Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию школьников
проект на тему

Наталья Викторовна Зинович

Посвящён принципам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_zinovich_n.v.docx62.88 КБ
Файл titul.pptx625.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

пос. Большевик Ипатовского района Ставропольского края

Номинация «Лучшая инновационная разработка года»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через  изучение истории малой родины и традиций народов Ставрополья, как основа образовательной программы сельской школы»

Автор-разработчик проекта:          Зинович Наталья Викторовна,

                                                                заместитель директора по УВР

                                                               учитель истории  и обществознания

                                                                высшей квалификационной категории

пос. Большевик, 2015 год

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта: Инновационный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через  изучение истории малой родины и традиций народов Ставрополья, как основа образовательной программы сельской школы»

 

Автор проекта:       Зинович Н.В., заместитель директора  

                                    по  УВР, учитель истории и обществознания

 

Сроки реализации: 2014 – 2016 годы.

Этапы проекта:

I этап  (предпроектный, диагностический). 2013 -2014 учебный год.

Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

……………………………….

II этап  (практический). 2014 -2015 учебный год.

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приемов, методов воспитания  школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый). 2015 -2016 учебный год.

Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

IV этап (аналитический). 2015-2016 учебный год.

Обработка и интерпретация полученных данных.

Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке проекта; разработка перспективы развития образовательного учреждения.

 

I.   АННОТАЦИЯ   ПРОЕКТА

 «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через  изучение истории малой родины и традиций народов Ставрополья, как основа образовательной программы сельской школы»

1.Обоснование актуальности проекта

  В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Глобализация и кризисные процессы приводят общество к переоценке нравственных ценностей и поиску новых идеалов, заставляя по-новому взглянуть сегодня на традиционную народную культуру, обладающую огромным духовным и интеграционным потенциалом.

      Сегодня нужно понимать, что возрождение традиций приостановит губительный процесс духовных потерь, деградации общества, формируя в людях чувство принадлежности к своему народу, способствуя сохранению нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями. Для существования традиции необходима взаимосвязь между прошлым и современными инновационными формами культуры, что приводит к обновлению традиций.

       Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом.  В послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности   такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность ". К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация по данной проблеме. Причиной этого являются как ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, так и отсутствие положительных жизненных ориентиров для поколения юных. Это дает нам основание говорить о том, что в настоящее время российское общество переживает духовно - нравственный кризис.

         Спасением в преодолении этой критической для России ситуации может стать восстановление и распространение традиционной духовно - нравственной культуры. Остановить нравственную деградацию, возродить высокое значение слов "долг", "честь", "милосердие", "любовь", "преданность Отчизне"   призваны образовательные учреждения, так как именно образование и есть та сфера общественной жизни, где передается от поколения к поколению исторический и социально - культурный опыт, накопленный народом. Неоспорим тот факт, что огромная роль в воспитании высокой нравственности, духовности и культуры в целом  принадлежит учителю русского языка, так как именно русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви и уважения к родному языку и осмысление общечеловеческих ценностей. Для достижения целей, обозначенных выше, в содержании уроков русского языка целесообразно использовать материалы, включающие в себя сведения  регионального характера, касающиеся культурно - исторического наследия родного края.

 Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности. Школьники с большой заинтересованностью занимаются поисково-исследовательской и литературно-творческой деятельностью, систематизацией и пополнением музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, памятниками старины, могилами ветеранов Великой Отечественной войны. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

Основываясь на кропотливой краеведческой деятельности, учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея, приобретая бесценный опыт. Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ: «Солдат моей семьи»,   «Моя родословная»,   «Летопись школы  через семью Воронковых», «Госплемзавод Большевик – родина Кавказской породы овец» и другие.

Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств нравственного и духовного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Через музейную педагогику представляется блестящая возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Чем раньше учащиеся начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

   В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что  отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС.

         Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

     Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Обращаясь к действующему гражданскому законодательству, видно, что Законом Российской Федерации "О свободе совести и религиозных организациях" со всей определенностью "признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры"   Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты, так как подрастающее поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны, своего края, а научится находить правильные нравственные ориентиры и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам.

Инновация  проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания  обучающихся. 

Цель проекта: 

  • создание условий для  формирования личности гражданина и патриота Ставрополья и России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; 
  • совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

 Задачи проекта:

  • воспитание любви к своей малой Родине;
  • приобщение обучающихся  к жизни, быту и культурным традициям  Ставрополья;
  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств;
  • формирование патриотизма, любви к России, малой родине, Родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России, веры в великое будущее свой страны;
  • укрепление и развитие нравственных норм поведения.

Теоретическими предпосылками разработки Проекта стали:

  • духовно-личностный подход, рассматривающий нравственное развитие личности как целостную совокупность сфер развития (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.Н. Лосский, С.М.Соловьёв, Д.А. Хомяков);
  • психолого-педагогические подходы духовно-нравственной идентификации личности в процессе её воспитания (Ю.П. Азаров, Ш.А.Амонашвили, Б.С. Братусь, И.П. Волков, В.В.Зеньковский, И.П.Иванов, И.А.Соловцова, К.Д. Ушинский);
  • проблемы духовного развития личности (М.М. Бахтин, И.А. Ильин, М.С.Коган, Б.А. Федулов);
  • положение о воспитательном пространстве как системы духовно-нравственного воспитания (Ю.М. Лагусев, Н.В. Маслов, В.В. Сериков, Т.Т. Христов, Н.Е. Щуркова).

При составлении данного Проекта использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Национальная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010. №Пр-271);
  2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010. №1507-р «О реализации национальной инициативы «Наша новая школа»);
  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта   образования»;
  4. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011. №03-2960 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;

 Инновационный проект разработан на основе:

1.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

2.  Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

3.  Программы развития школы;

4.  Опыта практической деятельности школы по данному направлению.

Основное направление  Проекта:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС.

2.  Сфера применения проекта

Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях и др.) Принципы, задачи и цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях дополнительного образования, претерпевают изменения содержание и отдельные методы работы по духовно-нравственному развитию в зависимости от уровня педагогической культуры родителей, от результатов диагностики всех участников образовательного процесса. Необходимо учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности воспитанников

3.Критерии оценки результатов реализации проекта

Наличие фото - и видеоматериалов о реализации данного проекта.

Трансляция опыта работы школы духовно-нравственного воспитания.  

Количество мероприятий по духовно-нравственной  направленности.

Проект выполняет функции:

- воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;

- формирование личности с чувством человеческого достоинства и долга перед своей страной и народом, человека культурных традиций многонационального народа Российской Федерации;

- освоение базовых ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, милосердие, справедливость;

- принятие фундаментальных понятий: человечество, семья, здоровье, труд, наука, искусство, природа;

- приобщение к культурным национальным ценностям российского общества в контексте формирования гражданской идентичности;

- формирование уклада школьной жизни, включающего все сферы жизнедеятельности участников образовательного процесса;

- стимулирование активной гражданской позиции, потребности духовно-нравственного развития.

Цель образования, сформулированная в Концепции, определяет фундаментальность духовно-нравственного развития человека: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонациональногонарода Российской Федерации».

4.Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления об институтах гражданского общества,

о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

  В образе выпускника:

 в социальной сфере – развитие творческих способностей, ученик- умеющий учиться, осознающий важность образования  и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

в историко-краеведческой – осознание ответственности за судьбу страны, родного края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, любящего свой край и свою Родину, знающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 в духовно-нравственной  сфере – осознание обучающимися высших ценностей человеческой жизни, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;

Проект  предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

5.Ресурсное обеспечение проекта

  Техническое обеспечение:

          В школе  созданы достаточные материально-технические условия для реализации  задач, поставленных данным проектом. В школе имеются  библиотека,   спортивный зал, стадион, музей.

