Программа кружка дополнительного образования "Азбука добра"
календарно-тематическое планирование на тему
В программе уделяется внимание воспитанию нравственных чувств и этического сознания у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_azbuka_dobra.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
пгт.КумёныКумёнского района Кировской области
Принято на заседании Утверждаю
методического объединения Директор школы: Ворожцов. Д.О.
воспитателей Приказ №47 от28.08.2014г.
Протокол №1 от28.08.2014г.
Рабочая программа
дополнительного образования
детей «Азбука добра»
Программа составлена на основе: научно-популярного издания «Азбука вежливости» Л.Васильева-Гангус
Москва «Педагогика» 1988г.
Программу составила 2014-2015 учебный
Телицина Н.А. год
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно- нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения в формировании моральных привычек. В коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролирует его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа включает в себя 34 занятия по 35-45 минут.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников
Задачи:
1.Способствовать усвоению школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2.Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3.Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
Занятия проводятся в форме уроков, экскурсий, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Ценностные ориентиры содержания одного кружка. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал- это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно- нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно – деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно – нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно – нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты обучающимися кружка ‘Азбука добра’
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно – нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоения ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы ‘Азбука добра’ будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действий человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате прохождения программного материала к концу 6 класса обучающиеся должны знать:
1.Каким должен быть воспитанный человек.
2.Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
3.Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
4.Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
5.Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1.Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2.На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3.Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4.Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5.Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6.Быть сострадательными к чужому горю.
7.Не обижать животных и птиц.
8.Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9.Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. 2. 3. 4. | Культура общения Самовоспитание Общечеловеческие нормы нравственности Этика отношений | 7 7 9 8 | 3 |
31 | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
Теория | Практика | По плану | фактически | ||
1. | Этикет разговора | 2.09.14 | |||
2. | Обращение к разным людям | 9.09.14 | |||
3. | Об уважительном отношении к старшим | 16.09.14 | |||
4. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 23.09.14 | |||
5. | Встреча и развлечение гостей | 30.09.14 | |||
6. | Поведение в гостях | 7.10.14 | |||
7. | Как дарить подарки | 14.09.14 | |||
8. | Вежливый отказ, несогласие | 21.10.14 | |||
9. | Разговор по телефону | 28.10.14 | |||
10. | Этикетные ситуации. | 11.11.14 | |||
11. | Познай самого себя | 18.11.14 | |||
12. | Что значит быть вежливым? | 25.11.14 | |||
13. | Мои достоинства и недостатки | 2.12.14 | |||
14. | Дал слово держи | 9.12.14 | |||
15. | Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна. | 16.12.14 | |||
16. | О хороших и дурных привычках. | 13.01.15 | |||
17. | Преданный друг. | 20.01.15 | |||
18. | Заповеди: как мы их исполняем. | 27.01.15 | |||
19. | О сострадании и жестокосердии. | 3.02.15 | |||
20. | Лгать нельзя, но если…? | 10.02.15 | |||
21. | О жадности и жадных. | 17.02.15 | |||
22. | Всегда ли богатство в счастье. | 24.02.15 | |||
23. | О дружбе мальчиков и девочек. | 3.03.15 | |||
24. | О тактичном и бестактном поведении. | 10.03.15 | |||
25. | Без труда и не вытащишь рыбку из пруда | 17.03.15 | |||
26. | Спешите делать добро. Добрые дела в Неделю добра | 31.03.15 | |||
27. | Чистый ручеек вашей речи. | 7.03.15 | |||
28. | В трудной ситуации трудно разобраться. | 14.04.15 | |||
29. | О тех, кто сердце отдал людям. | 21.04.15 | |||
30. | Умеем ли мы сочувствовать. | 28.04.15 | |||
31. | Думай хорошо и мысли согревают добрые поступки. | 5.05.15 | |||
32. | Положительные герои в былинах и сказках. | 12.05.15 | |||
33. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 19.05.15 | |||
34. | Вот и стали добрей и умней. | 26.05.15 |
Ресурсное обеспечение:
1.Азбука вежливости Л. Васильева – Гангу-с.
2.Наша Родина - Великая Россия. Я. В.Соколов.
3.Достоинство и недостатки человека. Я.В. Соколов.
4.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка английского языка «Добро пожаловать в Великобританию!» « Welcome to the Great Britain!»
Дополнительное образование обучающихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенци...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Добрые сердца"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Добрые сердца" 11-15 лет...