Устный журнал "Се, Человек". Методическая разработка по духовно нравственному воспитанию
методическая разработка (8 класс) на тему
Методическая разработка посвящена жизненному и творческому подвигу удивительного художника Григория Журавлёва. Предлагаемый материал излагается в форме устного журнала, рамки которого позволяют учащимся перенестись в то время, когда жил и работал художник. Благодаря использованию ярких слайдов компьютерной презентации, видеофильмов, элементов театрализации и продуманного музыкального оформления учащиеся погружаются в контекст излагаемого материала. Методическая разработка входит в сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, который стал победителем I Международного конкурса методических разработок "Уроки жизнелюбия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2metodicheskaya_razrabotka_ustnyy_zhurnal_se_chelovek.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«СЕ, ЧЕЛОВЕК»
Методическая разработка учителя изобразительного искусства МБУ средней школы № 18 г. Тольятти Корневой Людмилы Георгиевны
Пояснительная записка
Предлагаемая методическая разработка посвящена жизненному подвигу и творчеству удивительного художника Григория Журавлёва. Материал излагается в форме Устного журнала, рамки которого позволяют учащимся перенестись в то время, когда жил и работал художник. Благодаря использованию ярких слайдов компьютерной презентации, видеофильмов, элементов театрализации и продуманного музыкального оформления учащиеся погружаются эмоционально в контекст излагаемого сценария. Методическая разработка предназначена для учащихся 11-14 лет. В подготовке и проведения мероприятия может принять участие один класс или параллель.
Цель: ориентация педагогов и школьников на духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.
Задачи:
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни, через эмоциональное воздействие на чувства учащихся посредством литературных и музыкальных образов;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- пробудить у школьников стремление к саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию;
- формировать коммуникативные и социокультурные компетентности.
Оборудование
*Музыкальное оформление:
- Детские песни, звучащие до начало мероприятия
«Дорога добра», «Добрые слова», «Твори добро».
2. Музыкальная заставка – сигнал.
3. Фоновая музыка на чтение стихов.
4. Фон для театрализованной сценки.
5. Фонограмма песни Светланы Копыловой «Калека».
6. Фонограмма колокольных звонов.
* Зрительный ряд:
- Компьютерная презентация «Се, Человек»;
- видеоклип песни Светланы Копыловой «Калека?»;
- выставка книг, журналов, альбомов о жизни и творчестве Григория Журавлёва;
- выставка репродукций икон Григория Журавлёва;
- на сцене плакаты:
«Сильных людей судьба ставит на колени для того, чтобы доказать им, что они могут подняться, а слабых она не трогает — они и так всю жизнь на коленях».
«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. Людвиг ван Бетховен»;
*Техническое обеспечение:
- музыкальная аппаратура (зависит от возможностей учреждения, проводящего мероприятие);
- компьютер, проектор, экран.
Дополнительная подготовка:
- подготовка ведущих и чтецов для каждой страницы журнала;
- подготовка операторов (музыка, компьютер);
- подготовка театрализованной сценки ко 2-й станице журнала;
- подготовка вокальной группы (исполнение песни Светланы Копыловой «Калека»)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- перед началом мероприятия звучат песни: «Дорога добра», «Добрые слова», «Твори добро». (1)
Все участники рассаживаются в кабинете, зале или другом подготовленном помещении на заранее отведённые места.
Сигнал - музыкальная заставка-(2)
- В тишине зала звучат слова «В Евангелие сказано: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф.19,25).»
- В помещении гаснет свет,
- на экране появляется видеофильм на песню Светланы Копыловой «Калека». (Видеофильм)
Свет включается, на сцену выходит учитель
Учитель: Добрый день, ребята. Сейчас мы все вместе услышали песню прекрасного автора исполнителя Светланы Копыловой «Калека» и просмотрели замечательный видеоролик. Давайте вернёмся к самому первому кадру, на котором написано название этой песни. Посмотрите, ребята внимательно на эту надпись.
* (демонстрация первого кадра)
«Калека?» написано с вопросительным знаком. Автор, как бы сомневаясь, спрашивает у нас: «Действительно ли калека тот человек, о котором рассказывается в песне? Попытаемся вместе ответить на этот вопрос, узнав, кому посвящается песня. Поможет нам в этом материал Устного журнала «Се, Человек». (Слайд №1)
И сейчас мы открываем первую его страницу, которая называется «Удивительная находка». (Слайд №2)
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА
- Сигнал - музыкальная заставка (2).
