Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературные прогулки по Воронежу"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе работы новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краеведение23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниипальное  буджетное общеобразовательноеучреждение

Лицей №8

«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №8

     ______________Алексенко Т.Б.

«__»___________201__г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Литературные прогулки по Воронежу»

В 7 «А» классе

на 2014-2015 уч.год

Программа разработана учителем    Небогиной  Г.А. ВКК

Количество часов в неделю 1, всего 35 часов

«Согласовано»                                                                                                   «Рассмотрено»

Зам. Директора по УВР                                                                            на заседании МО учителей

________________                                                                                     протокол № ____от «__»____201_г

________________                                                                                      _____________________________

«_ »_______201__г.                                                                                   ______________________________    

                                                                                                                                           (подпись руководителя МО)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 7-м классам  

Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства  любви к родному  краю, родному слову.

Эта цель обусловливает следующие задачи:

  1. Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.
  2. Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.
  3. Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.
  4. Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.
  5. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними
  6. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.
  7. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

Актуальность

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Программа рассчитана на 35 часов, которые проводятся за рамками учебного процесса образовательного учреждения.

Основные направления:

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

 Экскурсии.

 Встречи с местными поэтам.

 Работа с Интернет-ресурсами.

 Исследовательская деятельность.

 Создание презентации  «Литература родного края»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.

Механизм реализации программы:

 На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».

Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы,  МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

     2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование   раздела

Кол–во часов

Экскурсия

1.Введение

2

2.Поэтический Воронеж

10

4

3.Воронежские писатели детям

13

2

4. Итоговое задание

4

Всего

29

6

                                     

                                            3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Поэтический Воронеж – 10 часов

Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

Кольцов Алексей Владимирович.

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.

Никитин Иван Саввич. 

Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.

Экскурсия.

Бунин Иван Алексеевич. 

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина

Экскурсия.

Маршак Самуил Яковлевич. 

Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.

Воронежские писатели детям – 13 часов

Добряков Владимир Андреевич. 

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.

Платонов Андрей Платонович. 

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Посещение платоновских мест в Воронеже.

Экскурсия.

Третьяков Юрий Фёдорович. 

Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.

Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Песков Василий Михайлович.        Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.                                

Зачётная работа -4 часа

Сдача и защита проекта. Создание презентаций

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся получат возможность научиться

  • давать основные «литературные адреса» изучаемого периода;
  • характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;
  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;
  • работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;
  • выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).

Учащиеся получат возможность узнать

  • содержание литературных произведений писателей родного края;
  • наизусть стихотворные тексты  поэтов – земляков;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;
  • местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.

                             

  5. Календарно-тематический план

                                     Темы занятий        

Кол-во часов        

Дата проведения

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

2

2

Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

1

3

Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Стихотворения «Песня пахаря», «Урожай».

3

4

Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении   «В синем небе плывут над полями…».

3

5

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина. Экскурсия.

2

6

Бунин И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

1

7

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия.

2

8

Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица».

2

9

Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала.

2

10

Платонов А. П. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

2

11

Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия.

2

12

Третьяков Ю. Ф. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.

2

13

Троепольский Г. Н. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.

2

14

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

2

15

Песков В. М.        Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.

1

16

Песков В. М.        Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.

2

17

Создание презентации  «Литература родного края

4

6.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.
  2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.
  3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с
  4. Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.
  5. Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.
  6. Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий, лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с
  7. Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил.
  8. Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с.
  9. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.- 432с.
  10. Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.- 158с.
  11. Милонов Н.  Литературное   краеведение . М., 1985. – 192.
  12. Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.- 446 с.
  13. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008. – 384 с.
  14. Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.
  15. Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу / О.Г.Ласунский. – Воронеж: Центр. – Чернозем.

Интернет-ресурсы

  1. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject
  2. Хранители сказок. Собрание авторских и народных сказок. http://www.hobbitaniya.ru/afanasyev/zavetnskazki.php        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...