Учебные  классы оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерный класс,   интерактивные доски, проекторы, экраны,  средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная литература и  педагогическая литература. 

Методическое обеспечение:

Использование  комплекса методик по организации и проведению  духовно-нравственного   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

Информационное обеспечение:

Функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации  проекта, мероприятий.

Возможно освещение работы в СМИ.

II. Основное содержание проекта

На протяжении ряда лет воспитательная работа классных руководителей в нашей школе выстраивалась по основным направлениям:

  1. Моя малая Родина.
  2. Школьный (поселковый) музей.
  3. Защитники Отечества наши земляки.
  4. Здоровье и спорт.
  5. Семья. Гражданское общество.
  6. Культура Ставрополья. Этнокультурные особенности Ипатовского района.

Целью воспитательной работы является воспитание школьника с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. В связи с этим мы сформулировали следующие задачи:

  • Поддержка становления активной жизненной позиции школьника.
  • Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
  • Создание благоприятных условий для самореализации обучающихся.
  • Формирование у обучающихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Поддержка общественно-значимых инициатив подростков.
  • Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.
  • Создание условий для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
  • Формирование стремления к  изучению истории родного края, этнокультурных особенностей, чувства гордости за малую родину.

 Наряду с положительным опытом работы выявлены негативные факторы, влияющие на формирование нравственной личности гражданина и патриота России. К ним относятся:

  • недостаточная правовая и психолого-педагогическая компетентность как родителей, так и отдельных педагогов;
  • отсутствие у педагогов специализированных курсов повышения квалификации по данному направлению;
  • недостаточность учебно-методического комплекса  по духовно-нравственному развитию школьников.

В то же время педагоги справедливо отмечают ослабление внимания части  родителей к воспитанию своих детей, снижение роли семьи в формировании личности ребёнка, что не может не сказываться на результатах работы школы.

Таким, образом, все указанные проблемы показывают, что многолетняя работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.

         Проект направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества.

 1.          Концепция духовно-нравственного развития

Данный проект построен на следующих концептуальных положениях:

  • сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом её граждан. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу;
  • детская и подростковая преступность, наркомания, проституция,  беспризорность, вошедшие в повседневную жизнь, являются следствием уничтожения старых устоев. Составной частью образования является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, в духе любви к малой и большой Родине, гордости за исторические свершения, преемственности поколений и ответственности за будущее. Особенно актуальной эта сфера является в настоящее время, когда многочисленные политические движения, религиозные организации, криминальные структуры занимают открытые сердца, ум и души молодёжи, а СМИ в большинстве своём являются коммерческими предприятиями;
  •   современным семьям и педагогам досталась сложная проблема – проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность – беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы, прежде всего, важно согласовывать социальные условия жизни и образовательную цель. Ввиду того, что старые идеалы в нашем обществе рухнули, а новые ещё не утвердились, духовно-нравственное воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, родина и т.д. А условиями реализации этих направлений является комплексная программа «Система духовно-нравственного развития учащихся как основа  образовательной программы сельской школы».

 

III. Основные направления духовно-нравственного развития

  Задачи духовно-нравственного развития и виды деятельности

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности и патриотизма:

  • знание политического устройства государства, важнейших законов, символов Российской Федерации и Ростовской области;
  • знание институтов государственно-общественного управления на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном;
  • конституционные права и обязанности граждан РФ;
  • понимание гражданской активной позиции в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному;
  • понимание уклада многонационального государства;
  • интерес к важным событиям государства, области, района;
  • проявление активности в делах школы, класса, поселка;
  • участие в общественных детских и молодежных движениях, организациях;
  • уважение к защитникам Родины;
  • выполнение своих обязанностей и ответственность за свои поступки;
  • любовь к Родине, родному краю, школе.

