Математическая неделя в школе
методическая разработка (8, 9, 10 класс) на тему
Предмет математики настолько серъёзен,что полезно не упускать случая делать его немного занимательным. Б.Паскаль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Порт-Катоновская СОШ
Математическая
неделя
Учитель: Гончарова В.И.
Ткаченко Л.А
Пояснительная записка.
Важной частью всей учебно-воспитательной деятельности школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность. В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических приложений.
Наиболее приемлемыми формами внеклассной работы по математике являются регулярные, такие как математические кружки, факультативы, олимпиады. Но также важны и разовые виды работы, которые проводятся время от времени: КВН, инсценированные задачи, викторины, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, выполнение творческих заданий и т.п.
Важно организовать такую деятельность, которая с одной стороны стимулирует и дополняет учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – является увлечением, развивающим ученика, дающим ему ощущение победности, радости познания, ощущение творчества.
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, в каком-то смысле итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества .Кроме всего прочего – это еще и возможность проявить себя для каждого, пусть даже неважно успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив.
Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основные задачи: создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.
Цели проведения недели математики охватить внеклассной работой все классы, привлечь к занятиям математикой как можно больше учащихся, раскрыть их потенциальные математические способности, органически включить в учебно-воспитательный процесс, продолжая основную учебную работу на уроках. Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть направленными на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать интересную информацию и эмоционально окрашенную деятельность; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; способствовать сплочению школьного коллектива
Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения. Подготовительный период не должен быть слишком длительным. При этом важно, чтобы затраченное педагогами и учащимися время было потрачено эффективно, а активность и самоуправление, самоорганизация учащихся были бы на максимально возможном уровне. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенными мероприятиями.
Ожидаемые результаты: укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Внеклассная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор, воспитывает настойчивость, инициативу.
Высказывания о математике:
«Предмет математики настолько серъёзен , что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.»
Б. Паскаль
« Математику затем надо учить , что она ум в порядок приводит.»
М.В. Ломоносов.
«Математика-царица наук, а арифметика- царица математики
С.В.Ковалевская
«Химия- правая рука физики, математика её глаза»
М.В.Ломоносов.
«Больше занимайтесь математикой! Помните, что решая маленькие задачи, вы готовите себя к решению больших и трудных задач.»
С.Л.Соболев.
«Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики»
П.Гассенди
План проведения недели математики
1.Понедельник.
На видном месте появляется объявление,
викторина эрудитов
2.Вторник.
Час занимательной математики(1-4класс)
3 .Среда.
Математическая эстафета (5-6класс)
4.Четверг.
Игра: "Математик-бизнесмен» 7-8 класс.
5.Пятница .
К В Н(9-10касс под руководством 11класса)
Понедельник
Викторина эрудитов
Вопросы для 5 класса
1.Дайте определение понятия «процент.»
2.Найдите 1% от рубля.
3.Число разрядов в классе?
4.Какой буквой записывалось число 50 в Древнем Риме?
5.Формула площади прямоугольника со сторонами а и в?
6.Единица измерения скорости на море?
7. Как найти неизвестное делимое?
8.Третья буква древнегреческого алфавита?
9Может ли при умножении получится ноль?
10 Место, занимаемое цифрой в записи числа?
11.Единицы массы драгоценных камней?
12.Объём 1кг воды?
13.Чему равно:13*25*0*0,1?
14.Что легче:1кг ваты или 1кг железа?
15.Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км .Сколько км проехал ямщик?
16.К однозначному числу , большему нуля, приписали такую же цифру.
Во сколько раз увеличилось число?
17.Как найти неизвестное уменьшаемое?
18.Прибор для измерения углов?
19.Площадь прямоугольника 36см.Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?
20.Что больше 34*54 или43*55?
Вопросы для 6класса
1.Найдите 1% от метра?
2.Какое число записывалось в Древнем Риме буквой Д?
3.Чему равен 1 пуд?
4.Формула периметра со сторонами а и в?
5.Специфическая единица измерения объёма нефти?
6.Наименьшее натуральное число?
7.Число , обращающее уравнение в верное равенство?
8.Чему равна сумма углов квадрата?
9.Отрезок, соединяющий точку окружности с центром?
10.Масса 1м воды?
11.Может ли при делении получиться ноль?
12.Шла старуха в Москву ,а навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву?
13.Чему равна 1\4 часть часа?
14.Что больше:1,8*5 или5,1*2?
15.К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?
16.Как найти неизвестное вычитаемое?
