Сценарий спектакля по рассказам И. Зощенко и А. Аверченко, подготовленный для "Библионочи-2015" и сыгранный силами учеников в библиотеке им. А. Аалто в г. Выборге
проект (9 класс) по теме
Спектакль по рассказам М. Зощенко и А. Аверченко для города создавали вместе с учениками 9 классов. Участвовали 9 и 5 классы, а также зрители. По ссылке можно просмотреть отрывки из спектакля. http://www.youtube.com/watch?v=h1L2C8nR9mY
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Для секции филологов школы № 37 от Стребличенко Е. А. (2015 г.)
«Играем жизнь» (по рассказам М. Зощенко, А. Аверченко)
Одноактный спектакль, рассчитанный на 35-40 минут.
Явление первое.
Действие начинается во время рассаживания зрителей по местам. Артисты и группа ассистентов распределяются по всему залу. Играет спокойная фоновая музыка начала 20 века. В зал заглядывает гардеробщик и громко кричит: «Граждане, польта сымайте!» На сцену выходит человек в пальто (Василий Митрофанович). Стоит, озираясь, с несчастным лицом. Снова голос гардеробщика: «Эй, гражданин! Польта, говорю, сымайте!»
К человеку подходят двое (мужчина – товарищ Локтев - в костюме и дама-Нюща Кошелькова - одетая по моде 20-х годов), мужчина в костюме протягивает руку: «Как хорошо, Василий Митрофанович, что вы пришли в театр. А почему вы не раздеваетесь?»
В. М. - Товарищи, не знаю, чего и делать. Я сегодня одет неважно. Неловко как-то мне пальто сымать. Все-таки подтяжки и сорочка опять же грубая.
Товарищ Локтев: — Ну, покажись.
(В. М. расстегивает пальто, распахивает. Все видят кальсоны с подтяжками и грязную рубаху с большой пуговицей на вороте, пришитой чёрными нитками).
Локтев: — Да, действительно, — видик...
Нюша:— Я, лучше домой пойду. Я, не могу, чтоб кавалеры в одних рубахах рядом со мной ходили. Вы бы, ещё подштанники поверх штанов пристегнули. Довольно вам неловко в таком отвлечённом виде в театры ходить.
В. М.:— Я не знал, что я в театры иду,— дура, какая. Я, может, пиджаки редко надеваю. Может, я их берегу,— что тогда? Я вообще гулял или горло шёл промочить – не помню, а тут такие же, как и вы уговорили меня пойти в театр — провести культурно вечер.
( сплёвывает с досады, утирается рукавом пальто)
Локтев:— Вот чего… Я, Василий Митрофанович, сейчас тебе свою жилетку дам. Надевай мою жилетку и ходи в ней, будто тебе всё время в пиджаке жарко. (расстегивает пиджак) — Ой,— мать честная, я, сам сегодня не при жилетке. Я, тебе лучше сейчас галстук дам, всё-таки приличней. Привяжи на шею и ходи, будто бы тебе всё время жарко.
Нюша:— Лучше, я, ей-богу, домой, пойду. Мне, дома как-то спокойней. А то, один кавалер чуть не в подштанниках, а у другого галстук заместо пиджака. Пущай, Василий Митрофанович в пальто попросит пойти.
Локтев:— Это,— не девятнадцатый год — в пальто сидеть. Не разрешат…
В М..— Ну,— ничего не пропишешь. Кажись, братцы, надо домой ползти.
(идёт к выходу, после резко разворачивается и идёт обратно) Нет! Как подумаю, братцы, что деньги заплачены, не могу идти — ноги не идут к выходу.
Локтев:— Вот чего. Ты, подтяжки отстегни,— пущай их дама понесёт заместо сумочки. А сам валяй, как есть: будто у тебя это летняя рубашка апаш и тебе, одним словом, в ней всё время жарко.
