Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования "В поисках себя"
рабочая программа (5 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «В поисках себя»

        Данная Подпрограмма представляет собой инновационный продукт по теме «Социализация учащихся на основе ученического самоуправления».

                 Содержание Подпрограммы «В поисках себя» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами, в том числе сетевыми.

Участниками программы эстетического аспекта общекультурного направления работы являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и педагогические работники Учреждения, которые обладают достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, используя различные технологии сетевого взаимодействия в практике сетевой модели ученического самоуправления.

    Подпрограмма «В поисках себя» соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Цель:

Ø  повышение уровня компетентности обучающихся в вопросах личной, семейной и социальной культуры;

Ø  формирование характера гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, принимающего судьбу страны как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее Отечества.

Организация работы в рамках Подпрограммы осуществляется при активном участии органов ученического самоуправления и деятельности социального сетевого сообщества «В поисках себя».

Подпрограмма содержит планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся по духовно-нравственному аспекту общекультурного направления и описывает предполагаемую модель личности обучающегося.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся

духовно-нравственного направления

с использованием технологий сетевого взаимодействия

на ступени основного общего образования

ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга

«В поисках себя»

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся по духовно-нравственному направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга (далее – Учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт)  к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию работы по духовно-нравственному воспитанию на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся в области духовно-нравственного развития, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление культурных и семейных ценностей.

         Подпрограмма «В поисках себя» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами (в том числе сетевыми) на основе ученического самоуправления.

Участниками подпрограммы эстетического аспекта общекультурного направления работы являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и педагогические работники Учреждения, которые обладают достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме, используя различные технологии сетевого взаимодействия в практике сетевой модели ученического самоуправления.

2.1.         Подпрограмма «В поисках себя» соответствует требованиям ФГОС ООО.

Цель:

  • повышение уровня компетентности обучающихся в вопросах личной, семейной и социальной культуры;
  • формирование характера гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, принимающего судьбу страны как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее Отечества.

2.2.          Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся по духовно-нравственному направлению.

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования – воспитание морали, толерантного отношения, культуры истинного гражданина России.  

Базовые ценности работы в данном аспекте:

  • жизнь во всех её проявлениях;
  • нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни;
  • справедливость;
  • милосердие;
  • честь;
  • достоинство;
  • уважение родителей;
  •  уважение достоинства другого человека;
  • равноправие, ответственность, любовь и верность;
  •  забота о старших и младших;
  • свобода совести и вероисповедания;
  • толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;
  • самовыражение личности в творчестве и искусстве;
  • социальное партнёрство для улучшения нравственного качества окружающей действительности.

2.3.         Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

любовь к школе, своему, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

  • желание продолжать вековые традиции многонационального российского народа;
  • представление об искусстве народов России;
  •  понимание смысла гуманных отношений;  
  • понимание высокой ценности человеческой жизни;

стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;  

  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
  •  понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей;
  • стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
  •  умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков;
  • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов;
  • стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье;

  • осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
  •  эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

2.4.         Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Специфика подпрограммы подразумевает использование социального проектирования, которое реализуется группами учащихся под руководством тьютора в рамках деятельности социального сетевого сообщества «В поисках себя» и  предполагает:

  • выпуск общешкольной печатной газеты «АйКИДО»;
  • выпуск радиопередач на общешкольном радио «School-FM»;  
  • оформление школы, организация и проведение концертных программ, посвященных праздничным и памятным датам;
  • участие в социальных проектах и акциях в помощь школе, городу;
  • участие в благотворительных акциях. 

Группы учащихся формируются из числа участников ДОО «Звездное».

        Результаты индивидуальных достижений находят отражение в электронном портфолио учащихся.

2.5.         Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий

Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей.

 –  тематические беседы: «Добро и зло. Мир добрых дел», «Простые истории человеческой дружбы» и др.

Участие в сетевых социальных проектах и акциях в помощь школе и городу.

– выпуск социальных рекламных роликов;

– социальный проект «Отечество славлю!»

– организация и проведение праздничных мероприятий: «День пожилого человека» и др.

Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся.

– акция «День добрых дел» (организована 5 каналом ТВ),

– шефство над памятниками Великой Отечественной войны;

–  социальные проекты, благотворительные концерты.

Расширение положительного опыта общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте,  участие в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

– тематические классные часы:

5 класс: 

Игра «Кто я? Какой я?»

Путешествие в детство родителей «Дверь в детство»

Экскурсия «Я через 5 лет»

Праздничное представление «Архив 5 класса»

6 класс:

Час общения «Мои интересы, мои увлечения».

Интерактивная игра «Я– дома, я – в школе, я – среди друзей»

Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат».

Беседа «Иметь своё мнение – это важно?»

7 класс:

Диспут «Мои «хочу» и мои «могу».

Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и…»

Беседа «Вверх по лестнице жизни»

8 класс:

Аукцион мнений «Умею ли я любить?»

Этическая беседа «Люди без которых мне одиноко».

Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить»

9 класс:

Диспут «О дружбе и друзьях».

Беседа «О товариществе и дружбе»

Праздник «Всему начало любовь…»

Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы»

Диспут «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;

– тестирование, тренинги (по плану работы педагога- психолога);

–внеклассные мероприятия (игры, конкурсы);

– экскурсии, туристические походы.

Получение системных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного семейного взаимодействия.

– тематические классные часы:

«Памятные даты моей семьи»

«Герб моей семьи. Каким он может быть?»

«Награды в нашем доме»

«Профессии родителей»

«Наши предки» и др.;

– семейные праздники:

«Мамин праздник»

«Супербабушка»

«Дружная семья»

«Папин день»;

– выставки «Хобби моей семьи»;

–составление генеалогического дерева семьи;

– творческие работы, выпуск стенгазет:

«Наши путешествия»  

«В нашем доме праздник»

«Братья и сестры»

«Мой домашний питомец»

«Семейный досуг» и др.;

– спортивные мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья».

Овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

– деловые игры:

 «Наше будущее», «Суд» и др.;

 – конкурсы:

«Моя семья», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.»;

– учеба актива класса (ученическое сетевое самоуправление);

– экскурсии в музеи города, посещение театров, выставок;

– проведение традиционных праздников;

– беседы:

«Познание себя», «Давайте говорить друг другу комплементы», «Сказано – сделано» и др.;

– тренинги (по плану работы педагога- психолога)

Участие в организации, осуществлении и развитии сетевой модели ученического самоуправления.

– работа в системе сетевого ученического самоуправления: выборы совета класса, школы, выборы председателя ДОО «Звездное»; редколлегий общешкольной печатной газеты «АйКИДО» и общешкольного радио «School-FM»;  

– работа в школьном пресс-клубе.

 Участие в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, района, города, в том числе при участии сетевых социальных партнеров.

– встречи с Советом ветеранов, депутатами, администрацией МО Звездное;

– беседы с представителями общественных организаций;

–участие в социальных проектах («Отечество славлю!» и др.);

–участие в социальных благотворительных  акциях:

«День добрых дел» по оказанию помощи нуждающимся (инвалидам, людям пожилого возраста и др.) – организована 5 каналом ТВ.

Реконструирование (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённых ситуаций, имитирующих социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

– школьный пресс-клуб (выпуск школьной печатной газеты «АйКИДО» и радиопередач «School-FM»);

 –фотовыставки творческих работ учащихся.

Получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

– уроки технологии, ИЗО;

–занятия в студиях и кружках художественно-эстетического направления.

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение объектов художественной культуры

– выставки семейного творчества,

 –экскурсии в музеи (совместно с родителями);

 –участие в эстетическом оформлении кабинетов и школы к праздникам;

–совместные праздники и проекты, образовательные события.

Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.

– уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2.6.         Деятельность Учреждения в области развития общественно-познавательных интересов обучающихся.

Социальное партнерство (в том числе сетевое) со сверстниками, учителями, общественными организациями, направленное на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Развитие социальных инициатив в сфере организации ученического сетевого управления с целью развития гражданского сознания, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.

Важным условием педагогической поддержки в развитии эстетического аспекта общекультурного направления воспитания и социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики при участии сетевых социальных партнеров.

2.7.         Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся по духовно-нравственному направлению на ступени основного общего образования.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания; ценностного отношения к прекрасному; социальной ответственности и компетентности.

Ценностные установки: 

нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение; равноправие; семья; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, нравственности, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности; самовыражение в творчестве и искусстве.

Планируемые результаты воспитательной деятельности

1.Обучающиеся имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между  поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

2. Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

3. Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

4. Обучающиеся знают различные общественные и профессиональные организации, их структуру, цели и характер деятельности.

5. Обучающиеся знают традиции своей семьи, образовательного учреждения, государства и бережно относятся к ним.

6. Обучающиеся имеют опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

7. Обучающиеся имеют опыт ведения дискуссий по социальным вопросам, обоснования собственной гражданской позиции;

8. У обучающихся сформирована способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Прогнозируемая модель личности ученика:

  • знает нормы и правила этики и эстетики;
  • осознает морально-этические и духовно-нравственные ценности;
  • умеет демонстрировать следование принципам морали и нравственности в разных формах деятельности;  анализировать  изменения общественных тенденций и прогнозировать их последствия для дальнейшего развития общества;
  • имеет опыт участия в пропаганде поведения, достойного гражданина России, а также в разработке и  реализации учебно-исследовательских социальных проектов с выявлением в них проблем развития гражданского самосознания; негативное отношение к аморальному поведению, отрицательно относится к лицам, пропагандирующим его;
  • владеет умением сетевого сотрудничества, связанного с решением местных социальных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...

Мироненкова Т.И. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски радуги

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...

Чаус Н.В.Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по спортино-оздоровительному направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия "В здоровом теле - здоровый дух"

Данная Подпрограмма представляет собой инновационный продукт по теме «Социализация учащихся на основе ученического самоуправления».            Со...