Программа курса внеурочной деятельности: "Родничок".
методическая разработка на тему
Программа курса внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Включает в себя: пояснительную записку, формы и режим работы. содержание программы, тематическое планирование разделов, ожидаемые результаты, способы отслеживания и контроля результатов и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал
МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы
Нестиарская основная общеобразовательная школа
Программа
курса внеурочной деятельности.
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
Руководитель:
Чибисова В.Е. учитель экологии
Программа курса внеурочной деятельности
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
1.Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и привьёт интерес к художественной литературе.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям через художественную литературу.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Социальные:
- Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
- Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
- Формировать здоровый образ жизни.
- Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Программа кружка “Родничок” разработана для учащихся 1-8 классов.
Срок реализации: 1 год
Организационно-педагогические основы обучения: набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.
2. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.
Основные виды деятельности детей:
- Учебное занятие.
- Практическая работа.
- Игра.
- Творческая работа.
- Выставки.
- Проекты
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
- К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
- К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
- К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
3. Содержание программы.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
Поможет в этом тематическая полка « Лес говорит с нами всеми чудесами» в Богородской сельской библиотеке.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
В течение всего учебного года в Богородской сельской библиотеке работает экологическая выставка « Сберечь сегодня - сохранить навсегда !» Литература с которой помогает детям найти нужную информацию.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения..
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
4. Тематическое планирование разделов.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Введение в экологию | 7 |
2 | Молчаливые соседи | 5 |
3 | Пернатые друзья | 4 |
4 | О чем шепчут деревья | 4 |
5 | Загадки животного мира | 2 |
6 | Секреты неживой природы | 3 |
7 | Оранжерея на окне | 3 |
8 | Человек – часть живой природы | 5 |
9 | Охрана природы | 1 |
10 | Досуговые мероприятия | 2 |
| ИТОГО: | 36 |
5. Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
- Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в массовой внеучебной деятельности;
7. Тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения |
1 | Введение в экологию | 7 | 1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | Беседа «Экологическая ситуация в городе» Игра «Почемучки» |
2. Веселое путешествие в природу | Экскурсия в парк. Сбор природного материала. | |||
3.Пр.зан. Творческая мастерская | Изготовление поделок из природного материала. | |||
4.Я и мир вокруг | Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа» | |||
5. Природа и искусство | Знакомство с творчеством художников, музыкантов. | |||
6.Отношение человека к природе | Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним село чистым!» | |||
7.Экологическая безопасность. | Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» | |||
2 | Молчали вые соседи | 5 | 1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». |
2 Породы собак. | Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. | |||
3. Породы кошек. | Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. | |||
4. Чем питаются домашние животные? | Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений. | |||
5. Как ухаживать за своим питомцем? | Рассказ-описание «Мой любимец» | |||
3 | Пернатые друзья | 4 | 1.Прогулка в рощу «Мы – друзья птиц». | Наблюдение за птицами. |
2. Экологическая акция «Поможем птицам!» | Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» | |||
3Прогулка в парк. | «Операция «Подкормка»» | |||
4.Художественное слово о птицах | Разучивание стихов, загадок о птицах. | |||
4 | О чем шепчут деревья | 4 | 1. Этажи леса. | Беседа. Знакомство с разными видами растений. |
2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | Наблюдение за деревьями | |||
3.Мы – художники. | Рисование дерева в разные времена года | |||
4. Загадки леса | Викторина о лесе. | |||
5 | Загадки животного мира | 2 | 1. Зимовье зверей | Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. |
Любопытные факты о живой природе | Интересные сведения о жизни животных. | |||
6 | Секреты неживой природы | 3 | 1.Природа – наш общий дом | Презентация. |
2. Времена года. | Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы» | |||
3. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | Презентация . Экологическая акция «Гололед» | |||
7 | Оранжерея на окне | 3 | 1.«Весенние радости» | Экологический турнир. |
2.Аптека на окне | Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства» | |||
3.«Весна – чудесная пора.» | Познавательный час. | |||
8. | Человек – часть живой природы | 5 | 1. Люди разные нужны, люди всякие важны. | Знакомство с профессиями людей. |
2. Выращивание лука в домашних условиях. | Посадка лука в классе. Уход за ним. | |||
3. Человек! Будь природе другом! | Брейн - ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы. | |||
4. Вредные привычки. | Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «Нет - вредным привычкам!» | |||
5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» | Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения». | |||
9 | Охрана природы. | 1 | 1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. |
10. | Досуговые мероприятия | 1 | 1. Посвящение в экологи. | Викторина с экологическими заданиями. |
1 | 2. Праздник друзей природы | Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. | ||
ИТОГО | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Родная сторона"
Программа по внеурочной деятельности "Родная сторона" предназначена для учеников 4-6 классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида....
Презентация курса внеурочной деятельности "Родная Самара" для учащихся 5 классов
курс нацелен на формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств обучающихся в 5 классе посредством развития познавательного интереса к богатой этнографической культуре Самарского кра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...
Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.
Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"для 5-9 классов.
Содержательно курс «Родное слово» соотносится с учебным предметом «Литература», дополняя его подборкой текстов, направленных на личностное развитие обучающихся в соответствии с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» 9 класс...