17.Какую часть часа составляют 20 минут?
18.Прибор для построения окружности?
19.Площадь квадрата 49 см.Чему равен его периметр?
20.Периметр прямоугольника равен 64см.Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?
Вопросы для 7 класса
1.Чему равен угол в квадрате?
2.Автор книги «Начала»?
3.Утверждение принимаемое без доказательств?
4.Что называется биссектрисой?
5.Что называется медианой треугольника?
6.Чему равна длина окружности с радиусом г?
7.Наука ,изучающая свойства фигур на плоскости?
8.Что такое астролябия?
9.Чему равна сумма углов параллелограмма?
10.Зачем нужна рейсшина?
11 Что такое геометрия?
12.Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида?
13.Что называется значением алгебраического выражения?
14.Что такое аксиома?
15.Как называется первая координата точки?
16.Разделите 100 на половину.?
17Что такое планиметрия?
18.Чему равна площадь квадрата?
19.Какие вы знаете виды треугольников?
20.Чему равна сумма углов треугольника?
Вопросы для 8 класса.
1.Как называется знак корня?
2.Чему равна площадь круга с радиусом г?
3.Как называется вторая координата точки?
4.Наука, изучающая свойства фигур в пространстве?
5.Что такое экер?
6.Можно ли любой угол разделить на3 равные части с помощью циркуля и линейки?
7.Чему равен один фунт?
8.Может ли угол параллелограмма быть равным 2000?
9Найти произведение 7*8*125?
10.Найти корень уравнения х2=-8?
11.Как одним словом назвать сумму длин всех сторон многоугольника?
12.Что собой представляет график функции у=кх+в?
13.Отрезок, соединяющий 2 точки окружности?
14.Фигура,состоящая из всех точек плоскости, равноудалённых от одной точки?
15.Чему равны длины сторон египетского треугольника?
16.Как найти гипотенузу прямоугольного треугольника?
17.Что такое градус?
18.В каком европейском городе есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника?
19.Найдите число если половина-треть его?
20.Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число больше 2 и меньше3?
Вопросы 9-11 класса
1.Какой крупный русский математик 19века был поэтом?
(Буняковский)
2.Какой писатель (русский) окончил физико-математический факультет университета?
(Грибоедов)
3.Кто впервые построил математическую теорию музыки? (Пифагор)
4.В честь какой женщины-математика (какой страны) назван один из распространённых в настоящее время цветов?
(Гортензия Леком француженка)
5.Какая геометрическая теорема в старину называлась бегством несчастного? (Теорема о свойствах углов равнобедренного треугольника)
6.Какая геометрическая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
7.Как доказать , что половина 13 равна восьми?
Вторник
Час занимательной математики(1-4класс)
1Сколько воробьёв? На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетело ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке?
(Остальные воробьи улетели)
2.Пара лошадей пробежала 40км.По скольку км пробежала каждая лошадь?(По 40км)
3.Мальчик купил 2 тетради для рисования за 10 коп. Сколько нужно заплатить денег за 5 таких же тетрадей?
(25 коп.)
4Два мальчика нашли по дороге 10 коп. Сколько денег найдут 5 таких же мальчиков?(Нельзя ответить на вопрос)
5.У семи братьев по одной сестрице Сколько всего детей?(8 детей:7 братьев ,имеющих 1 сестру)
6.Что легче: 1кг ваты или 1кг железа?(Одинаково)
Два сына и два отца съели 3 яйца. По скольку яиц съел каждый?(Съели по одному яйцу, так как их было трое: дед, отец и сын)
7.Сколько пальцев? Сосчитай, но только быстро .Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках? (10 и 50)
8.Разделить 5 яблок между пятью учениками так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине? (Один берет яблоко вместе с корзиной)
9.Поле не мерено, овцы не считаны ,пастух рогат.(Небо ,звёзды и луна)
10.Пять братцев в одном домике живут.(Варежка)
11.Два брюшка,4 ушка. Что это? (Подушка)
Среда
Математическая эстафета
(5-6класс)
Учащимся предлагаются задания, которые надо выполнить, но не по порядку, а ответ 1 задания , есть номер следующего задания и т. д.В результате ученик показывает окончательный ответ.
Эстафета:1
1Петух, стоя на одной ноге, весит5кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?
2.В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
3.Шоколадка стоит 10руб., и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка?
4.Есть 2 сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1мин.За какое наименьшее время можно это сделать?(3 мин.)
5Найти среднее арифметическое чисел 1, 2 и3?
