Можно ли прожить без ссор и обид? Семейное собрание
классный час на тему

Живова Татьяна Ивановна

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в семье, сплочению детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhno_li_prozhit_bez_ssor_i_obid.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ялгинский детский дом-школа

Можно ли прожить без ссор и обид?

(семейное собрание)

Провела: Живова Т.И.


Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в семье, сплочению детского коллектива.

Ребята, вы ежедневно проводите много времени в школе, общаясь с одноклассниками, с учащимися других классов, с учителями. После уроков – с воспитателями, руководителями кружков, спортивных секций, с друзьями, братьями, сестрами. И очень часто происходит так, что даже с самыми близкими возникают недоразумения, недомолвки, обиды, ссоры – одним словом конфликтные ситуации, Что это такое, давайте попробуем разобраться вместе и попытаемся понять, как действовать, если конфликт уже «разгорелся», и как его попытаться предотвратить вообще.

Сценка

Кто кого обидел первый? – спрашивает педагог.

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили…

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

- Из-за чего же поссорились два друга?

(Из-за пустяка).

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение слова «ссора».

Ссора – это состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка (быть в ссоре с кем-нибудь); взаимная перебранка (шумная ссора).

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

- А как вы думаете, можно ли жить без ссор?

 (Ответы детей).

Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе нетрудно. Гораздо трудней помириться.

Послушайте внимательно рассказ.

Волшебное слово «стоп»

Случилось так, что всю неделю Маруся ссорилась с мамой. Какое бы замечание мама ей ни сделала, Маруся сразу начинала грубить. И в результате они ссорились, иногда даже плакали, потом мирились, но скоро снова ссорились.

Сидит Маруся после одной из таких ссор в своей комнате и плачет. Тут приходит к ней бабушка, садится рядышком и говорит:

- Твоя беда, внученька, в том, что ты не можешь вовремя остановиться. Мама что-нибудь скажет, а ты сразу грубишь в ответ, вот вы и ссоритесь. А потом: ты - плачешь, мама - плачет, папа хмурится, а кот с собакой прячутся, кто куда, не найдешь. И так изо дня в день. Может, попробуешь, хотя бы ради интереса, в ответ на замечание или пожелание - не рассердиться. Скажи про себя: «Стоп!», а вслух что-нибудь спокойное и доброжелательное и посмотри, что из этого выйдет.

Выслушала это Маруся и легла спать. А на следующий день пришла с прогулки позже, чем обещала. Мама и говорит ей: «Маруся, ну как так можно, я же волнуюсь!» Маруся только захотела нетерпеливо сказать: «А откуда я время узнаю, часов-то у меня нет!» Но тут вспомнила, что говорила ей бабушка, произнесла про себя: «Стоп!», а вслух: «Извини, мамочка, я не хотела, чтобы ты волновалась, просто мы заигрались!»

Слово «Стоп!» оказалось поистине волшебным. В тот вечер у всех в семье было хорошее настроение.

(А. Герасимова)

Почему в семье в тот вечер никто не поссорился и у всех было хорошее настроение?

Вывод. Следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотношения со взрослыми или товарищами становятся «взрывоопасными».

Правила добрых взаимоотношений просты. Всегда исходите из того, что перед вами — хороший человек. Если он не замечает, что делает плохо, – обратите внимание; не понимает, к чему его поведение приводит, – объясните; не знает, как сделать лучше, — подскажите; переживает — успокойте. Боль, которую он причинил вам, простите.

Мы можем найти кучу поводов для обид. Нам всегда легко ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ я обиделся?». Но мы никогда не сможем ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ я обиделся? Какой результат от этого я получу?»

Давайте рассмотрим конкретные житейские ситуации. Попробуем найти пути, позволяющие избежать ссор и обид в отношениях.

Героинями наших ситуаций будут подруги Света и Вика. Им по 16 лет. Света – серьезная, ответственная девушка, любит читать, увлекается музыкой. Вика обычно спокойная, улыбчивая, не очень ответственная, тоже любит читать. Они живут рядом, учатся в параллельных классах. Ходят вместе в кино, болтают, им друг с другом интересно.

1. Вика попросила диск у Светы, она дала. Вика обещала вернуть ее через неделю — неделя прошла, а Вика молчит...

Что делать Свете?

(Ответы детей).

