Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 7-9-х классов "Как правильно выбирать профессию"
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс) на тему

Соркина Марина Борисовна

Предлагаем в качестве одной из форм профориентационной работы с учащимися 7-9 классов игровое профориентационное занятие, цель которого - дать участникам представление о мире профессий, о некоторых своих способностях, интересах, склонностях, а также пробудить в них интерес, если не к конкретной профессии или области деятельности, то осознание необходимости профессионального самоопределения в будущем.

Занятие рассчитано на один урок, но может быть организовано и как комплекс таких занятий, которое  будет включать больше профориентационных игр и упражнений и представлять целостную профориентационную программу, а также входить в предпрофильный курс для учащихся 9-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект профориентационного занятия

с использованием игровых технологий

для учащихся 7-9 классов

«Как правильно выбирать профессию»

Цель занятия:

Создание условий для подготовки учащихся к будущему профессиональному самоопределению.

Задачи занятия:

  • Дать учащимся представление о мире профессий.
  • Дать учащимся представление:
  • о правилах выбора профессии,
  • о классификациях профессий,
  • о некоторых своих способностях, интересах и склонностях.
  • Пробудить у учащихся интерес к конкретной профессии либо области деятельности, или осознание необходимости профессионального самоопределения в будущем.

Занятие проводится в классе и рассчитано на один урок, но может быть организовано и как комплекс таких занятий, которое уже будет включать больше профориентационных игр и упражнений и представлять целостную учебную программу.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о важных вещах, связанных с вашим будущим.  Очень скоро наступит время, когда каждому из вас придется задуматься о том, кем быть, какую профессию выбрать. И очень важно, чтобы вы были готовы к этому. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно выбирать профессию, что надо знать и что делать, чтобы ваш выбор был успешным.

Ну а начнём мы с того, что попытаемся дать определение, что же такое профессия. Как вы думаете, когда появились первые профессии? Какие это профессии?

        Учащиеся высказывают свои предположения. (Правильный ответ – тогда, когда появилось разделение труда, например профессия охотника, землепашца и т.д.)

Психолог: Так что же такое профессия?

Учащиеся пытаются дать определение.

        Психолог: Е.А. Климов, признанный специалист в области психологии труда, даёт профессии следующее определение: «Это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития».

А сейчас мы поговорим о правилах выбора профессии. Они очень простые, но выбирая профессию, мы не должны о них забывать.

Психолог на доске рисует схему:

Психолог:

  1. Правило первое – «Я хочу» - это ваши интересы и склонности.
  2. Правило второе – «Я могу» - это ваши способности, состояние здоровья, психофизиологические особенности, даже физические параметры.
  3. Правило третье – «Надо» - потребности общества в кадрах.

Все три правила надо учитывать, когда вы выбираете профессию. Тогда ваш выбор будет правильным и удачным.

Начнем с первого правила «Я хочу». Чтобы понять, что вам нравится, надо понимать, из чего вы выбираете, то есть знать как можно больше профессий. В мире существует более 40000 профессий и специальностей. А сколько профессий знаете вы? Давайте проверим.

Ученикам предлагается написать на листочке за 3 минуты все профессии, которые они знают, а затем сравнить полученные списки. Игра называется «Кто знает больше профессий». После подведения итогов игры можно будет сделать вывод об осведомленности школьников о мире профессий, которая у многих оказывается недостаточной.

Для более эрудированных учащихся можно предложить упражнение «Профессия на букву». Цель упражнения – расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Время проведения: 5 минут. Ведущий называет какую-то букву. Задача участников показать, что они знают много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько им знаком мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

Психолог: Иногда бывает трудно сразу выбрать какую-то одну профессию. В этом случае можно попытаться определить сначала, какая область деятельности вас привлекает. Для этого можно воспользоваться тем, что профессии можно разделить на какие-то группы в зависимости от их особенностей. Для этого можно воспользоваться различными классификациями профессий.

Для закрепления понятия о классификации профессий учащимся предлагается игра «Цепочка профессий».