(помогает снять пальто, отстёгивают подтяжки, выпускают рубаху. Протягивает подтяжки даме)
Дама:— Я подтяжки не понесу, как хотите. Я, не для того в театры хожу, чтоб мужские предметы в руках носить. Пущай Василий Митрофанович сам несёт или в карман себе сунет. Лучше я домой сейчас пойду.
Дама пытается уйти, кавалер её уговаривает вернуться в зал. В. М засовывает подтяжки в карман, ёжится от холода и садится в зал. Начинается спектакль.
Явление второе.
На сцене стол, накрытый красной тканью. Настольная лампа. Телефон. Графин с водой. Стакан. За столом сидит женщина-судья. На стенах плакаты 20-х годов. Участковый милиционер вводит двоих (муж и жена – семья самогонщиков).
Судья пристально смотрит на обвиняемых: -- Так как же, значит, вы, обвиняемый, не признаете себя виноватым?
Подсудимый: -- Нету, не признаю. .. Она во всем виновата. Она пущай и расплачивается. Я ничего не знаю про это. . .
Судья: -- Позвольте, -- как же так? Вы живете с женой в одной квартире и ничего не знаете. Не знаете даже, чем занимается ваша жена.
Подсудимый -- Не знаю, гражданка судья.. . Она во всем.. .
Подсудимиая: -- Верно уж, начальник судья, верно.. . Я во всем виновата... Меня и казните. .. Он не касается. ..
Судья: -- Гражданка, если вы хотите выгородить своего мужа, то напрасно. Суд все равно разберет. . . Вы только задерживаете дело. .. Вы сами посудите: не могу же я поверить, что муж живет в одной квартире и ничего не знает... Что, вы не живете с ним, что ли?
Подсудимая молчит. Муж радостно кивает головой: -- Не живу я с ней, -- вот именно: не живу. Некоторые думают, что я живу, а я нет. . . Она во все виновата. . -Характером, гражданин судья, мы не сошлись…и вообще.. Она и старше меня и. . .
Подсудимая поднимается (руки в боки): -- То есть, как это старше? Ровесники мы с ним, гражданин судья..... На месяц-то всего я и старше.
Подсудимый: -- Марусечка, это верно, на месяц только. . . Это она правильно, гражданин судья. . . Ну, а для бабы каждый месяц, что год. . . В сорок-то лет. . . а для бабы и тридцать девять -- возраст. И волос все-таки седой к сорока-то и вообще. . . кожа уж не та, и морщинки, ежели, скажем, в сорок-то лет. .. Не живу я с ней, гражданка судья...
Подсудимая кричит: -- Ах, вот как! Кожа тебе не по скусу? Морщинки тебе, морда собачья, не ндравятся? Перед народом меня страмить выдумал. . . Врет он, гражданин судья! Живет он со мной. Живет. И самогонный аппарат сам покупал. . . Я ж для него, кровь порчу, спасаю его, а он вот что! Страмить меня. . . Пущай вместе казнят...
Судья улыбается. Подсудимая плачет, громко сморкаясь в платок. Подсудимый оторопело смотрит на жену. Потом с отчаянием машет рукой: - Баба, баба и есть, чёртова баба. .. Пущай уж, гражданин судья. . . я тоже. .. И я виноват. Пущай уж... У-у, стерва... (замахивается)
Судья: - На первый раз аппарат конфисковываем и штраф заплатите. А ещё раз повторится… посажу! кричит: - Эй, кто там есть? Уведите!
Подсудимые уходят. Звонит телефон (вызов в коммунальную квартиру). Судья: Да. Слушаю. Будет сделано. - вздыхает: - До чего ж народ нервный пошёл. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерётся грубо, как в тумане. Вот опять вызов в коммунальную квартиру. (Уходит).
Явление третье.
На сцене со стола снимается скатерть, ставится примус (плиточка) и разная посуда, среди которой ёршик для чистки бутылок. Выходит дама (Марья Васильевна Щипцова) в халате, в бигудях и с кружкой в руке. Возится возле посуды, берёт ёршик и пытается прочистить примус. Приговаривает: «С чего бы он, дьявол, не разжигается? Не закоптел ли, провались совсем!»