Ответ: 20руб.
Эстафета:2.
1.Сколько из следующих чисел уменьшится, если их прочитать справо налево: 127,632,519,309,803?
2.Вычислите:60:4-11
3.80 -это сколько процентов от40?
4.Получив 2000руб., я уже по дороге домой израсходовала 1900 руб. Сколько % своей зарплаты я принесла домой?
5.Решите уравнение:12х-1=35
Ответ:200%
ЧЕТВЕРГ
Игра «Математик-Бизнесмен»
Правила игры.
1.В игре участвуют две (и более) команды, каждая из которых представляет
правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка
(т.е. капитана команды).
2.Президент (капитан команды) имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
3. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной
стоимости (например, от 5 до 20 тысяч) в зависимости от сложности.
4.Стартовый капитал каждой команды 50 тысяч.
5.Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:
а)капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если вторая команда не сможет ответить верно;
б)капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если вторая команда дает правильный ответ.
б.Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.
7.На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.
- Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
- Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше «денег» по окончании игры.
Приводим список заданий, ответы к ним и их примерную «стоимость».
1.В нашей квартире есть стенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов в сутки делают эти часы? Ответ: 180 ударов. (12 тысяч)
2.Напишите девять цифр 1, 2, 3, ..., 9. Не меняя порядка этих цифр, нужно расставить между ними зваки«+» или «-» (всего три знака) так, чтобы в результате получилось 100.
Ответ: 100 = 123 -45-67 + 89. (10 тысяч)
З.Как нужно расставить знаки «+» в записи 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, чтобы получилась сумма, равная 99? Ответ: 9 + 8+7 +65+ 4+3 + 2 + 1=99. (8тысяч),
4. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?
Ответ: 0. (5 тысяч)
5. Найдите число, одна треть и одна четверть которого составляют 21.
Ответ: 36. (15 тысяч)
6. Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применять только один раз), запишите возможно меньшее число. Ответ: 1023456789. (5 тысяч)
7.Мальчик купил две книги, причем первая на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой?
Ответ: на 33 целых1/3%.(20тысяч)
8. Когда делимое и частное равны между собой?
Ответ: когда делитель равен 1 или делимое равно 0 (5 тысяч)
9. Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый
со скоростью 20 км/ч, второй — 15 км/ч. Чему будет равно расстояние между
ними за 2 часа до встречи?
Ответ: 70 км. (12 тысяч)
10. К данному трехзначному числу приписывают точно такое же и
полученное число делят на данное. Каким будет частное?
Ответ: 1001. (8 тысяч)
11. Каждое из трех натуральных чисел разделили на их сумму, полученные
числа сложили. Что получилось в итоге?
Ответ: 1. (10 тысяч)
12. Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени
потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?
Ответ: 11 секунд. (10 тысяч)
Пятница
К В Н
(9-10касс под руководством 11класса)
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий)
Программа:
- Приветствие команд.
- Разминка
- Математический калейдоскоп.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс «Кто больше?».
- Домашнее задание.
- Подведение итогов игры, конкурсов КВН.
«Мы начинаем КВН- для кого, для чего? » Для того, чтобы никто из вас не задавал вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не
пригодится». Слово математика-«познание», «наука». Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг.
1-й ведущий: Друзья! На КВН весёлый
Мы снова в гости к вам пришли.
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли.
2-й ведущий: Привет друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день
Мы приготовили весёлый
Наш школьный КВН
КВН-соревнование в остроумии и знании
Чтобы этот вечер КВН вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные,
Быть веселым и находчивым!
1и 2-й ведущие: И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Итак, пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
1.Чтоб нам КВН не нарушить порядок, приветствия Ваши мы выслушать рады
9класс:
Друзья, приветствовать мы рады
Вас на встрече КВН!
Другой награды нам не надо,
Победу мы хотим взамен!
10класс:
Мы очень рады видеть вас.
Мы будем петь и веселиться,
Смешить других, шутить, острить,
И пусть жюри определит
Того из нас, кто победит.
2.Чтобы всё в КВНе прошло без заминки, его мы начнём, ну, конечно, с разминки!
Командам по очереди задаются вопросы:
9класс
1.Вкаком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном)
2.Число десятков в тысяче?(100)
Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома)
4.Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
5.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто)
10класс
1.Сколько кг в половине тонны?(500кг.)
2.Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр)
3.Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и
проходящий через её центр? (Диаметр)
4.Количество делителей простого числа? (Два)
5.Значение переменной при решении уравнения? (Корень)
3. Математический калейдоскоп. 9 класс.
