кружок по литературе «В гостях у СКАЗКИ»
рабочая программа (5 класс) на тему
Кружок «В гостях у СКАЗКИ» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей 5- классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdena_kruzhok_moy_5_kl.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждена»
Директор МБОУ «Ильинская СШ» ____________ И.П. Магда
«_____»______________ г.
Рабочая программа
кружка по литературе «В гостях у СКАЗКИ»
(название учебного курса, предмета, дисциплины)
педагога I квалификационной категории
Хлюстовой Марины Равильевны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Ильинская СШ»
в 5-6 классах
(класс, параллель, в котором изучается курс)
Интеллектуальное и духовно-нравственное направление
п. Ильинский.
2015 год
Пояснительная записка
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
Кружок «В гостях у СКАЗКИ» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Кружок предназначен для детей среднего школьного возраста (5 класс).
В программе работы кружка поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Цель:
развитие литературных, творческих способностей школьников.
Задачи:
- формирование литературно – художественного мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему миру; приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
- развитие сочинительства;
- воспитание литературной грамотности.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия «Творение слова»
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
-- защита проектов.
Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания. Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .
Методы и приёмы:
- активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:
В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
- уметь находить необходимые сведения в Интернете
- уметь создавать кроссворд, тест
Описание места занятий на кружке в учебном плане:
В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, для учащихся 5-6 - х классов.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Изучение кружкового курса обеспечивает:
— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
— развитие литературного вкуса;
— осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;
— способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы художественной литературы.
- Ожидаемые результаты:
- занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение . (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
- создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
- в формировании критического мышления;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Тематическое планирование занятий кружка «В гостях у сказки»
№ | Тема занятий | Кол-во часов | УУД |
1 | Вводное занятие «Сказочный указ» | 1 | Регулятивные УУД •Проговаривать последовательность действий на занятии. •Учиться работать по предложенному учителем плану. •Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД •Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации. •Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке. •Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •Уметь пользоваться навыками литературного языка: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками; в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
2 | Сказочные герои (викторина) | 1 | |
3 | Изготовление рисунков «сказочные герои» | 2 | |
4 | Сказочные герои (сочинение сказок о Бабе Яге) | 1 | |
5 | Тематика сказок
| 1 | |
6 | Постановка сказки «Петушок и мышата»
| 4 | |
7 | В гостях и сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок | 1 | |
8 | Сочинение лингвистических сказок | 2 | |
9 | Постановка сказки о запятых | 2 | |
10 | Демонстрация сказки перед учениками 2-4 классов. | 1 | |
11 | Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка | 3 | |
12 | Сказочный городок загадок | 2 | |
13 | Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника | 1 | |
14 | Веселая сказка для царевны Несмеяны | 2 | |
15 | Постановка сказки для царевны Несмеяны | 3 | |
17 | Изготовление декораций | 2 | |
18 | Выступление со сказкой - перед 1 кл - старшей группой д\сада - 3-4 кл | 1 | |
1 | |||
1 | |||
19 | Прослушивание сказок в исполнении мастеров слова | 1 | |
20 | Конкурс на лучшего сказителя | 1 | |
21 | Заключительный этап лингвистической экспедиции по стране Сказочного языка | 1 | |
22 | Прощание с удивительной страной «Сказка» | 1 | |
Итого | 34 |
Литература:
1.. Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, »Просвещение» 1999
2.Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
3.Интернет-ресурсы
4. О. А. Еремина.
«Литературный кружок в школе. 5-6 классы».М., Просвещение 2011г
5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008
6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008
7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г
8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У – Фактория. 2003г
9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива, 1995.
10. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 2010
Паспорт проекта
Тема проекта | Рабочая программа кружка «В гостях у СКАЗКИ». 5 класс |
Автор проекта | Хлюстова Марина Равильевна |
Учебный предмет | литература |
Тип проекта | Краткосрочный, практико-ориентированный |
Заказчик проекта | МБОУ «Ильинская СШ» |
Задачи проекта | 1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру 2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей 3) развитие сочинительства 4) воспитание литературной грамотности |
Вопросы проекта | 1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи? 2) Почему литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»? 3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка |
Необходимое оборудование | ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал |
Предполагаемый продукт | Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 5 классе |
Хлюстова Марина Равильевна Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "В гостях у сказки"
Цель урока: обобщить полученные обучающимися знания о народных и литературных сказках, закрепить теоретические сведения о строении сказок, использовании в них постоянных эпитетов; развитие творческих ...
Урок литературы "В гостях у сказки"
Урок литературы в 5 классе. Проводила его на МО учителей района как итоговый урок после изучения народных и литературных сказок. Дети очень любят сказки, готовы их слушать, читать, инсценировать часам...
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов "В гостях у сказки"
Внеклассное мероприятие...
ТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."
https://www.youtube.com/watch?v=Ac2dT1zRiKQТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."...
Нетрадиционный урок литературы в 5 классе "В гостях у сказки"
Нетрадиционный урок литературы в 5 классе в форме викторины позволит в игровой форме обобщить изученный материал по сказкам...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...
Конспект занятия в форме КВН по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "В гостях у сказки" в подготовительной к школе группе
Цель: закрепить знания детей о прочитанных произведениях....