Виды деятельности:

  1. Экскурсии по родному краю, по стране, в музеи.
  2. Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
  3. Библиотечные уроки «Знакомство с русскими традициями и обычаями. Этнокультурные традиции моего края».
  4. Месячники, декады, посвященные военно-патриотической работе.
  5. Совместные проекты   «История школы: время, события, люди»
  6. Акции «Подарок ветерану», «Подари улыбку миру»
  7. Кружковая работа.
  8. Работа школьного  (поселкового) музея.

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • знание базовых общечеловеческих ценностей;
  • соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе;
  • уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
  • любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
  • выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
  • бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
  • знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
  • умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
  • давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
  • развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.

Виды деятельности:

  1. Этические беседы «Проблемы толерантности в современном обществе», дебаты, проблемно-ценностные дискуссии «Явление экстремизма в молодёжной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист», ролевые игры.
  2.  Участие в фестивале «Кавказ – наш общий дом».

3.Совместные проекты: «Конфликты в начальной школе: причины и способы профилактики», родительские собрания «Как воспитать толерантного человека», «Толерантность детей и взрослых», «Формирование культуры межнациональных отношений  и толерантности подрастающего поколения» , Реализация проекта «Школьные службы примирения – профилактика межэтнических конфликтов и насилия в регионах России», анкетирование обучающихся.

4.Кружковая работа.  

…………………………………

 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду, понимание культуры труда;
  • знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
  • ценность творчества в учебной деятельности;
  • роль знаний, науки в современной экономике;
  • понимание процессов технологизации, оптимизации, интенсификации в развитии экономики;
  • навыки коллективной работы;
  • дисциплинированность и ответственность;
  • бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам;
  • порицание лени, неряшливости, небрежности.

………………………….проект По дорогам добра, по улицам милосердия

Виды деятельности:

  1. Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно-ролевые игры.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Профессионально-ориентационная работа в старших классах.
  4. Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?».
  5. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты, реализация социально-значимых проектов.
  6. Кружковая работа.

 Формирование культуры здорового образа жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
  • понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья;
  • важность физической культуры спорта для здоровья;
  • выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
  • ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования;
  • взаимосвязь природы и человека;
  • важность профилактических мероприятий;
  • пагубность влияния на организм человека вредных привычек
  • Интернет -безопасность

 Виды деятельности:

  1. Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно-ролевые игры.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Спортивные секции, оздоровительные процедуры, проведение Дней здоровья.
  4. Школьные и районные спортивные соревнования.
  5. Социально-значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Социологические опросы по проблеме ЗОЖ и мероприятия по безопасности сетевого общения -   «Я и мои виртуальные друзья», «Сетевой этикет», «Сказка о золотых правилах безопасности в интернете», «Интернет – это польза или вред?»

  1.  Лекторий для родителей и обучающихся.
  2. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

  • развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека;
  • важность экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем;
  • понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.

Виды деятельности:

  1. Образовательные экскурсии в природу, научно-исследовательские конференции.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Экологические проекты и акции «Мусор – это серьезно», «Не сжигайте, люди, листья!», «Мой чистый посёлок» и т.д.
  4. Субботники, трудовые десанты.

Вербное воскресенье аллея ……………………приложение

 Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

  • представление о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
  • интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
  • потребность в занятиях художественным творчеством;
  • культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.

Виды деятельности:

  1. Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Совместные проекты «Неделя детской книги».

  Воспитание историей

  • События прошлого и настоящего;
  • Идеалы и ценности;
  • Люди и личности;
  • Отечество;
  • Сам человек
  • Бог
  • Данные элементы можно дополнить:
  • 1.Язык
  • 2.Семья
  • 3.Традиции
  • 4.Культура
  • Виды деятельности:
  1. Экскурсии по святым местам   края, по стране, в музеи.
  2. Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
  3. Библиотечные уроки «Знакомство с православными  традициями и обычаями».
  4. Совместные проекты   «Храмы Ставрополья», «Православные святыни Ставрополья».
  5.  Классные часы и внеклассные мероприятия, расширяющие кругозор по традициям православной культуры – «В ожидании Пасхи», «Русские иконописцы» и т.д.

