Вопросы математического характера к интеллектуальной игре "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (9 класс) по теме
Вопросы логического, математического характера для игры "Что? Где? Когда?" составлены для учащихся 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_dlya_igry_chto_gde_kogda.docx | 173.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСТУПЛЕНИЕ
“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы. Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизиться к совершенству”.
Надеемся, что сегодняшняя игра пробудит у вас интерес к математике и расширит кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное: мир полон тайн и загадок, но разгадать их могут только пытливые и любознательные.
Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!
Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»
- Группа туристов
Уважаемые знатоки! За границу выехала группа туристов из 100 человек. 10 из них не знали ни немецкого, ни французского языков. 75 человек знали немецкий язык, а 83 - французский.
Внимание! Вопрос: «Сколько туристов владело обоими языками?»
ОТВЕТ: Обоими языками владели 68 человек.
Принесите воду
Уважаемые знатоки! Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью можно принести из речки ровно 6 литров воды?
ОТВЕТ: Из полного девятилитрового ведра нужно вылить в реку 8 литров воды, пользуясь ведром в 4 литра. Затем литр, оставшийся в большом ведре, нужно перелить в пустое четырехлитровое ведро. Если в него теперь добавить три литра из полного большого ведра, то в девятилитровом ведре как раз останется шесть литров воды.
Два давних друга
Уважаемые знатоки! Встретились два друга детства, не видевшиеся со школьных лет и ничего друг о друге не знавшие. Между ними произошел следующий разговор:
— Сколько лет я не видел тебя и даже ничего о тебе не слышал!
— А у меня уже дочь!
— Как ее зовут?
— Да так же, как и ее мать.
— И сколько же лет твоей Галочке?
Внимание! Вопрос: «Как собеседник узнал, что дочь зовут Галочкой?»
ОТВЕТ: Один из собеседников — женщина, её зовут Галина.
- Гастроли
Уважаемые знатоки! Артист отправился на гастроли. Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: «В каком городе он дал самый первый концерт?»
ОТВЕТ: Москва.
- Двое в лодке
Уважаемые знатоки! Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь.
Внимание! Вопрос: «Как они это сделали?»
ОТВЕТ: Двое подошли к разным берегам реки.
- Дроби
Уважаемые знатоки! В древней Руси основными дробями были:
- «половина» или «пол»;
- «треть»;
- «полтрети».
Внимание! Вопрос: «А как называли люди в то время дробь ?»
ОТВЕТ: «пол-пол-полтрети».
- Товарный поезд
Уважаемые знатоки! Товарный поезд имеет длину в 1 км и движется со скоростью 50 км/ч.
Внимание! Вопрос: «За какое время он пройдёт тоннель длиной в 1 км?»
ОТВЕТ: (2,4 мин) или ( мин) или (0,04 ч).
- Гуголплекс
Уважаемые знатоки! Число 10 в сотой степени () ученые назвали «гугол». Какое-то время оно считалось самым большим (например, количество капель в Мировом океане или электронов в Галактике меньше, чем это число). Однако придумали еще большее число - «гуголплекс». Попробуйте его записать.
ОТВЕТ: 10 в степени гугол ().
- Чёрный ящик
Уважаемые знатоки! Легенда о перстне царя Соломона гласит, что на драгоценном камне, украшавшем перстень, была изображена таинственная геометрическая фигура. Используя линии этой фигуры, можно получить изображения всех десяти арабских цифр. То, что находится в черном ящике, встречается нам в повседневной жизни и содержит изображение этой таинственной фигуры?
Внимание! Вопрос: «Что находится в чёрном ящике?»
ОТВЕТ: Почтовый конверт.
- Римские цифры
Уважаемые знатоки! Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры - условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: М – 1000, D – 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I –1. На фронтоне старого особняка написано число MDCCLXXXIX, указывающее дату постройки дома.
Внимание! Вопрос: «В каком году этот дом был построен?»
ОТВЕТ: 1789 г.
- Декабрь
Уважаемые знатоки! Двенадцатый месяц в году называется декабрь. Это слово происходит от латинского “дека” - десять. Отсюда также слово “декалитр” – 10 л, “декада” - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”.
Внимание! Вопрос: «Чем объяснить это несоответствие?»
ОТВЕТ: Раньше новый год начинался с марта - первый месяц весны, возрождение природы.
- Анекдот
Уважаемые знатоки! Математический анекдот! Математика спрашивают: "Есть ли крылья у слона?" — "Есть, — отвечает математик, но они..." Закончите фразу двумя словами!
ОТВЕТ: …равны нулю.
13. Поднимаем настроение
Опять ужасная. Опять
В журнале будет двойка.
Слеза стекает на тетрадь,
Нет сил держаться стойко.
Несчастный класс сидит в тоске,
От горя чуть не плачет.
А на листе, а на листе
Ужасные задачи!
Их целых пять. Их даже - шесть!
Они страшней прививки.
Они мешают спать и есть,
Пить чай, кефир и сливки.
Как час расплаты настает,
Такая вот работа.
Холодный прошибает пот,
В глазах круги без счета.
А за столом, пугая всех,
Грозя кнутом и ссылкой,
Сидит ужасный человек
С язвительной улыбкой.
Суров, неумолим и тих,
Внушая страх и трепет,
Он соберет работы их
И всем по двойке влепит!
И греет лишь одно сердца
Учеников несчастных:
Что две минуты до конца
Мучений их ужасных,
Что прозвенит звонок опять —
Луч света в царстве школьном,
И можно вновь спокойно спать,
Забыв о дне ужасном.
Внимание! Вопрос: «О чем в стихотворении идет речь?»
ОТВЕТ: Контрольная работа.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ (на выбор Оксане Борисовне)
- Плюсы и минусы
Уважаемые знатоки! В 1490 г. вышел учебник "Правила алгебры" чешского математика Яна Видмана. В нем впервые появились те, что, кроме как в математике, есть еще и в характере каждого человека.
Внимание! Вопрос: «Что же именно появилось в этом учебнике?»
ОТВЕТ: Плюсы и минусы.
- Теоремы
Уважаемые знатоки! "Quod erat demonstrandum" — этой фразой заканчивалось каждое математическое рассуждение великого греческого математика Эвклида. Вы тоже наверняка сталкивались с этой фразой на уроках математики, но, скорее всего, в переводе. Переведите эту фразу на русский язык.
ОТВЕТ: Что и требовалось доказать.
Дано:
М – 1000, D – 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I –1.
Найти: MDCCLXXXIX
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы по химии для интеллектуальной игры.
Занимательные вопросы по химии могут быть использованы как и для проведения внеклассной работы....
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...
Авторская методическая разработка по подготовке и проведению интеллектуальной игры «Вопрос, ещё вопрос…», Самара 2013 г.
Настоящее время характеризуется непрерывными процессами преобразований во всех сферах человеческой деятельности. Данный факт в полной мере относится к системе дополнительного образования детей, призва...
Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"
В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях (за исключением вопросов организационного характера) и др.
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях (за исключением вопросов организационного характера) и др....
Вопросы математической регаты
Вопросы для проведения математической регаты для учащихся 10-11 класса....
3.3.2. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях (за исключением вопросов организационного характера) и др.
laquo;Урок иностранного языка в современном образовательном пространстве»Муниципальный семинар «Урок иностранного языка в современном образовательном пространстве», выступление на Р...