Учащиеся поочередно называют профессии таким образом, чтобы каждая последующая по какому-то признаку имела сходство с предыдущей. Важно, чтобы каждый мог объяснить, в чем именно сходны профессии. По ходу игры дается информация о разделении профессий по предмету, условиям, средствам труда и т.п. Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Психолог: А теперь перейдем к правилу № 2 – «Я могу».

Сейчас мы с вами сделаем несколько упражнений, во время выполнения которых вы сможете проявить некоторые свои способности.

Чтобы помочь ученикам разобраться в некоторых своих способностях, которые можно будет в будущем применить в профессии, им предлагаются упражнения на изучение и развитие их познавательных процессов, таких как память, внимание, логическое мышление. При этом эти упражнения могут проводиться в соревновательном режиме. Например, кто быстрее и правильнее выполнит задание на распределение или переключение внимания, закончит логические ряды или решит анаграммы, кто больше запомнит слов и т.д.

Психолог: И, наконец, третье правило – «Надо». Выбирая профессию, надо обязательно принимать во внимание и его, то есть продумывать насколько эта профессия будет востребована на рынке труда, насколько она перспективна, с какими сложностями можно столкнуться при ее приобретении и т.д.

Для обобщения полученных знаний в конце занятия учащимся предлагаются такая игра как «Кто есть кто?».  Психолог называет профессию и просит всех по хлопку одновременно показать рукой на того из участников игры, кому эта профессия больше всех подходит. Смысл игрового упражнения – соотнести образ конкретного человека с различными профессиями на основе знаний учащихся друг о друге.

Также для закрепления полученной информации и проверки своей эрудиции можно использовать игру «Самая-самая». Участникам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а они должны по очереди называть те профессии, которые, по их мнению, в больше всего подходят данной характеристике. Психолог называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа «самая-самая» (или близкая к «самой-самой»), то можно задавать уточняющие вопросы. Далее называется следующая характеристика и т. д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7. Ведущий выписывает 3-5 наиболее интересных вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии. Для того чтобы упражнение проходило более интересно, психолог обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики как «самая денежная профессия», «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д.

В заключении психолог предлагает еще одну игру, направленную на подведение итогов занятия – «Угадай профессию». Одному из учащихся на голову надевается бумажная корона с названием профессии. Он должен угадать, какая у него профессия, задавая вопросы одноклассникам и формулируя их таким образом, чтобы на них отвечали только словами «да» и «нет». Важно не только угадать профессию, но и сделать это как можно быстрее. Кроме того, во время игры ребята могут воспользоваться теми знаниями, которые они получили на занятии (о различных профессиях, о классификациях профессий) и проявить свои вербальные способности.

Подведение итогов заняти:

Психолог: В заключении, хочу вас спросить, понравилось, ли вам сегодняшнее заняти? Что вы сегодня узнали? Как эти знания вам пригодятся в будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Психолог: Сегодня вы получили представление о том, что такое профессия, об их классификациях, о правилах выбора профессии, даже о некоторых своих способностях. Надеюсь в будущем, когда придет время вам выбирать профессию, вы воспользуетесь полученными знаниями и будете готовы сделать правильный выбор.

Список используемой литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.— Москва, 2004.
  2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. –   Челябинск: Два комсомольца, 2011 г.
  4. Основы теории и практики профориентационной работы в школе. Методические рекомендации. Санкт-Петербургский городской центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения. Санкт-Петербург, 2001 г.
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: ВАКО, 2005.
  6. «Что такое профессия?» http://www.vectorweb.ru/psi/profi/whatprofi/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект кружкового занятия с использованием кейс-технологии

Тема занятия: Звезда по имени «Солнце»Цели занятия:I. Обучающая цель: формирование научного представления о Солнце как типичной звезде.Задачи:       1. Просмотреть видеосюжет ...

Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 класса "Чем пахнут ремесла"

Представлена методическая разработка занятия для младших школьников по профориентации. Основная цель - знакомство с профессиями  посредством органов чувств. Занятие рассчитано на 45-60 минут и вк...

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимние приключения»

                                             Конспект музыкального занятия с и...

Внеклассное мероприятие . Конспект урока-игры с использованием игровой технологии «Вместе к А.С.Пушкину»

Игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входит по 5 – 7 участников ( можно больше), включая капитана....

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...