программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа на тему
программа для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_chelyabinskoy_oblasti.docx | 13.85 КБ |
matematika_dlya_lyuboznatelnyh.doc | 125.5 КБ |
otborochnyy_tur.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы. Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы. Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «путешествие в математиклэнд» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия, учащиеся 1 класса.
Цели программы:
- Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Развитие памяти, личностной сферы.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Отличительные особенности программы:
Основные направления содержания деятельности - для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...
Принцип построения программы: Курс «путешествие в математиклэнд» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Формы занятий: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня.
Рекомендуется использовать следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
-знакомство с научно-популярной литературой;
-конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-работа со стенгазетой;
-игры-состязания, КВН.
-игра- соревнование.
Режим занятий: Программа рассчитана на 33 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ожидаемые результаты:
- Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний;
- Второй уровень – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- Третий уровень- получение опыта самостоятельного общественного действия.
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся;
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Способы определения результативности:
- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
-участие в конкурсе Знатоков (март);
-участие в математическом аукционе (май);
- выход за пределы аудитории;
- портфель достижений школьника.
- В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство:
об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в 2-3 различных конкурсах);
об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).
Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.
Формы подведения итогов:
- Игра – состязание;
- КВН;
- Коллективный выпуск математической газеты.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. | Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды. |
2 | Математика – это интересно. | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки). |
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. | Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Игра «Не собьюсь!». |
4 | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
5 | Сообрази. Узнай цифру. | Царство математики. Игра «узнай цифру». |
6 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
7 | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
8 | Праздник числа 10 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
9 | Семь чудес света | Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?» |
10 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
11 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. | Работа в парах. Игра «Не подведи друга». |
12 | Игра - соревнование «Весёлый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
13 | Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
14 | Математическая викторина | «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой». |
15 | Лего - конструкторы | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. |
16 | ||
17 | Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
18 | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
19 | Математическое путешествие | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 . 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. |
20 | Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
21 | Игра в магазин. Монеты. | Сложение и вычитание в пределах 20. |
22 | Конкурс Знатоков математики | Игра «Кто хочет стать математиком?» |
23 | Весёлые задания | В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы. |
24 | Спичечный конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
25 | ||
26 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
27 | Математический КВН | Групповая работа, игра – соревнование. |
28 | Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
29 | Математический аукцион | Секреты задач. Решение нестандартных задач. |
30 | Игры с кубиками | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
31 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
32 | Час весёлой математики | Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, лиц – опрос. |
33 | Коллективный выпуск математической газеты | Работа в группах, оценивание подборки материала. |
Универсальные учебные действия:
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Приложение №1«Кто хочет стать математиком?»
Конкурс знатоков математики
Правила игры:
В игре участвует тот, кто пройдёт отборочный тур;
Надо ответить на 15 вопросов;
Ответив на первые 5 вопросов, участник получает приз;
Ответив на следующие 5 вопросов, - ещё один, более значимый приз;
Ответив на все 15 вопросов, участник становится обладателем Главного приза;
Имеются три подсказки: помощь друга, помощь зрителей и 50/50;
Итак, игра началась!
Отборочный тур
Расположите меры массы в порядке убывания:
А) килограмм
Б)тонна
В)грамм
Г)центнер
1-й тур
1. какое математическое действие в первом классе изучается первым?
А) сложение
Б)вычитание
В)умножение
Г)деление
2.Какое из этих выражений называется уравнением?
А) а+2
Б)а+2=5
В)7+30
Г)а-в
3.Чтобы увеличить в несколько раз надо
А) сложить
Б)вычесть
В)умножить
Г)разделить
4. Числа при сложении называются
А) сумма
Б)слагаемое
В)множитель
Г)разность
5.11*11 получится
А) 111
Б)121
В)131
Г)141
6. При делении числа на 0 получится:
А) 0
Б)1
В)само число
Г)на 0 делить нельзя
7.Сколько минут в одном часе?
А) 100
Б)10
В)60
Г)12
8. Сколько дней в году?
А) 365
Б) 364
В) 360
Г) 363
9. Выбери самое большое число
А) 1сто
Б)тысяча
В)миллион
Г)миллиард
10. Один литр молока, удобно налить в
А) банук
Б)бочку
В)ведро
Г)бидон
11.на сколько лет Василиса Прекрасная превратилась в лягушку?