Входит Дарья Петровна Кобылина: — Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте.
М. В.:— Пожалуйста,— подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне,— до вашего ёжика дотронуться противно, не то, что его в руку взять. (Бросает ёршик на стол. Входит Иван Степаныч Кобылин – муж Дарьи Петровны).
Иван Степаныч (в халате и тапках): — Так, так…Я, ну, словно слон, работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь, покупателям и колбасу им отвешиваю, и из этого на трудовые гроши ёжики себе покупаю, и нипочём то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ёжиками воспользоваться.
М. В. – Да пропадите вы со своими ёжиками! Надоела эта коммунальная квартира! (Пытается уйти, но её не пускают). Входит Инвалид Гаврилыч (на костылях):. — Что это за шум, а драки нету?
Начинается драка. Подбегают ещё жильцы, толкаются, трясут за грудки друг друга. Дамы таскают друг друга за волосы. А инвалид скачет вокруг и подначивает: - Да! Так ей, так. И ему дай, чтобы знал!
Иван Степаныч: — Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут.
Гаврилыч:— Пущай, нога пропадёт! А только, не могу я теперича уйти. Мне, сейчас всю амбицию в кровь разбили!
Под носом у Гаврилыча кровь. Кто-то ударяет инвалида кастрюлькой по голове. Инвалид падает. Все расступаются.
М. В. бросается к инвалиду, кричит: Из-за вас всё, из-за вас он лежит, скучает.
И. С.: Вот те, клюква, с чего же это мы, уважаемые граждане, разодрались?
Слышен голос из-за кулис: — Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду! Вбегает милиционер с пистолетом. Всё разбегаются. Инвалид потихоньку поднимается и на четвереньках уползает, волоча за собой костыли.
Во время всего действия М. В. делает взмахи руками, иногда приседает. Начинается роптание (ассистенты) и выкрики с мест.
Мужской голос: «Безобразие! Дамам противно на ночные рубашки глядеть!» Женский: «Да! Это, нас шокирует!»
Мужской голос: «Кроме того, он всё время вертится, отвлекает!»
М . В. – Граждане! Уважаемые товарищи! Я верчусь от холода. Посидите-ка в одной рубахе. А я, братцы, и сам не рад. Что же сделать?
Выбегают несколько мужчин, волокут М. В. к выходу. Он упирается и кричит: «Не имеете права! Я культурно отдыхаю! Я рубль двадцать заплатил! Верните деньги!..»
В зале хохот и улюлюканье. М. В. вырывается и (с досадой, махнув рукой):
-Вот гадость-то! Прямо не угадаешь, откуда неприятности... Пойду лучше горло промочу. (уходит)
Ведущий: АНТРАКТ!
Явление третье.
На стульях сидят борец-тяжеловес Костя Махаев и несколько ребят. Костя очень огорчён.
Подходит товарищ спрашивает: -- Э... Гм... Чего это он?
Христич: -- Обидели его… Не может успокоиться. Даже в театр его затянули, а он в себя прийти не может. Плачет даже. Борьбовый репортер обидел его.-- ----Т:--Выругал, что ли?
Муколяйнен: -- Еще как! Скажи ему, Костя.
Костя безнадежно отмахивается рукой и, опустив голову, рассматривает пол под ногами с таким видом, который ясно показывал, что для Кости никогда уже не наступят светлые дни, что Костя унижен и втоптан в грязь окончательно и что праздные утешения друзей ему не помогут.
Т:-- Как же он тебя выругал? Ты ведь первый борец в нашем городе. Столько медалей…
.
Костя: -- Тезеем назвал. Это он позавчера... А вчера такую штуку преподнес: "сибиряк, говорит, Махаев, -- борется, как настоящий Геракл".
Джакобс: -- Наплюй. Стоит обращать внимание!
Костя: -- Да... наплюй. У меня мать-старушка в Красноярске. Сестра три класса окончила. Какой я ему Геракл?! Да ты знаешь, что такое Геракл?
