Урок-игра "Знатоки русского языка".
методическая разработка (5 класс) на тему
Цели:
· обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;
· воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Знатоки русского языка » 5 класс
· обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;
· воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» (К.Г. Паустовский). «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И.С. Тургенев)
Вступительное слово учителя:
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Ведущий 1:
Друг мой! Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Ведущий 1:
Русское слово живет на страницах
Мир открывающих книг.
Русское слово свободы
зарница –
Выучи русский язык!
Ведущий 2 :
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальность русского слова –
Выучи русский язык!
Ведущий 1: Мы начинаем вечер знатоков русского языка. Сегодня соревнуются в остроумии, веселости и знаниях две команды – «Буква» и «Слово». Судят сегодняшнее соревнование: председатель жюри…, члены жюри… .
Команды приглашаются на сцену. Им предоставляется слово для приветствия.
Первый конкурс – «Разминка»
Ведущий 2: Наш первый конкурс "Разминка". У себя на столах вы видите розовые листы с первым заданием. Внимательно прочитайте задание. К каким частям речи относятся выделенные слова? Найдите грамматическую основу предложения и укажите части речи выделенных слов. Карточки с ответами капитаны передадут жюри. На выполнение задания вам отводится 3 минуты. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Пока команды решают задание, звучит музыка
Задание № 1:
1) Кто без краски и белил
Крыши города белил?
2) Снежное покрывало
Покрывало все поле.
Второй конкурс "Ударные слова"
Ведущий 1: Молодцы! С первым заданием вы прекрасно справились! И пора приступать к следующему конкурсу "Ударные слова". На желтых листах вам предложены слова, в которых необходимо правильно расставить ударения. Карточки с ответами капитаны передадут жюри. На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. А пока команды выполняют второе задание, жюри подведет итоги первого конкурса.
Задание № 2:
1) верба, документы , инструмент, километр, магазин, портфель;
2) столяр, договор , алфавит, позвонит , квартал, сантиметр .
Команды выполняют задание
Третий конкурс – «Конкурс капитанов»
Ведущий 2: А теперь мы приглашаем на сцену капитанов!
(выходят капитаны, звучит музыка "Капитаны КВН". Ведущий раздает капитанам сигнальные флажки)
Уважаемые капитаны, вам необходимо быстро и правильно отвечать на наши вопросы. Если вы знаете ответ, то скорее поднимайте сигнальный флажок и отвечайте. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Ведущий 1:
Перечислите по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня.
Подсказка: Какие наречия могут помочь в этом?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Ведущий 2:
Вы хорошо знаете басню И.А. Крылова «Квартет». Как называлась бы это басня, если бы музыкантов было двое, трое, шестеро?
(Дуэт, трио, ансамбль)
Спасибо нашим капитанам, садитесь на свои места. Уважаемое жюри, подведите итоги первых двух конкурсов.
Жюри подводит итоги
Четвертый конкурс
Ведущий 2: Продолжаем игру. Задание для четвертого конкурса вы найдете на желтых карточках. Вам необходимо образовать форму 1 лица единственного числа от указанных глаголов.
Задание № 4:
Образуйте от глаголов убедить, терпеть, крутит
форму 1 лица единственного числа.
(убеждаю, терплю, кручу)
Игра со зрителями
Ведущий 2: А пока нащи команды готовятся, мы с вами поиграем. Требуется по одному болельщику от каждой команды.
Выходят болельщики
Ведущий 1: Произнесите 5 раз, как можно быстрее, следующие скороговорки:
1) Карл украл у Клары кораллы.
2) Сыворотка из-под простокваши.
Ведущий 2: Спасибо болельщикам!
Уважаемое жюри, подведите итоги конкурса капитанов и итог за прошедшие 4 конкурса.
Жюри подводит итоги
Пятый конкурс – «Домашнее задание»
Ведущий 1: Конкурс "Домашнее задание"! Вы получили домашнее задание – найти пословицы и поговорки, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7. За каждую пословицу вы получаете по 1 баллу. Первыми отвечает команда "Буква", вторые - "Слово".
Ответы команд
(Все за одного, один за всех Семеро одного не ждут. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семеро ворот, да все в огород. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У семерых нянек – дитя без глаз. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года).
Шестой конкурс – «Продолжи пословицу»
Ведущий 2: А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить. З а каждый верный ответ вы получаете 1 балл . Итак, начинаем!
Кто не работает – ....
Ведущий 1: Без труда не ...
Ведущий 2: Кончил дело – ...
Ведущий 1: Поспешишь – ...
Ведущий 2: Каши маслом ...
Ведущий 1: После драки ...
Молодцы!
Седьмой конкурс – «Конкурс знающих»
Ведущий 2: А теперь мы предлагаем вам разгадать необычный кроссворд! Возьмите со стола листы с заданием № 7. За три минуты вам нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв.
Игра со зрителями
Ведущий 1: И снова конкурс болельщиков. Проверим их остроумие. Ответьте на следующие вопросы:
1) Когда руки бывают местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты)
2) В каком слове 30 «я»? (Зоя) 3) Что находится между горой и долиной?
(И)
4) Сколько нужно букв, чтобы написать «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»?
(5 – «семья»).
Восьмой конкурс – «Заблудившийся звук»
Ведущий 2: Ребята, слушайте внимательно. Проведем игру «Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и поставить его на место.
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился,
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Ведущий 1: Внимательно слушаем задания!
Закричал охотник «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся?
([з], звери)
Ведущий 2:
На виду у детворы крысу
Красят маляры.
Что же красили маляры? какой звук потерялся?
(крышу, [ш])
Ведущий 1: Поняли, как играть? Продолжаем!
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке.
(маки)
Ведущий 2:
Куклу выронив из рук,
Саша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
(жук)
Ведущий 1:
Говорит один рыбак:
«В речке выловил башмак».
Но зато ему потом,
На крючок попался дом.
(сом)
Ведущий 2:
Тает снег, бежит ручей,
На ветвях полно врачей
(грачей).
Девятый конкурс - "Умножалочка"
Ведущий 1: Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
житель –
любитель –
учитель – учителя
Ведущий 2:
грек –
узбек – узбеки
человек
день –
пень –
лень – нет мн.ч.
Ведущий 1:
дуга –
рука –
мука' – нет мн.ч.
Заключительное слово учителя:
Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:
1) обогащать свой словарный запас;
2) укреплять грамотность;
3) повышать языковую культуру;
4) любить и беречь русский язык.
Пока жюри подводит итоги, Ведущий 2 читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей, участников конкурсов болельщиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...