История краеведения ……………………………….

 Совместная деятельность школы, семьи и общественности

Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся, родители, общественные организации, учреждения дополнительного и профессионального образования, учреждения культуры, социальные структуры.

 Виды деятельности:

  1. Родительский лекторий.
  2. Дискуссионная площадка по проблемам нравственного воспитания.
  3.  Общешкольные родительские собрания.

………………………………..

 Структура духовно-нравственного развития включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Между субъектами складываются определённые отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несёт определённую ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для учителей, родителей будут способствовать результативному коммуникативному общению.

 Позитивная динамика результатов образования на основе показателей и индикаторов:

  • повышение уровня учебных и внеучебных достижений;
  • повышение уровня мотивации к обучению;
  • позитивное отношение к школе учащихся и родителей;
  • снижение конфликтных ситуаций;
  • повышение уровня социализации (группа риска, преступность, травматизм, культура здоровья);
  • снижение уровня тревожности;
  • новое качество взаимоотношений «учитель-ученик»;
  • рост показателей степени воспитанности учащихся;
  • повышение активности родителей в делах школы;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных результатов учащихся.

 2. Предложения о возможности трансляций результатов:

  • Обобщение опыта педагогов;
  • Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности;
  • Распространение опыта педагогов и школы через средства массовой информации: печать, местное телевидение;
  • Создание мастер-классов для заместителей директора, педагогов, психологов;
  • Проведение районного семинара для педагогов, руководителей образовательных учреждений  Ипатовского района.

3.Перспективы дальнейшего развития проекта

  • Обеспечение реализации федеральных государственных стандартов образования  основного общего образования. Организация преемственности между дошкольным, начальным и средним образование по духовно-нравственному воспитанию детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в     этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во «СГУ», 1998.
  2. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. – «Ставропольское книжное издательство», 1990.
  3. Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике Текст. / Т. И. Власова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 139-149.
  4. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников Текст. / Т. И. Власова. — Ростов н/Д., 1999.
  5. Гудечек Я. Ценностные ориентации личности. Психология личности Текст. / Я. Гудечек. М.: Наука, 1989. - 110 с.
  6. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание Текст. / Моск. патриархат, отдел религиозного образования и катехизации. — М.: 1999.-23 с.
  7. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками Текст. : учеб. пособие / И. Н. Ерошенков. М.: МГУКИ, 2000.
  8. Зеньковский, В. В. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей Текст. / В. В. Зеньковский. СПб.: Сатис, 2000.
  9. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы Текст. / В. В. Знаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 - 448 с.
  10. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Текст. / И. П. Иванов. - М.: Изд-во. «Педагогика», 1989. 122 с.
  11. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  12. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Текст. / А. В. Кирьякова. Оренбург: 1996 - 188с.
  13. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
  14. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
  15. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
  16. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
  17. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
  18. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
  19. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
  20. Баранова, И.В. Нравственные ценности .М.:  «Генезис», 2004.
  21. Внеурочная деятельность в начальной школе
  22. Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
  23. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. «Воспитание школьников». – 2005. - №1. – 147с.
  24. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
  25.  О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. «Воспитание школьников». 2009. - №8 – 10 -16с.
  26. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Белово, 2010. – 48-49с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1990.
  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: «Знание», 1987.
  3. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. «Дом Славянской книги», 2007.
  4. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. «Знание», 1987.
  5. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., «Просвещение», 1980.
  6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: «Просвещение», 1990.
  7. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
  8. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
    Российская энциклопедия», 1994.
  9. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 пос. Большевик Ипатовского района Ставропольского края ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Зинович Наталья Викторовна Разработчик: заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории « Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через изучение истории малой родины и традиций народов Ставрополья, как основа образовательной программы сельской школы »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Творческий отчёт о начале инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию

Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения школьников, через организацию деятельности всех компонентов социокультурного комплекса....

Проект по духовно-нравственному воспитанию. Пилотный проект

Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской О...