Муколяйнен: -- Геракл? Нет. Тезей -- еще так-сяк, а Геракл, действительно. Обидно как-то. А ты подойди к репортеру вечером, спроси. Поговори с ним по душам.
Быльский: -- Рассобачились эти репортёры очень. Вчера негра в газете назвали сыном Тимбукту... Спроси -- трогал его негр, что ли?
Костя: -- Негру хорошо, он по-русски не понимает. А я прекрасно понимаю, братец ты мой!..Ладно, пойдём, в буфет.
В это время со сцены убирают посуду, и на столе появляется ваза с пирожными; рядом стоит улыбчивая буфетчица.
По залу начинают ходить люди. Диалог двух мужчин (из Аверченко).
Толстяк: -- А-а! Сколько зим, сколько лет!!
Колесакин. (вскакивая, оборачивается и с недоумением смотрит на толстого красного человека). Первый трясёт Колесакину руку:-- Ну как же вы, батенька, поживаете?
Колесакин в сторону: -- Черт его знает, может быть действительно где-нибудь познакомились. Неловко сказать, что не помню.
Вслух:-- Ничего, благодарю. Вы как?
Толстяк:.-- Хо-хо! А что нам сделается?! Ведь вы меня, наверное, втайне ругаете?
Колесакин: -- Нет. Я вас никогда не ругал.
Толстяк (подмигивая): А за триста-то рублей! Кстати, что вспомнил... Позвольте рассчитаться. Большое мерси!
Толстяк достаёт толстый кошелёк и отдаёт деньги. Колесакин оживляется: -- Очень вам благодарен. А скажите... не могли бы вы -- услугу за услугу -- до послезавтра одолжить мне еще четыреста рублей? Платежи, знаете, расчет срочный... послезавтра я вам пришлю, а?
Толстяк:-- Сделайте одолжение! Пожалуйте! (даёт ещё деньги) А, кстати: куда девать те доски, о которых я вам писал? Чтобы не заплатить нам за полежалое.
Колесакин: -- Куда? Да свезите их ко мне, что ли. Пусть во дворе полежат.
Толстый господин: -- Что вы! Шутить изволите, батенька? Это три-то вагона?
Колесакин (немного смутившись):-- Да! У меня есть свои соображения, которые... Одним словом, чтобы эти доски были доставлены ко мне -- вот и все. А пока позвольте с вами раскланяться. Расходятся в разныестороны.
На сцену выходят мужчина (Иван Гаврилович) и его спутница. И. Г. Одет в чуть помятые брюки и пиджак, но при галстуке. Дама по моде 20-х годов, не особо ухоженная, но в модной шляпке.
И. Г: - Интересно, действует ли тут водопровод?
Дама: — Не знаю.
(дама смотрит на стойку с пирожными)
И. Г. ловит взгляд дамы:— Ежели вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
Дама:— Мерси.
(дама съела одно пирожное, берёт другое и пододвигает к себе третье, а кавалер вынимает из кармана мелочь и пересчитывает). После подходит к даме: — Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
Дама: — Нет.
И. Г. - — Натощак — не много ли? Может вытошнить
Дама: — Нет, мы привыкшие. (тянется за следующим пирожным)
И. Г.— Ложи, взад! Ложи, к чёртовой матери!
(бросает мелочь на стол буфетчице)
Буфетчица: - Стойте, с вас за четыре штуки, а тут только за три!
И. Г. — Как, за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
Буфетчица: — Нет, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.
И. Г.— Как, надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.
(вокруг люди дают советы, одни кричат, что надкус есть, другие - что нет)
И. Г. выворачивает карманы, сыплется всякий мусор и несколько монет. Он поднимает и оплачивает ещё за пирожное. Все смеются. Заплатил. Обращается к даме:— Докушайте, гражданка. Заплачено.
Дама не двигается. Из толпы выходит мужчина: — Давай, я докушаю. (забирает пирожное)
Дама: — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.
И. Г.— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
(уходят)
Явление четвёртое.
