Программа внеурочной деятельности по математике "Я - исследователь"
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности по математике "Я - исследователь" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа внеурочки 241.02 КБ

Предварительный просмотр:

F:\скан титул ВД и ДОП\я исследователь.jpg


 

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

 Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

В силу большой практической значимости  внеурочная деятельность вызывает интерес, является средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся, которые пока не проявляют заметные склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса  к предмету и вызвать желание узнать больше. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии, способности к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации.

  Связь с уже существующими по данному направлению программами

Рабочая  программа составлена на основе учебного пособия

  • И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. 5-6 классы», пособие для общеобразовательнгых учреждений-М.: Дрофа, 1999г.

Вид программы – адаптированная,за основу взята программа Меньщиковой Н. П., учителя математики МОУ  СОШ №4 г.Дмитрова, Московской области. Данная программа доработана, изменены цель и задачи, добавлены разделы.

2. Цель и задачи программы

Цель:формирование интереса учащихся к предмету математики через  развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными геометрическими понятиями,
  • сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучить различным приемам работы с бумагой,
  • применить знания, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение,
  • развивать мелкую моторику рук и глазомера,
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей,

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету «Геометрия»,
  • воспитывать культуру общения,
  • совершенствовать трудовые навыки.

3. Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

В основе построения данной внеурочной деятельности  лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

Программа учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты. Некоторые математические игры и задания  принимают форму состязаний, соревнований между командами.

4. Особенности    возрастной    группы

Возраст детей: 11-12 лет.

Особенности набора детей: свободный.

Число   обучающихся: 9 человек, списочный состав группы.

Режим занятий:

Общее число в год-35часов.

Число часов в неделю- 1час.

Формы организации занятий: беседа, игра, работа в группах, просмотр фильма, моделирование, упражнения, опыты.

Формы контроля: выставка поделок из бумаги.

5. Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • находить в пространстве разнообразные  геометрические фигуры,
  • понимать размерность пространства.
  • уметь строить  плоские и пространственные фигуры.
  • уметь делать оригами, изображать бордюры,  орнаменты.
  • научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
  • уметь работать в группе.
  • уметь оценивать свою работу.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Всего

Теоретические

часы

Практические

часы

УУД

1

Пространство и размерность, пространственные фигуры

8

2

6

Познавательные:логические  - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов; договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности.

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.

2

Геометрические головоломки и опыты

12

6

6

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных  и несущественных признаков.

Логическое построение  цепочки рассуждений.

Регулятивные: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов; договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности.

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.

3

Параллельность и перпендикулярность

3

1

2

Познавательные:логические  - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном виде освоения и осознания учащимися тог, что усвоено и что еще подлежит усвоить.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов; договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности.

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание

4

Оригами, геометрия клетчатой бумаги.

6

2

4

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений;

-анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

-установление причинно – следственных связей.

Регулятивные: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения,  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание

5

Симметрия.

6

3

3

Познавательные: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

Регулятивные: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Коммуникативные:уметь строить диалог, вести беседу  

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание

Итого

35

14

21

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ занятия

Тема занятий

Описание содержания занятий

Дата  по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Пространство и размерность, пространственные фигуры( 8 ч)

1

1

Первые шаги в геометрии

Вводная беседа о наглядной геометрии. Знакомство с инструментами. Решение простейших заданий на построение

03.09

2

2

Пространство и размерность

 взаимное расположение фигур в пространстве, понятие двумерного пространства

10.09

3

3

Простейшие геометрические фигуры

 простейшие фигуры и их обозначения

17.09

4

4

Конструирование из Т

Игра – конструирование

24.09

5

5

Куб и его свойства

 свойства куба

01.10

6

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

Игра «Пентамино»

08.10

7

7

Решение задач на геоплане. Треугольник

Игра «Флексагон»

15.10

8

8

Правильные многогранники, изготовление фигур

Изготовление моделей многогранников

22.10

Раздел 2. Геометрические головоломки и опыты (12ч)

