Рабочая программа внеурочной деятельности «Открытые сердца»
рабочая программа (5 класс) по теме

Бромберг Елена Владимировна

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности  без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Открытые сердца»

Ступень обучения (классы):    среднее общее образование, 5а класс

Количество часов в год по программе – 34 часа

   

Составитель:

Учитель математики

Бромберг Елена Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Открытые сердца» (далее рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по внеурочной деятельности;  закона Российской федерации «Об образовании»; учебного плана ГБОУ СОШ № 21 на 2016-2016 год.

Сроки реализации программы

Классы -  5а;

Количество часов – 34;

Всего -34, в неделю - 1 ч;

Выездных мероприятий - 5

Общая характеристика внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Место внеурочной деятельности в  учебном плане

 Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводятся часы на внеурочную деятельность на ступени основного общего образования. Отведенные часы можно использовать в социальном направлении.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Логические связи волонтерства с другими предметами учебного плана

Подростковому возрасту свойственно стремление к новому, необычному, рискованному, что порой приводит к асоциальным формам поведения. Одним из самых эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с самостоятельной предпринимательской деятельностью, самообразованием, возможностью получить раннюю профессиональную ориентацию. Самостоятельная инициативная общественная деятельность подростков и молодых людей является средством их жизнеобеспечения и экономической самостоятельности, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.
Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, доверии к детям и молодым людям. Воспитание ориентируется на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, милосердия, социально-педагогической солидарности.

Основная цель волонтерства в 5 классе:

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности  без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Педагогическое волонтерство в детско-молодежных объединениях направлено на:

  • овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций;
  • развитие ресурсов молодежи:
  • формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности;
  • умения принимать на себя ответственность за свою жизнь;
  • общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Критериями и показателями данного процесса являются:

когнитивный (наличие необходимых знаний о педагогическом  волонтерстве, возможностях его использования в детско-молодежной среде, о содержании профилактических программ организуемых детско-молодежными общественными объединениями);

организационно-деятельно стный (наличие необходимых умений и навыков волонтеров для организации профилактической работы среди подростков и молодежи);

мотивационный (наличие устойчивой установки субъектов процесса педагогического волонтерства, всех социальных институтов общества на организацию профилактической работы с подростками и молодежью, учитывающей возникающие в данной субкультуре негативные тенденции).

Занятие волонтерством направлено на достижение следующих целей:

  • защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;
  • помощь беспризорным детям,
  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;
  • благотворительные концерты и театральные выступления;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • интернет-добровольчество;
  • работа в технической поддержке.

Логика структура программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности включает разделы: пояснительную записку; цели занятия волонтерством, основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса, требования к результатам обучения и освоению содержания курса, календарно-тематическое планирование, литературу.

Исследования показывают, что существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая волонтёрская деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей и другое. Управляемая
деятельность волонтёров, как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной.

Качества, которыми должен обладать волонтёр:
- активность; 
- трудолюбие; 
- терпимость; 
- организованность; 
- коммуникабельность; 
- целеустремленность; 
- исполнительность; 
- ответственность; 
- восприимчивость и другие.

Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
- желание помочь другим; 
- знакомство с новыми людьми; 
- получение новых знаний и навыков;
- сострадание к беспомощным людям;
- интерес к предложенной работе; 
- желание почувствовать свою необходимость; 
- отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы;
- получение признания в обществе;
- отсутствие общения и другие.
Зачем нужны волонтёры:
- общественная поддержка в лице волонтёров вызывает доверие к организации и поднимает ее имидж;
- увеличивается круг клиентов организации;
- привлекается внимание общественности к проблемам, решаемым организацией;
- решается часть финансовых проблем организации (отсутствие расходов на оплату труда волонтёров) и другое.

Общая характеристика учебного процесса

В образовательный курс для волонтёров должно быть включено следующее: 
- получение знаний, обучение волонтёров основным приёмам и методам работы с несовершеннолетними детьми;
- обучение навыкам и умениям общения, навыкам решения спорных вопросов, владения собой и т.д.
- формирование самосознания.

Это дает волонтёрам возможность отдать себе отчет в собственных взглядах и ценностях о возможности оказания помощи детям и подросткам, на которых ориентирована реализация программы.
Формы и методы обучения волонтёров могут быть самыми разнообразными:
Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

  • Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.
  • Деловая игра является активной формой обучения. Такая игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. К деловым играм можно отнести - имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.
  • Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее. 

Средства, которые могут использоваться на занятиях с волонтёрами: 
- Чтение статей, писем о проблемах наркомании, изучение существующих программ по профилактике употребления психотропных веществ. После знакомства с материалами необходимо устраивать дискуссии, обсуждение изученного материала.
- Аудиовизуальные средства. Просмотр фильмов или прослушивание аудиоматериалов - способ эмоционального «переживания» информации.
- Наглядные пособия. Их использование помогает участникам занятий запомнить и усвоить информацию, так как наглядность может быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, буклеты, плакаты и т.п.
Кроме этого, руководитель программы должен решить, когда проводить занятия по обучению волонтёров, сколько времени и как часто должны проходить занятия, в какой форме он будет проводить занятия, по оценке знаний, полученных волонтерами.
Наблюдение за потенциальным волонтёром в ходе занятий дает руководителю программы возможность уточнить оценку его индивидуальных качеств. В результате чего он сможет подобрать волонтёру наиболее подходящую работу по программе с трудными детьми и подростками.
Занятия должны проводиться в доступной форме, быть интересными и содержательными.

