истории российской журналистики | 2 | Лекция |
3. | Современный человек – субъект и объект речевого воздействия | 4 | Лекция, практикум |
4. | Виды газет. Газета-приложение | 2 | Практикум |
5. | Газета-молния | 2 | Практикум |
6. | Боевой листок | 2 | Практикум |
7. | «Живая газета» | 2 | Практикум |
8. | Пресс-бюллетень | 2 | Практикум |
9. | Обменный номер | 2 | Практикум |
10. | Газетная журналистика. «Как делать газету?» | 4 | Работа в группах |
11. | Пресс-центр | 1 | Практикум |
12. | Создание редакции и её состав | 1 | Практикум |
13. | Ответственный секретарь | 1 | Практикум |
14. | Юнкор | 1 | Практикум |
15. | Дизайнер | 1 | Практикум |
16. | Фотокорреспондент | 1 | Практикум |
17 | Верстальщик | 1 | Практикум |
18. | Создаём свою газету! (Название, редакционная коллегия, рубрики, формат, оформление страниц и т.д.) | 4 | Практикум |
19 | Организация работы редакции газеты «Местное время» | 2 | Экскурсия |
7. | Стили речи, используемые в журналистике | 2 | Лекция |
8. | Публицистический стиль речи в газетной статье | 2 | Лекция, практикум |
9. | Лексические особенности публицистического стиля речи | 1 | Практикум |
10. | Морфологические особенности публицистического стиля речи | 1 | Практикум |
11. | Синтаксические особенности публицистического стиля речи | 1 | Практикум |
12. | Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике | 2 | Практикум, работа в группах |
13. | Жанры газетной журналистики. | 1 | Лекция |
14. | Анализ статей местной периодики. | 2 | Практикум |
15. | Подготовка статьи в газету. Редактирование. | 2 | Практикум |
16. | Подготовка репортажа | 2 | Практикум |
17. | Подготовка интервью | 2 | Практикум |
18. | Радиожурналистика. Работа современного радиовещания. | 1 | Лекция |
19. | Работа журналиста – ведущего на радио | 2 | Работа в группах |
20. | Работа нижневартовского радио «Эфир» | 1 | Экскурсия |
21. | Тележурналистика. Журналистские профессии на ТВ | 2 | Ролевая игра |
22. | Работа нижневартовского телевидения. «Сфера», «Транзит» | 1 | Экскурсия |
23. | Фотожурналистика. История возникновения и развития фотографии и фотожурналистики | 1 | Лекция |
24. | Анализ фотографий в иллюстрированном журнале | 1 | Работа в группах |
25. | Профессия – рекламист. Технология создания рекламного текста | 1 | Лекция с элементами беседы |
26. | Создание рекламы | 2 | Работа в группах |
27. | Защита проектов | 2 | Проекты |
Итого | 70 |
Основное содержание курса
Введение
Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?
Из истории российской журналистики
Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Виды школьных газет
ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)
ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.
БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.
“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.
ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.
Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.
ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.
Школьный пресс-центр
Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.
Пресс-центр организует: занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.
Пресс-центр планирует и готовит
выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.
Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).
Пресс-центр отвечает
за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий.
Редакция
Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.
Кто и что делает в редакции ?
Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.
Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.
Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.
Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.
Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.
Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.
Газетная журналистика
Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики. Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью.
Жанры газетной журналистики. Заголовок, план заметки. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие.
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка. Подготовка заметки в газету.
Учащийся
должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка
должны уметь: продуцировать заметку любого вида.
Форма занятия: практикум.
Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод.
Форма занятия: практикум.
Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Запись со слов интервьюированного. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.
Учащийся должен знать:
теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Форма занятия: практикум.
Оформление газеты силами слушателей курса.
Выбор и подготовка иллюстраций, фотографий. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы.
Учащийся
должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу; уметь работать в команде.
Форма занятия: практическое занятие.
Радиожурналистика
История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др. Работа журналиста - ведущего на радио. Экскурсия на местное
радио.
Тележурналистика
Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.
Фотожурналистика
История возникновения фотожурналистики. Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике: Роберт Кап, Анри Картье-Брессон, Дмитрий Бальтерманц. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Профессия - рекламист
Виды рекламы: коммерческая, политическая социальная, имиджевая, самореклама. Качества, необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью, умение разбираться в общих принципах текущей экономической ситуации. Креатив — технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка — залог успешной рекламы. Создание рекламы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
Программа элективного курса "Основы журналистики".
Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....
Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"
Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа.Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...
Рабочая программа объединения "Проба пера" для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе».Актуальность и практическая значимость. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически разви...