На сцену выходят ведущие. На фоне музыки (3) звучат слова
Ведущий 1: . 1963 год. Югославия. Югославский искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в сербском селении Пурачиц, близ Тулузы, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев. И всё бы ничего, но учёного удивила надпись на оборотной стороне иконы сделанная по-русски, которая гласила:
Ведущий 2: «Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года». (Слайд № 3)
Ведущий 1: Здравко Каймакович написал о своей находке в Москву и через Государственный архив СССР получил подтверждение: иконописец – Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году – действительно был от рождения без рук и ног. (Слайд №4)
Ведущий 2: Руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов, узнав об удивительной находке, начинает переписку со Здравко Каймаковичем .
Ведущий 1: В одном из писем Здравко Каймакович написал, что сначала предположил, будто текст Журавлева на иконе является обманом, мистификацией. Поэтому радость его о том, что такой феномен, каким был наш земляк Журавлев, действительно существует, была огромной.
Ведущий 2: Здравко Каймакович пишет: «Преодолев жестокость природы, Журавлёв сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение». (Слайд №5)
Ведущий 1: Иконы Журавлёва и правда удивительны: и историей своего создания, и красотой, мягкостью письма, замечательным искусством и добротой, которой веет от них.
Ведущий 2: А наш современник - художник Кирилл Киселев так скажет о Журавлёве: «Многие художники имеют руки, ноги и здоровье только формально, а тратят свои возможности попусту. А Григорий Журавлев писал в классическом академическом стиле, самом сложном стиле живописи, при котором создать действительно духовный религиозный образ можно только живя жизнью, максимально приближенной к жизни святых, изображенных на иконе, и ему это удавалось».
Ведущий 1: Григорий от Бога – святой «богомаз», (на фоне музыки (3)
Лишь волей, талантом и жил!
Вот стойкости бы поучиться! Подчас
В душе не хватает нам сил…
Ведущий 2: Посмотрите ещё раз на икону, которая помогла воскресить в истории искусства имя нашего гениального земляка Григория Журавлёва. Так, благодаря удивительной находке миру вновь явился жизненный и творческий подвиг художника от Бога. (Слайд № 6)
- Сигнал – музыкальная заставка (2)
Учитель: Прозвучал сигнал, который говорит о том, что первая страница Устного журнала перевёрнута. Из неё мы узнали, как удивительная находка в Югославии вернула миру забытое имя талантливого художника, нашего земляка Григория Николаевича Журавлёва, родившегося в селе Утёвка в 1858 году. (Слайд №6)
Одна из строк песни Светланы Копыловой «Калека?» дала название новой странице нашего журнала. «Таким его уж создал Бог» - так она называется. (Слайд №7)
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
- Театрализованная сценка.
Звучит тихая музыка (4), слышен разговор. На сцену выходят герои – сродники Марии Журавлёвой.
1-я родственница: Ну вот, всё в баньке к родам готово. Натопили. Воду согрели, чистые тряпки и пеленки на лавке разложили.
2-я родственница: А не темновато там будет?
1-я родственница: Да я, чтоб светлее было, три масленых коптилки туда отнесла. Даст Бог, Марьюшка благополучно разрешится.
3-я родственница: А повивальную бабку Авдотьюшку позвали?
1-я родственница: Сразу же позвали. Как же тут без неё? В таких делах без неё ну никак. Почитай полдеревни на свет Божий родилось с её помощью.
3-я родственница: Ну, а если какая помощь самой Авдотьюшке. Одной то не сподручно будет.
1-я родственница: Так там и Дашка – еёная замужняя золовка. Специально пришла помогать.
2-я родственница: Да уж и Марьюшка наша не впервой рожает. Уж третьего ребёночка выносила. Родит. Вот только осталось немного подождать.
С криком забегает Дашка, все родственники поворачиваются к ней.
1-я родственница: Ну что там?
Дашка: ( всплеснула руками и заголосила)
2-я родственница: Что, Марьюшка померла?!
Дашка: (продолжая плакать) Да нет же!
3-я родственница: Ну не вой ты, дура, говори толком, наконец!
Дашка: Ребенок народился урод!
1-яродственница: Как так урод?
Дашка: А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.
2-я родственница: Как же это могло случиться? И девка наша Манька здоровая и крепкая как репка. Да и мужик ейный был как богатырь, а дите получилось бракованное?
3-я родственница: Пойдёмте у отца дьякона спросим. Пусть он нам растолкует, что делать то, как тут быть?