9

1

Геометрические головоломки. Софизмы

Составление фигур танграмма

05.11

10

2

Измерение длины, площади, объёма

Знакомство со старинными единицами измерения длины, с единицами измерения площади и объема

12.11

11

3

Измерение длины, площади, объёма

Знакомство со старинными единицами измерения длины, с единицами измерения площади и объема

19.11

12

4

Вычисление длины, площади и объема

Практическая работа

26.11

13

5

Вычисление длины, площади и объема

Практическая работа

03.12

14

6

Окружность

Понятие окружности, умение построения и деления на части

10.12

15

7

Геометрический тренинг.  

Упражнения для развития «геометрического зрения»

17.12

16

8

Топологические опыты

  Топологические опыты и задания

24.12

17

9

Задачи со спичками.

 занимательные задачи со спичками

14.01

18

10

Зашифрованная переписка

 занимательные задачи - шифровки, игры

21.01

19

11

Задачи, головоломки, игры.

 занимательные задачи,  головоломоки, игры

28.01

20

12

Фигурки из кубиков и их частей

Задания на построение пространственного тела на плоскости

04.02

Раздел 3. Параллельность и перпендикулярность (3ч)

21

1

Параллельность и перпендикулярность

 свойства параллельных и перпендикулярных прямых, умение построения

11.02

22

2

 Параллелограммы

Понятие фигуры, опыты с листом бумаги

18.02

23

3

Координаты

Понятие координаты, игра «морской бой»

25.02

Раздел 4. Оригами, геометрия клетчатой бумаги (6ч)

24

1

Оригами

 складывание фигурок из бумаги

04.03

25

2

Замечательные кривые

 Эллипс, парабола, гипербола, конус, спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида

11.03

26

3

Кривые Дракона

Коды для рисования кривых дракона

18.03

27

4

Лабиринты

Метод проб и ошибок, метод зачеркивания тупиков, правило одной руки

01.04

28

5

Геометрия клетчатой бумаги

Проведение эксперимента с прямоугольным треугольником

08.04

29

6

Зеркальное отражение

Опыты с зеркалами

15.04

Раздел 5. Симметрия (6ч)

30

1

Симметрия

Понятие симметрии, ось симметрии, симметричных фигур

22.04

31

2

Бордюры

Вырезание снежинок, симметричных лент

29.04

32

3

 Орнаменты

 Понятие орнамента, трафарета, технология изготовления плоских орнаментов

06.05

33

4

Орнаменты

Понятие орнамента, трафарета, технология изготовления плоских орнаментов, марийские орнаменты

13.05

34

5

Симметрия помогает решать задачи

  Основное свойство симметрии и "метод симметрии"

20.05

35

6

Одно важное свойство окружности

Интересные свойства некоторых геометрических фигур

27.05

Обеспечение реализации программы

Кадровый ресурс:

  • учитель математики.  

Интернет – ресурсы:

  1. http://cvetamira.ru/drevnegrecheskoe-iskusstvo-arhitektura-skulptura
  2. http://yandex.ru/video/search

Материально  - технический ресурс:

  • бумага альбомная и цветная
  • картонные листы
  • чертежные инструменты и принадлежности
  • ножницы
  • объемные фигуры
  • модели куба, параллелепипеда, пирамиды.

Рекомендуемая литература

Литература для учителя

  1. Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика. – М.: Наука,1991
  2. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия» ─ Москва, Дрофа, 1999.
  3. Фарков А.В. Математические олимпиады. Учебно-методическое пособие – М.: Экзамен, 2006
  4. Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в Y-YIклассах. Пособие для учителей – М.: Мирос, 1993
  5. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982

Литература для детей и родителей

  1. Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика. – М.: Наука,1991
  2. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия» ─ Москва, Дрофа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»

материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Внеурочная деятельность «Я-исследователь!» состоит из отдельных разделов. Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержани...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1.       Сформировать экологические понятия.2....

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Авторская программа внеурочной деятельности "Юный эколог-исследователь"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне. ...

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...