Если диск пока ей не нужен, можно подождать еще. Потом попросить, чтобы вернула. Какая бы причина ни была, обижаться бестолково, лучше подумать о том, как договариваться с Викой в будущем, учитывая ее необязательность. Если Вика уже неоднократно нарушала свои обещания, Света в праве ей сказать (спокойно): «Ты обещала – и не сделала. В один прекрасный момент ты можешь меня подвести. Я этого не хочу. Больше у меня ничего не проси – не дам. Не обижайся».

2. Диск Вика так и не вернула. Через некоторое время Света позвонила и сказала, что диск ей срочно нужен, сейчас.

Вика призналась, что диск потеряла. Возместить потерю невозможно, поскольку диск редкий.

Как Свете отнестись к потере диска?

А как реагировать на Вику?

(Ответы детей).

Это не самая страшная потеря в жизни. Вещи, к сожалению, иногда теряются... И когда вы что-то даете, помните о такой возможности. Вику надо внимательно выслушать – все, что она захочет объяснить. Затем, исходя из того, что это общая неприятность, надо Вику успокоить. Если Света решит больше не давать Вике ничего – это ее право. Никаких обид и осуждения в ее адрес не должно быть.

3. Света поделилась с Викой своими душевными переживаниями, надеясь на ее сдержанность. Но через неделю она обнаружила, что о ее проблемах знают посторонние. Ей неприятно.

Должна ли Света что-то сказать Вике? Как? Стоит ли ей что-нибудь изменить в их отношениях? Надо ли, чтобы Вика это почувствовала?

(Ответы детей).

Да, Свете стоит сказать Вике, что она не рассчитывала на то, что о ее проблемах узнают посторонние. Вика должна знать, что нельзя никому раскрывать чужие секреты.

Кто-то в подобной ситуации решает категорично: «Людям вообще ничего доверять нельзя». С этим и живут всю жизнь.

В обычной жизни большинство из предложенных здесь ситуаций закончились бы обидами. Но кому от этого было бы хорошо?

Правила предупреждения конфликтов:

- Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.

- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами противника, постарайтесь «встать» на его место.

- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

- Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?

В чем же вред конфликтов? (Ответы детей).

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Источники:

http://aplik.ru/shkolniku/7-klass/klassnyi-chas-v-6-klasse-konflikty-kak-ikh-izbezhat/

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/01/20/klassnyy-chas-v-6-klasse-konflikty-kak-ikh-izbezhat

http://infourok.ru/material.html?mid=9128

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/09/klassnyy-chas-v-7-klasse-kak-izbezhat-konflikta

http://myschkola-10.ucoz.ru/kopilka/klassnyj_chas.pdf

http://festival.1september.ru/articles/639688/

http://www.igraza.ru/other/364-ssora.html

http://psyh-olog.ru/2013/08/kak-izbezhat-ssor-i-obid/

http://edukuitun.ru/sosh1/index.php/nachalnaya-shkola/3-a-klassyu1/305-klassnyj-chas-ne-nado-bolshe-ssoritsya

http://lyzhenkova.ucoz.ru/load/klassnyj_chas_na_temu_quot_prichiny_konfliktov_i_kak_ikh_izbezhat_quot/1-1-0-7

http://www.openclass.ru/node/448466

http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/konspekty-klasnyh-chasov-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-v-1-klase-po-teme-konflikty-i-kak-ih-reshat.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/29/klassnyy-chas-na-temu-mozhno-i-ne-ssoritsya

http://www.licey.net/teacher/class/offend

http://adromanova.ucoz.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/0-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умную речь и слушать приятно. Семейное собрание

Цели: 1) дать воспитанникам рекомендации по совершенствованию культуры речи; 2) вырабатывать у детей стремление развивать свою речь, соблюдать правила культуры речи и культуры поведения....

Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида. Семейное собрание

Цели: 1) показать воспитанникам зависимость внешнего вида человека и межличностных отношений; 2) вырабатывать у детей стремление заботиться о своем внешнем виде, соблюдать правила опрятности и аккурат...

Тренинг для младших подростков "Как прожить без ссор и драк"

Занятие для пятиклассников по коррекции агрессивного, конфликтного поведения....

Можно ли прожить без конфликтов?

Классный час предназначен для воспитательной работы в 6-7 классах...

Памятка к классному часу для учащихся "Можно ли жить без ссор?"

Памятка к классному часу  для учащихся "Можно ли жить без ссор?"...

Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?"

Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?" С предварительным просмотром с детьми мультфильма "Конфликт" и обсуждением....

Презентация к классному часу "Можно ли жить без ссор?"

Презентация к классному часу "Можно ли жить без ссор?"...