Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 класса "Чем пахнут ремесла"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Тамара Васильевна Лисина

Представлена методическая разработка занятия для младших школьников по профориентации. Основная цель - знакомство с профессиями  посредством органов чувств. Занятие рассчитано на 45-60 минут и включает в себя элементы игры. Учащиеся познают окружающий мир через органы чувств, расширяют кругозор о мире профессий и развивают восприятие и умение работать в команде. В ходе занятия используется различные наглядные и дидактические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazrabotka_zanyatiya_dlya_3-4_klassov.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методист ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга

Лисина Тамара Васильевна

Конспект профориентационного занятия

с использованием игровых технологий

для учащихся 3-4 классов

«Чем пахнут ремесла»

Цель занятия: знакомство  с профессиями  посредством органов чувств.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представления о роли органов чувств в профессиональной деятельности.

-знакомство с новыми и редкими профессиями

Воспитательные:

-  воспитание  уважительного отношения к труду .

Развивающие:

- активизация познавательного интереса,

- развитие навыков совместной работы

Тип урока: урок-игра

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК

Методическое обеспечение урока: карточки с задания, цветные картинки, «волшебный мешочек»

Время проведения: 45-60мин

 Возраст учащихся: 8-10лет

Ход занятия

Ведущий: Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное  путешествие  в  мир профессий.  Профессий много на земле, но надо знать, какая тебе по душе и какая профессия   тебе подходит. Как  вы думаете сколько профессий в мире? Оказывается в мире начитывается более 40 тысяч  профессий и с каждым годом появляется  все новые профессии.

Давайте вспомним, какие профессии вы знаете.

Игра- разминка: «Доскажи словечко»

В школе учит нас…(учитель)

А дворцы возвел…(строитель)

Вам лекарство даст….(аптекарь)

Почитать….(библиотекарь)

Булку испечет вам….(лекарь)

Сварит снадобье вам….(лекарь)

Привезет домой…(шофер)

В школе у дверей…(вахтер)

Вам укол назначит…(врач)

Скрипку в руки взял…(скрипач)

Снимок сделает…(фотограф)

И оставит вам автограф

В космос мчится …(космонавт)

Или смелый…(астронавт)

Самолетом правит….(летчик)

Трактор водит…(трактор

Стену выкрасил….(маляр)

Доску выстругал….(столяр)

В шахте трудится …(шахтер)

В доме свет  провел…(монтер)

В жаркой кузнице…(кузнец)

Кто все знает молодец!

Появилось очень много новых и необычных профессий. Вот некоторые из них.

Мерчендайзер- занимается продвижением продукции в розничной торговле.

Маркетолог-анализирует соотношение спроса и предложения на рынке товаров или услуг, составляет планы мероприятий по проведению рекламных компаний, дает рекомендации по рекламной политике.

Арт-директор-организует процесс производства  фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей,  руководитель художественного направления деятельности  компании.

Логистик-разработчик схем товародвижения, в которые входит поставка сырья,  производство, транспортировка и продажа продукции

 Давайте попробуем узнать профессии  используя наши органы чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. По ходу игры заполним таблицу.(Приложение1)

Задание №1 «Зрение»

Назовите слова, обозначающие оттенки красного цвета и покажите предметы, иллюстрирующие эти слова?

(Алый, пунцовый, кумачовый, багровый, малиновый, коралловый, гранатовый, рубиновый).

Цветовосприятие –важное  свойство зрение.  Такими качествами должны обладать специалисты  в текстильной промышленности, художники, фотографы, ювелиры.

Как называется заболевание, при котором человек не различает цвета? (дальтонизм). Кем нельзя работать таким людям?(Нельзя быть водителем, так как они не  смогут различать сигналы светофора)

С помощью зрения мы различаем форму и размер предметов, их расположение в пространстве.

Профессии: геолог, учитель, врач, водитель, архитектор.

Задание №2  «Осязание»

Игра «Волшебный мешочек»

Определить на ощупь, что за предметы лежат в «Волшебном мешочке» ( размер, форму,  фактуру, температуру)

Предметы: ключ, еловая шишка, мягкая игрушка, деревянный кубик, ручка.

Назовите профессии,  в которых специалист  контактирует с предметами труда.(ветеринар, животновод, парикмахер, портной, строитель, массажист, повар).

Задание №3  «Слух»

Послушайте стихотворение Элеоноры Фарджен «Утренние звуки»

С утра, спозаранку я слышу во сне,

Как  с улицы звуки стучатся ко мне:

Шаги почтальона, шуршанье газет,

И ветра и веток привет и ответ,

Подков лошадиных размеренный звон,

Скрипучих повозок кряхтенье и стон.

И голос молочницы издалека,

И грохот бидонов, и плеск молока.

Я слышу мычание сонных коров,

Как будто дыханье далеких лугов.

Когда прогоняют овец под окном,

Мне слышится эхо в овраге лесном.

Но звуки все громче - лай, щебет, возня,

И солнце сквозь ставни находит меня

И шепчет: « Глаза поскорее протри!»

Довольно подслушивать, встань и смотри!»

Какой орган служит для восприятия звуков? Для каких профессий необходим хороший слух?

Профессии: музыкант, учитель, воспитатель, водитель,  полицейский, радист, охотник, акустик.

