Проект по духовно-нравственному воспитанию. Пилотный проект
проект (5, 6, 7, 8 класс)
Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской ОШ (далее – Проект).
Значимость Программы обусловлена основными требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программа составлена на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dnv.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области
Программа реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах
"Народные традиции - моя история, моя культура"
г.Ярцево
2019
«Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других народов,
авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем
прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи. Национальные отличия сохранятся,
если мы будем озабочены воспитанием духа,
а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев).
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Паспорт программы проекта
3.Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта
4.Ресурсное обеспечение проекта
5.Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
6.Мероприятия по обобщению результатов
2
1.Пояснительная записка
Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской ОШ (далее – Проект).
Значимость Программы обусловлена основными требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программа составлена на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В связи с этим ключевая роль школы - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в образовательном учреждении , основанного на культурных ценностях родного края.
Особое внимание в деятельности МБОУ Мушковичской ОШ уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей иобучающихся. Это формирует положительное отношение друг к другу.
В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать настоящего патриота Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы обучащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому как чем внимательнее мы будем к нацио-нальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа.
Основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания. Оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.
Цель | Создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях на основе традиционных православных ценностей |
Задачи | 1.Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации; 2.Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. 3.Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности. 4.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений. 5.Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей; 6.Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий. |
Сроки реализации | 2019-2022 |
Этапы реализации | Диагностико-прогностический этап (с июня 2019 г. по сентябрь 2019 г.) Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования. Проектировочный этап (с сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г.) Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта. Организационно-практический этап (с 2019–2022 гг.) Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы. Обобщающий этап (2022 г.) Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности. |
Ожидаемые результаты | Внедрение эффективной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся; Формирование устойчивого позитивного отношения участников образовательного процесса к духовным ценностям; Сформированность профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания. |
Программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. Выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет основу Программы для формирования духовно-нравственных ценностей личности школьника.
2.Паспорт программы проекта
Наименование программы | Программа реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах "Народные традиции - моя история, моя культура" |
Основания для разработки программы | Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26 марта 2019г. № 246-ОД «О внедрении результатов проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в массовую практику» Приказ Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 27 мая 2019г. № 131 «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области» Приказ директора МБОУ Мушковичской ОШ №122 от 10.06.2019 г. |
Заказчик программы | МБОУ Мушковичская ОШ |
Разработчик программы | Панова С.В.,заместитель директора |
Нормативная база | Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по внеурочной деятельности). Постановление Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 984 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г. Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г. План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви («дорожная карта»). Приказ Комитета по образованию и молодежной политике «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области. Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинническим округом Смоленской Епархии от 04.03.2011г. |
Цель | Создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях на основе традиционных православных ценностей |
Задачи | 1.Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации; 2.Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. 3.Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности. 4.Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений. 5.Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей; 6.Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий. |
Сроки реализации | 2019-2022 |
Этапы реализации | Диагностико-прогностический этап (с июня 2019 г. по сентябрь 2019 г.) Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования. Проектировочный этап (с сентября 2019 г. по ноябрь 2019 г.) Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта. Организационно-практический этап (с 2019–2022 гг.) Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы. Обобщающий этап (2022 г.) Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности. |
Мероприятия по реализации программы |
|
Основные исполнители | МБОУ Мушковичская ОШ: администрация,педагогические работники, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры. |
Ожидаемые результаты | Внедрение эффективной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечивающей создание системы непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся; Формирование устойчивого позитивного отношения участников образовательного процесса к духовным ценностям; Сформированность профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания. |
Управление и контроль за исполнением программы | Управление Программой осуществляет администрация МБОУ Мушковичской ОШ. |
