Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Купинского района специальная (коррекционная) школа-интернат №2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»
Разработчик: Шабалдина Е.В.
г. Купино 2022 г.
Введение
«Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви – ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства. Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий» Зеньковский В. В. Русский религиозный философ, педагог Зеньковский В. В. утверждал, что источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке. Воспитание является неотъемлемой частью культурной и исторической традиции народа. История России много веков неразрывно связана с историей христианской Церкви. Государство Российское – государство изначально православное. Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя Владимира, создавалась, укреплялась по духовным основаниям, прежде всего православия, история нашего государства – это суть истории православия. В настоящее время, подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Для любого русского, и не только, понятие о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходят из православной веры. Именно православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно – нравственного просвещения.
Основная часть
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Цель духовно-нравственного воспитания в образовательном учебном учреждении проявляется в:
- формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
- взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
- закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
- воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
- умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
- культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:
1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.
2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к
святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).
4.2. Культуры их выражения вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями
4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
4.4. Развитию эмоциональной децентрации воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).
4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.
5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в детстве , а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример. Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки , учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности школьников является художественная литература. При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка. Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?
- Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
- Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
- Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
- Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.
Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги, механизм нравственного воспитания?
- Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
- Существование формы мягкого доверительного воздействия.
- Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.
В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:
Период раннего детства
- Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
- Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.
Ребенок дошкольного возраста
- Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
- Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.
Средний школьный возраст
- Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
- Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
- Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
- Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.
Старший школьный возраст
- Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.
Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Содержание и формы работы следующие:
- Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Современная педагогика ищет новые пути в воспитании у детей нравственности. Большинство педагогов склонны считать, что нашему обществу необходимо вернуться к старой, народной педагогике, к системе духовных ценностей, которые дает христианство, православие в частности. Сейчас уже существуют воскресные школы, проводятся библейские чтения, возникают центры христианской духовной культуры. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности. В программе по духовно – нравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Для реализации программы предлагаю следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
-Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
-Проведение совместных праздников.
-Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
-Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
-Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями.
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- Лекторий для родителей;
- Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- Вечера вопросов и ответов;
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- Индивидуальные консультации специалистов;
- Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- Экскурсии;
- Визиты домой;
- Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
- Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- Совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
- Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ. Ведущую роль в становлении личности ребенка-школьника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".). На мой взгляд формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это и студийные занятия, и цикл бесед и прикладное творчество, но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Формирование духовных ценностей помогает расширять детскую познавательную инициативу в семье. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку знания о традициях в семье. Во-вторых, привлекает внимание к истокам отечественной культуры, как средства духовно – нравственного и эстетического развития личности. В-третьих, расширяет базу знаний о православных обычаях, календарных праздниках и традициях русского народа.
Заключение
В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться именно с раннего возраста, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России. норм общественной жизни. Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Список использованной литературы
1.Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002
2. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург, Санин, 2004.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования».
4.Шевченко Л.Л, Добрый мир. Православная культура
Методическое пособие М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.
5.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.
6. Нравственное воспитание школьников (школьного возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.
7. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании школьника. – М, - 1987.
8. Эмоциональное развитие школьника (под ред. А.Д. Кошелевой). М., 1985.
9.Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая статья о духовно - нравственном воспитании учащихся
Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности....
Устный журнал "Се, Человек". Методическая разработка по духовно нравственному воспитанию
Методическая разработка посвящена жизненному и творческому подвигу удивительного художника Григория Журавлёва. Предлагаемый материал излагается в форме устного журнала, рамки которого позволяют учащим...
Учебно-методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию " Святой православный храм"
На Руси всегда было много храмов , и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются храмы, и вместе с тем врачуются души людей....
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»
Методическая разработка«Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Ярмарка" старший возраст
Цель мероприятия:Приобщение детей к культуре русского народа, его традициям, истокам.Задачи:- воспитывать интерес к обрядам русского народа.- знакомить с атрибутами данного праздника.- создавать настр...
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»
Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»...