Задание №4 «Вкус»

 Рассказ Евгения Пермяка «Про нос и язык»

«У Кати было два глаза,  два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

-Скажи, бабушка, -просит Катя. -почему это  у меня всего по два, а язык один и нос один?

- А потому, милая внучка,-отвечает бабушка,- чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала  и нос свой курносый куда не надо не совала.

 Вот,  оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.»

 Не даром   говорится в пословицах: «Язык мой-враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет», «Слово –серебро, а молчание-золото»

 Как выдумаете для чего человеку нужен язык?

( Чтобы различать вкус продуктов)

 Назовите основные вкусы продуктов?(кислый, сладкий, горький, соленый).

 Для каких профессий важно различать вкус продуктов?

Профессии: повар, кондитер, дегустатор, технолог.

Задание№5  «Обоняние»

Вкус неразрывно связан с обонянием-способностью чувствовать и распознавать запахи.

В Германии есть такая официальная профессия «Нюхательница подмышек».На работу принимаются  некурящие женщины преклонного возраста,  которые определяют эффект дезодорантов, готовя продукцию ведущих брендов к последующему попаданию на прилавки  магазинов.

Обоняние человеку нужно для защиты от опасных веществ, для удовольствия, для усиления вкуса продуктов питания.

Для каких профессий важно различать запахи?

Профессии: повар, кондитер, дегустатор, парфюмер, химик, лаборант, врач.

Ведущий:  Отгадайте кроссворд и  запишите новые профессию в таблицу по органам чувств.

Вопросы по вертикали:

1 .Человек этой профессии умеет работать с компьютером. Он получает и отправляет факсы и распечатывает деловые бумаги.

(Секретарь)

2. Это человек в зале суда выступает в роли обвинителя и от него зависит судьба подсудимого.

(Прокурор)

3. В руках человека данной профессии имеются ножницы, расческа и фен

(Парикмахер)

4. Человек этой профессии часто гастролирует по странам и континентам

(Певец)

5. А его руках мягкая глина превращается в изумительные горшки.

(Гончар)

6. Человек этой профессии точно знает, сколько зубов во рту каждого гражданина

(Зубной врач)

7. Это человек может работать  с человеческим телом.

(Хирург)

8. Она помогает наводить чистоту и порядок в медицинских кабинетах

(Санитарка)

9. Человек этой профессии создает проект будущего дворца или школы.

(Архитектор)

10. Его работу мы видим  в альбомах, в журналах и газетах

(Фотограф)

Ведущий: Мы сегодня поговорили об органах чувств  с помощью которых  мы получаем информацию об окружающем мире и  профессиях , в которых эти чувства  имеют особое значение. Но нет профессий не нужных и профессии все важны  и все нужны. Профессии это ремесла, которые помогают человеку жить и работать. Ведь не даром,  профессия означает вид трудовой деятельности,  которая требует определенных знаний и умений и может служить источником дохода. Чтобы быть успешным и  счастливым человеком надо учиться и трудиться.

Послушайте  стихотворение  Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Ведущий: Ребята, понравилось ли   вам занятие?  Что интересного вы для себя узнали? (ответы детей)

Список литературы:

  1. Бетехтина О.Ф. «По труду и честь»// Газета для классных руководителей  «Досуг в школе».- 2011.-№10
  2. Выбор профессии/методики тесты рекомендации.- Ростов-на-Дону.: КРЕДО,  2006
  3. Резапкина Г.В.  «Я познаю профессию» игра самоисследование для младших школьников//. «Школьный психолог».-2015.-№4

Приложение1

ТАБЛИЦА «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Глаза

Кожа

Уши

Язык

Нос

Зрение

Осязание

Слух

Вкус

Обоняние

Цвет

Форма

Размер

Положение в пространстве

Гладкий

Шершавый

Твердый

Мягкий

Холодный

Теплый

Звон

Шелест

Скрип

Шорох

Треск

Свист

Кислый

Сладкий

Горький

Соленый

Острый

Свежий

Сладкий

Терпкий

Ароматный

художник фотограф архитектор ювелир геолог учитель водитель

маляр

врач

секретарь

животновод

растениевод

портной парикмахер строитель повар массажист

слесарь

электрик

гончар

санитарка

учитель воспитатель продавец психолог музыкант певец

врач

полицейский

водитель

прокурор

радист

повар кондитер дегустатор

технолог

повар кондитер дегустатор парфюмер химик лаборант врач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект кружкового занятия с использованием кейс-технологии

Тема занятия: Звезда по имени «Солнце»Цели занятия:I. Обучающая цель: формирование научного представления о Солнце как типичной звезде.Задачи:       1. Просмотреть видеосюжет ...

Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 7-9-х классов "Как правильно выбирать профессию"

Предлагаем в качестве одной из форм профориентационной работы с учащимися 7-9 классов игровое профориентационное занятие, цель которого - дать участникам представление о мире профессий, о некоторых св...

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимние приключения»

                                             Конспект музыкального занятия с и...

Внеклассное мероприятие . Конспект урока-игры с использованием игровой технологии «Вместе к А.С.Пушкину»

Игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входит по 5 – 7 участников ( можно больше), включая капитана....

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...