1-й ведущий: Ну а теперь, команды, стоп –
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затруднения,
Напишите все сейчас без промедления.
Составить слова из букв, входящих в слово «математика».
Жюри оценивает этот конкурс, а мы предлагаем послушать частушки:
9 класс
Мы веселые ребята,
Очень весело живем:
И задачи мы решаем,
И частушки мы поем.
10 класс
В нашем классе все ребята
Хороши, как на подбор.
Математику все знают,
«Хорошистов» перебор.
4. Конкурс капитанов.
2-й ведущий: Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.
Задания для капитанов одной команды:
Разгадать кроссворд (5 баллов)
- Зависимость одной величины от другой. (Функция)
- Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
- Тригонометрическая функция. (Косинус)
- Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб)
- …. абцисс. (Ось)
Задания для капитанов второй команды:
Разгадать кроссворд (5 баллов)
- Абсолютная величина числа. (Модуль)
- График квадратичной функции. (Парабола)
3. Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома)
- … определения функции. (Область)
- Бином…. (Ньютона)
2-й ведущий: Нелегкий вопрос-то,
Но верь одному:
Все сложно и просто,
Считай по уму!
Вопросы для одной команды:
- Дробь меньшая единицы? (Правильная)
- НОД взаимно простых чисел? (1.)
- Сумма противоположных чисел? (0.)
- Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (300)
- Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение)
- Модуль нуля? (0.)
- Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5.)
- Какую часть числа составляют 25%? (1/4.)
- Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)
10) Цифры третьего разряда? (Сотни)
11) Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)
12) Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)
13) Непересекающиеся прямые на плоскости? (Параллельные.)
14) Наименьшее семизначное число? (1 000 000.)
15) Сколько вершин у куба? (8.)
16) Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7.)
Вопросы для второй команды:
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение.)
- Два числа, произведение которых равно 1? (Взаимно обратные.)
- Самое простое маленькое число? (2.)
- Географическая координата на земной поверхности? (Долгота.)
- Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный.)
- Число, на которое делят? (Делитель.)
- Результат сложения чисел? (Сумма.)
- В обыкновенной дроби число, записанное над чертой? (Числитель.)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10.)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)
- Угол в 10 рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (10.)
- Часть Прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок.)
- Результат деления одного числа на другое? (Частное.)
- Модуль числа – 5? (5.)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»? (0.)
- Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспортир.)
6. Домашнее задание.
Учитель. И у нас последний конкурс «Домашнее задание». Каждой команде необходимо показать сценку.
1- й ведущий: Сказку не простую, а математическую
Вам покажут без прикрас.
Может быть, там будет что-то фантастическое.
Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.
Одна команда показывает инсценировку сказки «Легенда о шахматах».
Другая команда показывает инсценировку сказки «мужик и купец».
7. Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?»).
ГИМН МАТЕМАТИКЕ
Уравнения решать, радикалы вычислять-
Интересная у знатоков задача!
Интегралы добывать
Дробь делить и умножать 2 раза
Постараешься – придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела – не разберешься.
Аксиомы так нужны,
Теоремы так важны, 2 раза
Их учи – и результата ты добьешься!
Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна, 2 раза
Это было, это будет, это вечно.
Жюри объявляет результаты КВН. Награждаются команды на победу и участие.
Литература:
Л.В.Гончарова Математика,
М.А.Иченская. Отдыхаем с математикой
Т.Д.Гаврилова. Занимательная математика
В.П.Труднев. .Считай, смекай, отгадывай
Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Логопедическая неделя" в школе
План логопедической недели, разработка логопедического праздника....
Организация предметной недели в школе
Школьная предметная методическая неделя проводится, когда накопилось достаточно значительных достижений, когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам. Мероприятия Предметной недели...
Спортивно - математическая неделя
Неделя - это творческое поле, где открывается широкая возможность познания и понимания себя как личности, своих интересов и устремлений. Создаются условия для самореализации, творения нового, а ...
Неделя истории (материалы предметной недели в школе)
Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....
Материал для проведения математической недели ( Кроссворд+дополнительные задания)
Материалы Математической недели.Тема: «Единицы измерения – старинные и нестандартные»Материал состоит из 3-х частей.1 КроссвордКроссворд предназначен для использования во внеурочной деятел...
Устный журнал к математической неделе
Внеучебный материал по математике к предметной неделе...
Математическая неделя
Отчет внеклассного мероприятия по математике "Математическая неделя"...