Выходит ведущий из «Артиста» и говорит:
Жизнь нынче, товарищи, пошла ненормальная. Кем только не приходится в ней быть. Я кем только не работал: и плотником был, и монтёром. Теперь вот актёром. Прикасаюсь, так сказать, к искусству. Много в энтом хорошего: скажем, публика смотрит, узнаёт, и сам гордишься. Как- никак, Жизнь играем. (Слышится звон колокола)
- А ведь я своей жене не верный, и у соседа велосипед украл. Пойду в полицию, напишу на себя заявление и у жены прощения попрошу.
Подходит жена:
Ничего страшного, милый, я давно тебя не люблю. Живу с тобой из-за большого дома, доставшегося тебе по наследству. Думаю, может, овдовею, и всё моё будет.
В зале то один, то другой поднимаются и правду говорят. Те, кто собирается на себя заявлять, выходят потихоньку к выходу.
Мальчик: - Папа, в третьей четверти у меня поставлены две единицы, а я переправил их на четыре, да и показал тебе.
Ответ папы: — И что? Ты, сынок, думаешь, что я честный предприниматель? Товарищи! Покупатели! Ничего нет настоящего у меня в магазине — всё фальшивое! Мыло, масло, табак, икра — даже хлеб! Как это вы до сих пор терпите!
Покупатель: — Каяться вы все мастера, а того, что я тебе вчера фальшивую сторублёвку подсунул, этого ты, небось, не знаешь. Эй, господа, не знаете, какой адрес прокурора?
Встаёт человек (нищий): — Люди! Вы мне уже третий год даёте то две, то три копейки при каждой встрече. Где у вас глаза-то были? Да я в сто раз, может быть, богаче вас: у меня есть два дома на Московской улице. И дачу у стариков обманным путём отобрал. Не могу больше! Посадите меня в тюрьму!
Другой человек: — Где тут принимают заявления о побеге с каторги?
Мужчина солидной наружности: --Пойдём вместе. Мне нужно заявить тоже об уголовном дельце: я чиновник – такие взятки беру…
Женщина обращается к другой женщине: - А я домработницей к вам устроилась не просто так: продуктов у вас столько перетаскала – а вы и не замечаете.
Ответ: И ладно. Беда большая… Я вчера в ювелирном магазине цепочку спёрла. Пойду сдамся властям.
Колокол звучит всё тише и тише. Артист со сцены:
Ох уж этот медный колокол. Как завезли его в наш город – одни беды от него. Скоро обещали переплавить, от греха подальше. Уходит.
Занавес опускается. Снова выходит ведущий:
Аркадий Аверченко и Михаил Зощенко написали эти рассказы почти 100 лет назад. А многое ли изменилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "И грустно, и смешно" (рассказы М.Зощенко)
Урок "И грустно, и смешно" выполнен на основе интеграции литературы и изобразительного искусства с применением приемов технологии "Театральная педагогика"....
Сценарий спектакля по рассказу В.М. Шукшина «Одни»
Сценарий поможет подготовить постановку для школьного театра или конкурса....
Сценарий спектакля "Иван" по одноименному рассказу В. Богомолова
Сценарий переработан для постановки на школьной сцене в рамках внеклассной работы учителя русского языка и литературы.Спектакль посвящен ветеранам Великой Отечественной войны....
Сценарий интерактивного спектакля на английском и русском языках, по мотивам мультфильма "Frosen" (Холодное сердце)(для учеников 2,3,4 классов)
Доброго всем времени суток! Я предлагаю Вам разработку внеклассного мероприятия - спектакля «Frosen» для учащихся 2-4 классов. Этот материал может быть полезен учителям английского языка и использован...
Сценарий по рассказу М.Зощенко "Свадьба"
рекомендовано для старшеклассников...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...
Сценарий спектакля "Мой друг Антон мне рассказал" для 8 класса.
Пьеса для школьного театра по произведениям А. П. Чехова. Автор Анастасия Юсупова. Для 7-8 класса....