Рабочая программа объединения "Проба пера" для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе».
Актуальность и практическая значимость. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. При реализации программы кружка «Проба пера» наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки слово творчества, обогащается речь ребенка.
Связь с другими программами. Данная программа связана с такими предметами, как русский язык и литература, а так же с программой внеурочной деятельности «Юный корреспондент».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на ШМО классных Зам. директора по ВР: Директор школы:
руководителей ______С.Ю.Рухтина ______С.А. Малинин
Протокол №____ «___»________2015г. «___»_______2015 г. от «___»_____2015г.
Рабочая программа
объединения
(художественно-эстетическое направление)
«Проба пера»
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
Программу разработала и реализует:
Беляева Ксения Аликовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе», но в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с. Ярославка на 2015-2016 учебный год программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Выбраны не все темы предложенные пособием, т.к. материал для занятий подобран таким образом, чтобы был доступен 5- классникам.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность и практическая значимость. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. При реализации программы кружка «Проба пера» наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки слово творчества, обогащается речь ребенка.
Связь с другими программами. Данная программа связана с такими предметами, как русский язык и литература, а так же с программой внеурочной деятельности «Юный корреспондент».
2. Цель и задачи программы
Цель программы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования - чтение, составление и детальное изучение художественных текстов, знакомство с мастерами слова, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст. Только в этом случае работа со словом станет интересной, продуманной, воздействующей на ум и душу ученика, разовьет эмоциональное восприятие обучающихся, научит грамотному анализу художественного произведения, разовьёт потребность в чтении.
Обучающие задачи
- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;
- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
воспитательные задачи
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
развивающие задачи
- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
- формирование у школьников положительной мотивации к обучению.
- знакомство с поэтами района
3.Отличительные особенности: составление и детальное изучение художественных текстов. Базовые ключевые понятия: текст, лирика, роды и жанры литературы, система стихосложения, рифма, ритм, типы рифмовки, типы стиха, эпос и драма.
Программа рассчитана на 1 год обучения с режимом 1 час в неделю (34 часа) и основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно - эстетических представлений, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
4.Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа объединения рассчитана на детей 14-15 лет.
Подростковый возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы развития детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Набор в кружок свободный. В 2015-2016 учебном году объединение будут посещать 26 детей(разделены на две группы). Первая группа будет заниматься во вторник после шестого урока, вторая группа в среду после шестого урока.
5.Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (путем анализа текстов, ключевых идей лирических и прозаических произведений)
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (в текстах русской и зарубежной литературы будут рассмотрены типы героев (положительный и отрицательный), рассмотрены примеры различных жизненных ситуаций на примере художественных произведений)
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия( дети получат возможность самореализоваться в области стихосложения и попробовать себя в области прозы).
6.Система отслеживания результатов деятельности
В процессе работы объединения учащиеся будут пробовать себя в стихосложении и практиковаться в написании очерков, статей, сочинений и т.п. Данные работы планируется демонстрировать на выставках , а лучшие работы отправлять на литературные конкурсы.
Учебно- тематический план
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
1 | 9.09 | Стихотворение как жанр литературы | 1 | 1 | |
2 | 16.09 | Различные виды стихотворений | 1 | 1 | |
3 | 23.09 | Стихотворение-послание. Его особенности | 1 | 1 | |
4 | 30.09 | Любовная лирика. Ее особенности | 1 | 1 | |
5 | 7.10 | Гражданская и патриотическая лирика | 1 | 1 | |
6 | 14.10 | Стихотворные размеры | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | 21.10 | Двусложные размеры стиха | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | 28.10 | Трехсложные размеры стиха | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | 11.11 | Стопа в стиховорении | 1 | 1 | |
10 | 18.11 | Темп и ритм. Звукопись | 1 | 1 | |
11 | 25.11 | Аллитерация | 1 | 1 | |
12 | 2.12 | Ассонанс | 1 | 1 | |
13 | 9.12 | Анафора и эпифора | 1 | 1 | |
14 | 16.12 | Рефрен | 1 | 1 | |
15 | 23.12 | Виды строф. Способы рифмовки | 1 | 1 | |
16 | 20.01 | Рифма кольцевая | 1 | 1 | |
17 | 27.01 | Рифма опоясывающая | 1 | 1 | |
18 | 3.02 | Рифма парная | 1 | 1 | |
19 | 10.02 | Рифма перекрестная | 1 | 1 | |
20 | 17.02 | Рифма мужская и женская | 1 | 1 | |
21 | 24.02 | От теории к практике. Природа в стихах | 1 | 1 | |
22 | 2.03. | Русские поэты о природе | 1 | 1 | |
23 | 9.03 | Зарубежная лирика | 1 | 1 | |
24 | 16.03 | Басня как один из стихотворных жанров | 1 | 1 | |
25 | 23.03 | Великие русские и зарубежные баснописцы | 1 | 1 | |
26 | 6.04 | От теории к практике. Составление басни | 1 | 1 | |
27 | 13.04 | Составление стихотворения в прозе | 1 | 1 | |
28 | 20.04 | «Я вас любил…»Проба пера в любовной лирике. | 1 | 1 | |
29 | 27.04 | Поэма в русской и зарубежной лирике | 1 | 1 | |
30 | 4.05 | Роман в стихах и поэма в прозе | 1 | 1 | |
31 | 11.05 | Романсы и песни | 1 | 1 | |
32 | 18.05 | Творчество поэтов серебряного века | 1 | 1 | |
33 | 25.05 | «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» | 1 | 1 | |
34 | 27.05 | Представление индивидуальных проектов | 1 | 1 |
Содержание программы
- Теоретическая часть. Стихотворение как жанр литературы. Виды стихотворений. Любовная лирика. Гражданская и патриотическая лирика. (5 часов)
- Стихосложение. Двусложные размеры. Трехсложные размеры. Стопа . Темп. Ритм. Звукопись. Виды рифмовки.(14 часов)
- Практическое занятие. Стихотворение о природе (1 час)
- Изучение лирики. Русская и зарубежная лирика. Басня. Составление басни. Стихотворение в прозе. Любовная лирика. Составление стихотворений.(9часов)
- Поэма. Роман. Стихотворение. Что такое поэма? Поэма в прозе и роман в стихах. Серебряный век русской поэзии. Проектирование. (5 часов)
Материально-техническое обеспечение
-Компьютерный класс.
- Компьютер, принтер, сканер).
-Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop
-презентации
Ожидаемые результаты
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является материал, который млжно представить на выставках и отправить на литературный конкурс. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика. Программа предполагает:
∙ Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
∙Заинтересовать учащихся творческим процессом;
∙Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
∙Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком
Рекомендуемая литература
Для педагога:1. Леонтьев А.И. Умственное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1950.
2. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Мол. гвардия, 1989.
3. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Ин-та среднего спец. образования РАО, 1993.
4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе, М.: Просвещение, 1986.
5. Маршак С.Я. Большим и маленьким читателям / / Раннее солнце: Стихи детей. М.; Малыш, 1964.
6. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Педагогика, 1977. Теплов В.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, 1947.
Для ученика: 1.Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
2.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
3.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...