Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературные прогулки по Воронежу"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе работы новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведение | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниипальное буджетное общеобразовательноеучреждение
Лицей №8
«Утверждаю»
Директор МБОУ лицей №8
______________Алексенко Т.Б.
«__»___________201__г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературные прогулки по Воронежу»
В 7 «А» классе
на 2014-2015 уч.год
Программа разработана учителем Небогиной Г.А. ВКК
Количество часов в неделю 1, всего 35 часов
«Согласовано» «Рассмотрено»
Зам. Директора по УВР на заседании МО учителей
________________ протокол № ____от «__»____201_г
________________ _____________________________
«_ »_______201__г. ______________________________
(подпись руководителя МО)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 7-м классам
Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства любви к родному краю, родному слову.
Эта цель обусловливает следующие задачи:
- Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.
- Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.
- Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.
- Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.
- Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними
- Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.
- Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.
Актуальность
Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Программа рассчитана на 35 часов, которые проводятся за рамками учебного процесса образовательного учреждения.
Основные направления:
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Встречи с местными поэтам.
Работа с Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Литература родного края»
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».
Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Наименование раздела | Кол–во часов | Экскурсия |
1.Введение | 2 | |
2.Поэтический Воронеж | 10 | 4 |
3.Воронежские писатели детям | 13 | 2 |
4. Итоговое задание | 4 | |
Всего | 29 | 6 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Поэтический Воронеж – 10 часов
Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия
Кольцов Алексей Владимирович.
Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.
Никитин Иван Саввич.
Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…».
Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.
Экскурсия.
Бунин Иван Алексеевич.
Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».
Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина
Экскурсия.
Маршак Самуил Яковлевич.
Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.
Воронежские писатели детям – 13 часов
Добряков Владимир Андреевич.
Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.
Платонов Андрей Платонович.
Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.
Посещение платоновских мест в Воронеже.
Экскурсия.
Третьяков Юрий Фёдорович.
Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.
Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.
Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».
Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.
Зачётная работа -4 часа
Сдача и защита проекта. Создание презентаций
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся получат возможность научиться
- давать основные «литературные адреса» изучаемого периода;
- характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;
- анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;
- работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;
- выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).
Учащиеся получат возможность узнать
- содержание литературных произведений писателей родного края;
- наизусть стихотворные тексты поэтов – земляков;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;
- местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.
5. Календарно-тематический план
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | 2 | |
2 | Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия | 1 | |
3 | Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Стихотворения «Песня пахаря», «Урожай». | 3 | |
4 | Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…». | 3 | |
5 | Посещение музея по творчеству И. С. Никитина. Экскурсия. | 2 | |
6 | Бунин И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад». | 1 | |
7 | Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия. | 2 | |
8 | Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». | 2 | |
9 | Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала. | 2 | |
10 | Платонов А. П. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети. | 2 | |
11 | Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия. | 2 | |
12 | Третьяков Ю. Ф. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев. | 2 | |
13 | Троепольский Г. Н. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой. | 2 | |
14 | Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». | 2 | |
15 | Песков В. М. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | 1 | |
16 | Песков В. М. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе. | 2 | |
17 | Создание презентации «Литература родного края | 4 |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.
- «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.
- Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с
- Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.
- Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.
- Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий, лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с
- Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил.
- Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с.
- Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.- 432с.
- Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.- 158с.
- Милонов Н. Литературное краеведение . М., 1985. – 192.
- Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.- 446 с.
- Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008. – 384 с.
- Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.
- Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу / О.Г.Ласунский. – Воронеж: Центр. – Чернозем.
Интернет-ресурсы
- Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject
- Хранители сказок. Собрание авторских и народных сказок. http://www.hobbitaniya.ru/afanasyev/zavetnskazki.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...