Требования к уровню подготовки учащихся

Занятие волонтерством в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о волонтерчтве как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность подготовке к мероприятиям;
  • умение контролировать процесс и результат внеурочной деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию волонтерской направленности.

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об волонтерстве;
  • умение видеть волонтерскую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задач;
  • различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших волонтерских моделях;
  • умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • развитие представлений о волонтерстве.

Волонтер должен обладать:

- активность; 
- трудолюбие; 
- терпимость; 
- организованность; 
- коммуникабельность; 
- целеустремленность; 
- исполнительность; 
- ответственность; 
- восприимчивость и другие.

УУД, формируемые в процессе освоения программы

Коммуникативные:

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы (парные и групповые задания и т.д.);

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

- коммуникацию, обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания (общение с учителем, одноклассниками,..);

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (совместная проектная деятельность, парные и групповые занятия));

- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (правильно формулировать свои действия, выводы относительно поставленной задачи).

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к волонтерству, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего волонтера»;

- широкая мотивационная деятельность, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности внеучебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять задачу
- ставить цели, позволяющие решать задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации ; 
- учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; 
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 

- различать способ и результат действия; 
- вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 
- выполнять внеучебные  действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; 
- проявлять инициативу действия в внеучебном сотрудничестве (отвечать на вопросы, работать у доски, помогать одноклассникам); 
- осуществлять контроль по результату и по способу действия; 
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; 
- в сотрудничестве с учителем ставить новые внеучебные задачи.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Содержание программы внеурочного предмета

1. Вводное занятие – 2 часа.

2. Подготовка к мероприятию «День народного единства» - 7 часов.

3. Подготовка к мероприятию  «С Новым годом!» - 7 часов.

4. Подготовка к мероприятию «День святого Валентина» - 5 часов.

5. Подготовка к мероприятию «День счастья» – 6 часов.

6. Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы» - 7 часов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Комплектование группы. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Презентация программы «Открытые сердца»

1

Обсуждение формата мероприятия «День народного единства»

1

Поиск информации к мероприятию «День народного единства»

1

Подготовка к мероприятию «День народного единства»

1

Подготовка к мероприятию «День народного единства»

1

Изготовление подарков к мероприятию «День народного единства»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День народного единства»

1

Мероприятие «День народного единства»

1

Обсуждение формата мероприятия «С Новым годом!»

1

Поиск информации мероприятия «С Новым годом!»

1

Подготовка к мероприятию «С Новым годом!»

1

Подготовка к мероприятию «С Новым годом!»

1

Изготовление подарков к мероприятию «С Новым годом!»

1

Итоговая репетиция мероприятия «С Новым годом!»

1

Мероприятие «С Новым годом!»

1

Обсуждение формата мероприятия «День святого Валентина»

1

Поиск информации к мероприятию «День святого Валентина»

1

Подготовка к мероприятию «День святого Валентина»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День святого Валентина»

1

Мероприятие «День святого Валентина»

1

Обсуждение формата мероприятия «День счастья»

1

Поиск информации к мероприятию «День счастья»

1

Подготовка к мероприятию «День счастья»

1

Изготовление подарков к мероприятию «День счастья»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День счастья»

1

Мероприятие «День счастья»

1

Обсуждение формата мероприятия «Ура! Каникулы»

1

Поиск информации к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Изготовление подарков к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Итоговая репетиция мероприятия «Ура! Каникулы»

1

Мероприятие «Ура! Каникулы»

1

Формы и средства контроля

  • Взаимоконтроль;
  • Самоконтроль;
  • Диагностика (Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова);
  • Наблюдение.

Учебно-методические средства обучения

  • классная доска с набором магнитов;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • принтер.

Справочная литература для учащихся

  • Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн 1 / Авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000
  • Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. Приходите к нам на праздник: Сборник сценариев для детей. – Ярославль: Академия развития: Академия ©: Академия Холдинг,
  • Праздники в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. – СПб.: Издательский Дом "Литера", 2002Тимофеев О. Н.
  • Рецепты веселой вечеринки: Игры, розыгрыши, забавы Тубельская Г. Н. Детские праздники в семье. М.: ТЦ Сфера, 2002
  • Подарите детям праздник. – М.: ТЦ Сфера, 2002 Ильина М. Р.
  • Вечеринка по-русски. – М.: Айрис-пресс, 2002 Мухин И., Бояринов А.
  • Лучшие поздравл в стихах… -М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 2003 Новоселова Т. А.
  • Веселые игры для взрослых. (Серия "Домашняя энциклопедия"). Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Интернет ресурсы для учителя

Википедия,

http://karpinsk-edu.ru/component/content/article/2487,

http://www.proshkolu.ru/org/116-158/folder/17057,

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/10/24/programma-volonterskogo-otryada,

http://www.30ahtubinskaja-soh.edusite.ru/p47aa1.html,

http://amurpoisk.ru/,

http://otherreferats.allbest.ru/sport/00009552_0.html 

http://www.arbuziki-tut.ru/Istochniki_informats.htm и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов является пропедевтическим курсом. Целью программы является развитие умения проводить н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Добрые сердца»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Добрые сердца»...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...