Звучит тихая мелодия (4), артисты уходят. На сцене появляются чтецы.
(Слайд №8)
Чтец 1: Батюшка, крестивший младенца, сказал: «Никто не знает, какой промысел Божий на нём. Может он вас всех ещё кормить будет». Так всё и случилось.
Чтец 2: Явившись на свет и без рук, и без ног,
Казалось, что был обречен...
Дразнили в деревне «пенек», «чурбачок»,
Но силою духа жил он!
Чтец 3: «Обрубок» Гришатка вдруг стал рисовать -
Такая досталась судьба!
«Подсолнушек мой», — так звала его мать.
Жалела всегда ребятня…
Чтец 4: Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра.. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: "Для моего будущего кормильца".
Чтец 1: И где бы братик и сестра не ходили, они везде возили с собой Гришу; который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами.
Чтец 2: Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро.
Чтец 3: А в свободное от учёбы время он рисовал, удерживая губами уголёк или кусочек мела. Старший брат, помогая ему в этом, посвятил свою жизнь развитию его способностей, а затем и реализации его художественного таланта.
Чтец 4 : По предложению барина Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей.
Чтец1: Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники.
Чтец 2: В храм православный он стремился: (Слайд №9)
Здесь пел на клиросе всегда,
Перед иконами молился,
Рассматривая образа…
Чтец 3: Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков.
Чтец 4: Летал душой, летал до звезд! (Слайд № 10)
Талантом жил… как жил – вопрос…
Не раскисал, тверда душа,
Он цену знал – жизнь хороша!
Прекрасен мир, в цветах земля,
И пенье птиц, леса, поля!
Не раскисай, живи, твори
И небеса благодари!
Чтец 1: В жизни Гриша всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Рос он весёлым, жизнерадостным мальчиком, как огонёк светил людям. На односельчан он не производил впечатления человека, обделённого судьбой, наоборот, отличался необыкновенной силой духа.
Чтец 2: Он силой духа обладал
Хотя ещё совсем был мал.
Он все невзгоды превозмог
Таким его уж создал Бог.
Чтец 3: Не хныкал, никогда не ныл,
Всем сердцем Господа любил.
Примером стать для многих смог.
Таким его уж создал Бог.
- Сигнал – музыкальная заставка (2)
Учитель: Прозвучал сигнал, и вторая страница Устного журнала перевёрнута. Как же дальше сложилась Жизнь Григория? Об этом нам расскажет новая страница, которая называется «Талантом жил». (Слайд №11)
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Чтец 1: Вместе со старшими братом и сестрой он ходил в школу. Научился так красиво писать, что учитель показывал его тетрадь другим учащимся как образец.
В родной Утёвке обучался (на фоне музыки (3) (Слайд № 12)
Сначала в школе приходской,
Характер, коим отличался,
Имел он радостный, живой –
Другой на жребий рассердился б,
Однако же Григорий сам
Святым и Господу молился,
О вдохновении прося –
Чтец 3: Со временем дошёл до князя
Слух про Григория талант,
Тот предложил ему в гимназии
Учась, уменье развивать…
Учился наравне со всеми
Со старшим братом и сестрой –
В свободное бывал он время
В иконописной мастерской:
Чтец 4: Первые свои уроки живописи он брал у Самарского художника Травкина.
Увидев первые рисунки,
Что смог он в детстве начертать,
Иконописец свет науки
Григорию стал открывать:
Брат доску покрывал олифой,
Затем слой грунта наносил,
Чтобы Григорий тонкой кистью
Здесь лик святой изобразил –
Чтец 1: Он мог работать над иконой
Подряд по нескольку часов,
И становилось невозможно
Кисть вынуть из его зубов:
Чтец 2: Когда же в селе построили большой Троицкий храм, роспись его доверили Григорию. Особенно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери давал силы на этот подвиг.
Чтец 3: В честь Троицы Живоначальной (Слайд №13)
В Утёвке был построен храм –
Григорий выразил желанье
Раскрасить свод и стены сам:
Чтец 4: Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола.
Чтец 1: Придумал он приспособленье,
На потолке чтоб рисовать,
Имея всё же продвиженье,
Спокойно, твёрдо чтоб лежать.
Чтец 2: Огромной верой и неимоверными усилиями воли он за несколько лет превратил сельский храм в шедевр русской иконописи, который прославил мастера на всю Россию.
