Программа работы школьного объединения «Проба пера» (основы журналистики)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

программа занятий, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proba_pera.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

Программа работы

школьного объединения

 «Проба пера»

(основы журналистики)

Автор

Чеснокова Ольга Викторовна,

педагог высшей категории

г.Нижневартовск, 2011

Пояснительная  записка

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Программа знакомит школьников с  аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в классах гуманитарного профиля.

            Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для городской газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, связанные с предпрофильной подготовкой в городе . В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.
           Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.
           Задачи курса 

  • расширение представлений о газетных жанрах;
  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;
  • развитие культуры речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса к СМИ;
  • содействие личностному росту учащихся.

Методические принципы курса
— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
— деятельностный характер обучения позволяет каждому члену объединения научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
— поэтапность  обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
— организация обучения  творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.
Программа рассчитана на 70 часов, предназначена для обучающихся 7-10 классов.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания заметок, репортажей, интервью;
- законы построения номера школьной газеты;
- особенности речевой организации школьной газеты.


Учащиеся должны уметь: 
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру заметки и статьи;
- брать интервью и оформлять его;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
- правильно строить текст;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.


В процессе изучения курса учащиеся должны
овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
- лексика современной газеты;
- синтаксис языка газеты;
- заметка;
- интервью;
- статья;
- издательская работа. 

 

Учебно-тематическое планирование

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Форма обучения

1.

Введение. Журналистика – профессия и призвание.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Из истории российской журналистики

2

Лекция

3.

Современный человек – субъект и объект речевого воздействия

4

Лекция, практикум

4.

Виды газет. Газета-приложение

2

Практикум

5.

Газета-молния

2

Практикум

6.

Боевой листок

2

Практикум

7.

«Живая газета»

2

Практикум

8.

Пресс-бюллетень

2

Практикум

9.

Обменный номер

2

Практикум

10.

Газетная журналистика. «Как делать газету?»

4

Работа в группах

11.

Пресс-центр

1

Практикум

12.

Создание редакции и её состав

1

Практикум

13.

Ответственный секретарь

1

Практикум

14.

Юнкор

1

Практикум

15.

Дизайнер

1

Практикум

16.

Фотокорреспондент

1

Практикум

17

Верстальщик

1

Практикум

18.

Создаём свою газету!  (Название, редакционная коллегия, рубрики, формат, оформление страниц и т.д.)

4

Практикум

19

Организация работы редакции газеты «Местное время»

2

Экскурсия

7.

Стили речи, используемые в журналистике

2

Лекция

8.

Публицистический стиль речи в газетной статье

2

Лекция, практикум

9.

Лексические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

10.

Морфологические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

11.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

12.

Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике

2

Практикум, работа в группах

13.

Жанры газетной журналистики.

1

Лекция  

14.

Анализ статей местной периодики.

2

Практикум

15.

Подготовка статьи в газету. Редактирование.

2

Практикум

16.

Подготовка репортажа

2

Практикум

17.

Подготовка интервью

2

Практикум

18.

Радиожурналистика. Работа современного радиовещания.

1

Лекция

19.

Работа журналиста – ведущего на радио

2

Работа в группах

20.

Работа нижневартовского радио «Эфир»

1

Экскурсия

21.

Тележурналистика. Журналистские профессии на ТВ

2

Ролевая игра

22.

Работа нижневартовского телевидения. «Сфера», «Транзит»

1

Экскурсия

23.

Фотожурналистика. История возникновения и развития фотографии и фотожурналистики

1

Лекция

24.

Анализ фотографий в иллюстрированном журнале

1

Работа в группах

25.

Профессия – рекламист. Технология создания рекламного текста

1

Лекция с элементами беседы

26.

Создание рекламы

2

Работа в группах

27.

Защита проектов

2

Проекты

Итого

70


Основное содержание курса

Введение

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?

Из истории российской журналистики

 Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания,  общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.

 Виды школьных газет

ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.

“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.

Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует: занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

 Пресс-центр планирует и готовит

выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).

Пресс-центр отвечает

за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий. 

Редакция

Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.

Кто и что делает в редакции ?

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Газетная журналистика

Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики. Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью.  

Жанры газетной журналистики. Заголовок, план заметки. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие.
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка. Подготовка заметки в газету.
Учащийся
должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка
 должны уметь: продуцировать заметку любого вида.
Форма занятия: практикум.

Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод.
Форма занятия: практикум.

Интервью.  Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Запись со слов интервьюированного. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.

Учащийся  должен знать: 

теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Форма занятия: практикум.

Оформление газеты силами слушателей курса.
Выбор и подготовка иллюстраций, фотографий. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы.
Учащийся 
должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу; уметь работать в команде.
Форма занятия: практическое занятие.
Радиожурналистика  

История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др.  Работа журналиста - ведущего на радио. Экскурсия на местное

радио.

Тележурналистика  

Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.

Фотожурналистика

История возникновения  фотожурналистики. Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике: Роберт Кап, Анри Картье-Брессон, Дмитрий Бальтерманц. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

Профессия - рекламист

Виды рекламы: коммерческая, политическая социальная, имиджевая, самореклама. Качества, необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью, умение разбираться в общих принципах текущей экономической ситуации. Креатив — технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка — залог успешной рекламы. Создание рекламы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Программа элективного курса "Основы журналистики".

Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....

Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"

Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов   и рассчитана на 34 часа.Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»

Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов   и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов

Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...

Рабочая программа объединения "Проба пера" для 9 класса

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе».Актуальность и практическая значимость. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически разви...