А)один
Б)три
В)пять
Г)семь
12. Выбери самую маленькую меру времени:
А) месяц
Б)квартал
В)декада
Г)год
13. Какой по счёту месяц май в году?
А)второй
Б)четвёртый
В)третий
Г)пятый
14. Какой по счёту четверг в неделе?
А) второй
Б)четвёртый
В)третий
Г)пятый
15. Сколько ног у жука?
А) две
Б)восемь
В)четыре
Г)шесть
Отборочный тур.
Расположите числа в порядке возрастания
А) 79
Б)81
В)97
Г)18
2 – й тур.
1. Какое математическое изучается в начальных классах последним?
А) сложение
Б)умножение
В)вычитание
Г)деление
2. Чтобы уменьшить на несколько единиц надо
А) сложить
Б)вычесть
В)умножить
Г)разделить
3. Сколько раз повторяются действия в сказках?
А) два
Б)пять
В)три
Г)семь
4. Сколько получиться, если 5*5?
А) двадцать пять
Б)тридцать пять
В)пятьдесят пять
Г)десять
5. Сколько сестёр было у Русалочки?
А) две
Б)четыре
В)три
Г)девять
6. Сколько недель в феврале месяце?
А) две
Б)четыре
В)три
Г)в этом месяце только дни
7. Как называется результат умножения?
А) множитель
Б)уменьшаемое
В)сумма
Г)произведение
8. Сколько дней в сентябре месяце?
А) двадцать восемь
Б)тридцать
В)тридцать один
Г)тридцать девять
9. Сколько лет живёт ёжик?
А) десять
Б)пять
В)сто
Г)тысяча
10. Сколько ног у коровы?
А) две
Б)шесть
В)четыре
Г)у неё только хвост
11. Сколько братьев было у Элизы из сказки «Дикие лебеди»?
А) десять
Б)одиннадцать
В)двенадцать
Г) тринадцать
12. Сколько горбов у одногорбого верблюда?
А)ноль
Б)два
В)один
Г)три
13. В какое время встречают Новый Год?
А)12 часов
Б)1 час
В)6 часов
Г)24 часа
Отборочный тур.
Расположите в порядке убывания дни недели:
А)четверг
Б)вторник
В)воскресенье
Г)понедельник
3-тур
1. как называется результат сложения?
А)слагаемое
Б)уменьшаемое
В)произведение
Г)сумма
2. Назови двузначное число:
А)1
Б)77
В)490
Г)110
3. Сколько дней в январе месяце?
А)28
Б)31
В)30
Г)29
4. Сколько золотых монет было у Буратино?
А)3
Б)5
В)4
Г)6
5. Какое слово «лишнее»?
А)день
Б)неделя
В)среда
Г)месяц
6.Чтобы уменьшить в несколько раз, надо:
А)сложить
Б)вычесть
В)умножить
Г)разделить
7.Чтобы вычислить время, надо расстояние и скорость..
А)разделить
Б)вычесть
В)умножить
Г)сложить
.
8. Как называются числа 10,12,11,20?
А)простые
Б)десятки
В)двузначные
Г)сотни
9. Сколько ар в одном гектаре?
А)10
Б)100
В)1000
Г)60
10. Сколько ног у паука?
А)40
Б)9
В)4
Г)8
11.Сколько месяцев в году?
А)3
Б)12
В)6
Г) 10
Список Литературы:
- В.Волина « Праздник числа» М, 1995;
- Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;
- Гурин Ю. « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;
- Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;
- Жикалкина Т. « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;
- Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;
- Мищенкова Л. « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005;
- Развивающие задания. 1 класс. Сост. Языканова Е.В. М. Издательство «Экзамен». 2010г
- Требования к программам дополнительного образования детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Нормативно – правовой аспект);
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. « Играя, учимся математике» М, 1993;
- Шубаева Н. И. «Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности». Разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В.Степанова.
Интернет ресурсы:
- www.uchportal.ru/load/46-1-0-12366
- www.uchportal.ru/load/49-2-2
- www.uchportal.ru/load/47-6-2
- http://www.trizline.ru/leem/toy/prez.htm
- http://www.viki.rdf.ru
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"
Программа «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...
Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.
Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...
Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "
Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...
Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса
Программа внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...