Чтец 3: Когда в Утёвке храм открылся –
Народ творение узрел,
В тот день на праздник не явился
Григорий – сильно заболел:
От длительного напряженья –
Работы с кисточкой вблизи –
Существенно упало зренье,
И напрочь стёрлись все резцы;
Чтец 4: От этой работы на лопатках, крестце и затылке иконописца образовались болезненные кровоточащие язвы...
Чтец 1: На тело вышедшие язвы
Лечила старшая сестра
И много раз его страдальцем
Во Имя Бога нарекла…
С годами об иконописце,
Без рук творившем образа,
Домчалась слава до столицы,
Заинтересовав царя…
Чтец 2: И смог тогда Григорий в деле (Слайд №14)
Свою работу показать
Семьёю царь всею смотрели, –
Как мог Григорий рисовать.
Чтец 3: Наутро царь распоряженье
Отдал для будущих князей,
Чтоб получал вознагражденье
Григорий в двадцать пять рублей;
Ему чтоб власти передали
На пользованье жеребца,
Повозку летнюю и сани,
Чтоб выезжать он мог всегда.
Чтец 4: Очень скоро весть об удивительном художнике разнеслась не только в России, но и за границей. Приезжали в Утёвку многие, чтобы заказать картину или икону Григорию. (Слайд № 15)
В России и из-за границы
Желали у себя хранить
Утёвского иконописца
Иконы, Богу чтоб творить
Молитвы пред нерукотворным –
Написанным на Небесах,
Прекрасным Образом Господним,
Для всех прося о чудесах…
Чтец 1: Скажите, это ли не чудо
Жить радостно без рук, без ног?
Он силы брал свои откуда?
И духом как не падать смог?
Ответ – он Господа любил!
Он верил в жизнь! Талантом Жил!
- Сигнал – музыкальная заставка (2)
Учитель: Вот и перевёрнута последняя страница Устного журнала «Се, Человек». Но так не хочется прощаться. И сейчас мы попытаемся ответить на вопрос, прозвучавший в самом начале: «Действительно ли калека тот человек, о котором мы с Вами услышали в песне и узнали из устного журнала? Почему автор видеоролика, сомневаясь, ставит вопросительный знак после слова «калека»? Ведь толкование слова калека в разных источниках сводится к смыслу, что это человек увечный, лишенный какой-либо части тела, как безрукий, хромой, слепой и пр. вследствие болезни, несчастного случая, или от рождения. Как правило, находящийся на иждивении семьи, родственников. И, действительно, Григорий был рождён без ру и без ног. Почему же в случае с ним возникают такие сомнения?
И мы с ребятами, готовясь к этой встрече, нашли ответ на этот вопрос. Он в стихотворении Александра Малиновского, посвящённому Григорию Журавлёву и обращёнными к нам, живущим ныне.
Чтец 1: Душу безверьем свою выжигая,
Мы в одиночку, скорбя, выживаем.
Круговоротом забот своих мучимы,
Мы обезножили, мы обезручили.
Он же с рожденья без рук и без ног,
Крылья расправив, недуг превозмог.
Чтец 2: Лики святых рисовал он во храме,
Кисть он держал не руками — зубами. (Слайд №16)
Сколько приходит теперь помолиться,
У алтаря тем святым поклониться.
И я поспешу. В осияньи икон
В Троицком храме мой низкий поклон.
- Звучат колокольные перезвоны (6) и демонстрируется слайд с изображением Троицкого храма села Утёвка. (Слайд №17)
Учитель: На праздник Святой Троицы мы впервые приехали в Утёвку. Ещё подъезжая к селу, нас посетило удивительное светлое чувство радости, как будто нам предстояла встреча с очень близким человеком. И это чувство не покидало нас всю праздничную службу. Мы стояли изумлёнными в том самом храме, который был построен при участии Григория Журавлёва, с замиранием сердца вглядываясь в уцелевшие большие, полустертые фрески, от которых исходит свет нерукотворных икон. Непередаваемый уют тихой сельской церкви, располагал к светлой молитве. А после службы мы подошли поклониться к скромной могилке великого человека, которого язык так и не повернулся назвать калекой. Она на территории самого храма. Подойдя к могиле Григория Николаевича Журавлёва, мы увидели простой Православный крест небольшую табличку с надписью: «Се, Человек». Человек было написано с большой буквы. «Сильных людей судьба ставит на колени для того, чтобы доказать им, что они могут подняться, а слабых она не трогает — они и так всю жизнь на коленях». Да, Это был настоящий человек, сильный, Человек с большой буквы! К которому слова «калека» не имеют никакого отношения. (Слайд №18)
Звон колоколов (6) усиливается, затем микшируется, продолжая звучать лёгким фоном.