3.Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта
Деятельность | Результат | ||
Подготовительный этап | |||
Создание рабочей группы в рамках деятельности регионального проекта по внедрению в педагогические практики моделей организации во внеурочной деятельности в системе непрерывного духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся во 2-4 и 5-8 классах на основе православных ценностей | Включение в рабочую группу педагогов МБОУ Мушковичской ОШ | ||
Проведение мониторинга готовности к реализации проекта | Выявление наличия информационных, учебно-электронных, научно-методических, кадровых, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов. Выявление внешних и внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и рисков. | ||
Создание школьной нормативно-правовой базы по обеспечению реализации проекта | Внесение нововведений в должностные инструкции, локальные акты. | ||
Этап реализации | |||
Организация непрерывного повышения квалификации педагогического коллектива школы | Участие педагогических работников и администрации в практических и теоретических семинаров, предусматривающих повышение квалификации. | ||
Проведение входного, промежуточного, итогового мониторинга | Мониторинговые исследования: входное, промежуточное, итоговое (с участием обучающихся, родителей, классных руководителей). | ||
Создание образовательной среды, стимулирующей проектную деятельность участников образовательного процесса согласно структуре проекта: педагогические, ученические, общешкольные и сетевые, управленческие проекты | Формирование банка методических ресурсов. | ||
Пошаговая разработка и внедрение | Разработка, апробация, экспертиза приобретенного опыта с участием родительской общественности. Внедрение модели внеурочной деятельности. | ||
Завершающий этап (аналитический) | |||
Обработка и обобщение информации, полученной в ходе реализации проекта Комплексный анализ полученных результатов по направлениям реализации проекта Планирование путей дальнейшего развития проекта | Нововведения: - алгоритм сравнительного анализа в процессе деятельности; - алгоритм критического анализа по выявлению позитивных, негативных и инновационных результатов образовательно-воспитательного процесса. Анализ удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнеров нововведениями в школе с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания. | ||
Диссеминация опыта инновационной деятельности учителей школы | Презентация результатов реализации проекта на школьном, муниципальном уровнях. |
4.Ресурсное обеспечение проекта.
4.1.Нормативно-правовое обеспечение:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» (по внеурочной деятельности).
Постановление Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 984 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г.
Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г.
План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви («дорожная карта»).
Приказ Комитета по образованию и молодежной политике «О реализации регионального проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области.
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинническим округом Смоленской Епархии от 04.03.2011г.
Приказ директора МБОУ Мушковичской ОШ №122 от 10.06.2019 г.
4.2. Программно-методическое обеспечение:
Программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, ; поэтапный план деятельности ПП, планы ВР классных руководителей; рабочие программы по внеурочной деятельности; программы кружков, план ВР школы.
4.3. Информационное обеспечение:
сайт школы: school-mushkovichi.ru
4.4.Кадровое обеспечение.
Включение в деятельность по реализации проекта педагогов МБОУ Мушковичской ОШ, представителей родительской общественности, представителей Ярцевского благочиннического округа.
4.5.Материально-техническая база:
ноутбуки-4
компьютер-1
видеопроектор-1
экран для видеопроектора-1
5.Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки.
Обучающиеся приобретают:
- осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны; к православным традициям русского народа;
- мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;
- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;
- знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;
- способность к нравственной рефлексии.
Результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Учителя:
- осознают свою культурологическую принадлежность;
- повысят уровень педагогической и личной компетентности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
Результат – педагог-профессионал (высокообразованная личность, умеющая работать с процессами образования и развития, владеющая профессиональной деятельностью и средствами ее развития). Соединение в учителе личности и мастера. Осознание и принятие (на личностном уровне) служения важнейшей миссией педагога в нашем культурно-историческом типе.
Родители:
- начинают осознавать свою культурологическую идентичность;
- обращаются к традиционному культурно-историческому пониманию воспитания детей;
- повышают психолого-педагогическую культуру;
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
Результат – становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.
Критерии оценки эффективности проекта
Степень включенности всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации проекта ПП по совершенствованию системы ДНРВ;
Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, рейтинг образовательного учреждения по результатам независимых обследований качества основного и дополнительного образования.
Критерии | Показатели | Метод оценивания |
Самоактуализация личности ученика |
|
|
Удовлетворенность учеников жизнедеятельностью в школе |
|
|
Конкурентоспособность образовательного учреждения |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников
Школьная программа «Гармония духа, души и тела» разработана в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я гражданин".
Вопрос духОсновная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Задачи проекта:·...
Проект по духовно - нравственному воспитанию и лепке
Голубь а Евангелии от Марка...
Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...
Творческий отчёт о начале инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию
Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения школьников, через организацию деятельности всех компонентов социокультурного комплекса....
Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию школьников
Посвящён принципам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе....
Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»
Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...