Учитель: В небе играло солнышко, шелестели листвой деревья и радостно пели птицы. На душе было светло и благостно. «Невозможное человекам возможно Богу» всплыли в памяти слова из Евангелия. Только вера даёт нам силы. Только вера помогает нам стать по-настоящему Человеком.
Чтец 3: В зубах непокорную кисть он сжимал.
До судорог в челюсти, слез.
Писал так иконы, что всех удивлял,
Душой улетая до звезд!
И кровь выступала в разбитых губах,
Язык распухал и болел…
Но сердце стучало и радость в глазах –
Иконы писать он умел!
Чтец 4: Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Возможно, судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края.
Учитель: Уже почти 100 лет нет с нами этого удивительного человека, талантливого художника, но его духовную помощь чувствуют многие. Об этом нам расскажут следующие Устные журналы. А сейчас вас всех, душу кого затронула история о жизни и творчестве Человека – Григория Журавлёва, приглашаю вместе с нашим вокальным ансамблем исполнить песню, с которой начиналась наша встреча.
- На сцене – вокальный ансамбль исполняет песню Светланы Копыловой «Калека»
- На экране демонстрируются слова песни на фоне слайдфильма о Григории Журавлёве.
Чтец 1: Господь даёт нам крест по силам,
Чтоб силу духа испытать.
И надо крест нести, как милость,
И не стонать, и не роптать.
Кому-то груз достался малый:
Крест самый легкий у него.
А он, ссылаясь на усталость,
Не хочет делать ничего.
Чтец 2: Кто, не познав большого горя,
Порой сдается без боев,
Пусть вспомнит он, как жил Григорий —
Иконописец Журавлёв.
Чтец 3: Он жизнь свою прожил без стона,
Его носили на руках.
Нерукотворные иконы
Писал художник на века.
Чтец 4: Писал без рук, как нам не снилось,
Как не сумеем мы с тобой.
И Божий гнев на Божью милость
Сумел сменить своей судьбой.
Людмила Краснова
Учитель: Большое спасибо всем, кто помогал нам в подготовке Устного журнала, всем кто принял в нём участие. Но мы не прощаемся с вами, а говорим лишь: «До свидания!» Потому что впереди нас ждут новые встречи, знакомство с новыми людьми, победившими судьбу, умеющими радоваться жизни несмотря ни на какие испытания. До новых интересных встреч на страницах наших Устных журналов!
Используемые ресурсы:
Александр Малиновский: «Моя книга о Григории Журавлеве завершится, когда я найду еще две иконы» - http://samara.bezformata.ru/listnews/zhuravleve-zavershitsya-kogda-ya-najdu/8268346/
Григорий Журавлёв: Утёвский живописец. Энциклопедия мужества «Не инвалид. Ру» - http://neinvalid.ru/grigorij-zhuravlyov-utevskij-ikonopisec/
Журавлёв, Григорий Николаевич. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%E0%E2%EB%B8%E2,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
И это всё о нём - http://изограф.com/?q=content/%D0%98-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D1%91-%D0%BE-%D0%BD%D1%91%D0%BC
Иконописец Григорий Журавлёв. Авторы-составители: Александр Малиновский, протоиерей Анатолий Копач. ООО «Книга», 2010.
Кисточка, послушная губам. Форум - http://art-nata.my1.ru/forum/20-110-1
Повесть о Григории Журавлёве. Православная газета «Благовестъ -http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?article=12340&heading=38
Свидетельство о чуде. Чистый интернет. LogoSlovoRru - http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3243/
Утёвский живописец Григорий Журавлёв. Россия в красках -http://ricolor.org/history/ka/ort_art/iconopis/masters/uttev/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт о человеке» Достоевского в контексте духовно-нравственного воспитания
Многие давно говорят о том , что произведения Достоевского сложны, непонятны современным школьникам.А как сформировать личность ответственную за себя и за то , что происходит в...
Учебно-методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию " Святой православный храм"
На Руси всегда было много храмов , и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются храмы, и вместе с тем врачуются души людей....
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»
Методическая разработка«Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Ярмарка" старший возраст
Цель мероприятия:Приобщение детей к культуре русского народа, его традициям, истокам.Задачи:- воспитывать интерес к обрядам русского народа.- знакомить с атрибутами данного праздника.- создавать настр...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию...
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»...