«Опыт о человеке» Достоевского в контексте духовно-нравственного воспитания
статья по литературе (11 класс) по теме

 Многие давно говорят о том , что  произведения Достоевского  сложны, непонятны  современным школьникам.А как сформировать личность ответственную за себя и за то , что происходит вокруг , если уже в юном возрасте не размышлять о важнейших категориях бытия , о которых писал Достоевский. Это статья - размышление учителя , основанное на опыте преподавания произведений  Достоевкого в школе. Часто именно уроки литературы становятся для некоторых подростков первым опытом размышления о человеке и мире .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dostoevskom.odt29.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт о человеке» Достоевского в контексте духовно-нравственного воспитания

 В чём сущность гуманитарного образования, частности  литературы:  в установлении этических и осмыслении  основных эстетических категорий .Личность складывается  во многом из отношения человека  к главным вопросам бытия :  жизни, любви, смерти, искусству, природе, свободе.  

          Часто  именно уроки литературы для  некоторых становятся первым опытом размышления о человеке , о себе . Общеизвестно ,что молодые люди  тоскуют по общению, боятся быть одни, часто им нечего сказать не только друг другу , но и самим себе, не о чем подумать. Общение на уровне быта не может  прояснить им бытие .    Авторы  одной из статей  о Достоевском назвали его творчество «опыт о человеке»  по аналогии с произведением английского поэта-просветителя  18 века Александра Попа «Опыт о человеке» .  

 Что же такого  таинственного писатель узнал и поведал  нам о своих  современниках и нужен ли этот опыт сегодня ? «И стал разгадывать и вдруг увидел какие- то странные лица …вполне прозаические фигуры, вовсе не Дон  Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники…».  («Петербургские сновидения в стихах и прозе»)

      Актуален ли для современных учеников   опыт писателей 19 века? Как ни странно покажется , но психологи  говорят  о том, что  в подростковом  периоде ребята нуждаются в  нравственных  императивах. Именно литература 19 века, где авторы  чётко различают понятия добра и зла, предлагает  некие   идеалы поведения .Кроме того, это возраст, когда   востребован  у молодёжи герой, настоящая сильная личность , которая , кстати, может быть как со знаком плюс , так и со знаком минус: а герои наших писателей  нон –конформисты:  от Чацкого до Пьера Безухова  и Андрея Болконского. Осмысление  их жизненного  опыта сокращает  опыт ошибок.

Конечно , я далека от мысли , что изучение литературы напрямую корелируется с поведением человека, что,  прочитав  о плохих и хороших людях,  ребята  будут застрахованы от ошибок. Бывает в опыте учителей дети пишут хорошие сочинения, как надо, говорят правильные слова, которые хочет услышать  учитель, а в жизни  поступают совсем по-другому .Мы взрослые тоже знаем ,как правильно , в силу разных причин ошибаемся.  Конечно, люди слабы,  дети не опытны, но  нравственные вешки всё-таки должны быть расставлены с юности.

           Писатель предлагает  собственный опыт познания мира через образы, которые в свою очередь способны формировать   личностное  отношение  человека к важнейшим  сущностным   категориям  . Литература как вид искусства ограничена областью души . Конечно , это пространство настолько обширно  , что  в обозримом времени , наверное , не исчерпает  предназначенное ему. Но Достоевский –один из немногих русских писателей , который смог возвысится до   сфер , где душа соприкасается с духом . В силу своеобразия таланта  и личной судьбы творчество Достоевского  стало синтезом   философского, религиозного  и художественного познания мира и человека , т.е. синтез  основных путей  познания мира(образного, научного и религиозного). Безусловно, это очень объёмный и во многом полный взгляд на мир  и человека, но  не лишённый     противоречий .В этом опыте интересно следующее . Изображённое художником имеет конкретный характер, но без достаточно глубокого анализа, философ глубоко анализирует некоторые стороны жизни, но даёт лишь систему отвлечённых истин о них. Достоевский не только соединил  эти два взгляда, но и  воплотил в своих произведениях  своё  понимание Божественной истины .

      Может в  силу уникальности этого опыта к Достоевскому много претензий как к художнику : неубедительность образов  , стилевые ошибки, невыстроенность  религиозной системы. Но главное, что  христианское миропонимание Достоевского   запечатлело  не только нравственный, но и духовный опыт. Если мы будем говорить только о нравственных ценностях, то все они будут только относительным добром . Если Бога как первичной всеобъемлющей ценности нет, то внутри мира нет абсолютных ценностей. Каждая  личность и каждый творимый ею поступок будет только относительным добром, т.е.  добром для данного лица. В таком мире и красота относительна, и нравственное добро : у разных сословий , у разных народов, в различные эпохи -различное считалось  добродетелью без всякой возможности  свести все эти различия  к единству. Или говоря словами  Дмитрия Карамазова: « Меня  Бог мучит . Одно только это и мучит .А что как его нет? Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен будет?, кому гимн воспоёт? У меня одна добродетель, у китайца другая –вещь, значит, относительная. Или нет?»

     

  .

 В романе  "Преступление и наказание"   цитируется Священное Писание,  Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря, о нём упоминает Порфирий Петрович .М.М.Дунаев доктор богословия, доктор филологических наук, профессор МДА отмечает: « Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепровождение, хотя бы и в том обретались порой блёстки оригинальных идей». Не понятен  будет и финал романа , а значит  и весь художественный замысел. Набоков  в статье «Фёдор Достоевский», обвиняя писателя  в эстетической  безвкусице ,пишет о том , что герои Достоевского не меняются , и такой сложившийся характер ,который «разбирает в своей статье   фашистские идеи о делении  людей на толпу и сверхчеловека» не переродится к новой жизни , как сообщает нам автор на последней странице романа, либо такой герой не мог стать убийцей. «Понимая слабость своей позиции Достоевский  притягивает всевозможные  мотивировки , чтобы подтолкнуть Р к пропасти преступных искушений» , говоря  о его бедности , гордости, распространении материалистических  идей. В том и дело , что перед нами , безусловно, православный писатель, пишущий о духовных проблемах.

 Всю историю преступления Раскольникова Достоевский рассказал, по словам Дунаева, так, как изображают зло христианские подвижники, тонкие наблюдатели душевной жизни, говорящие о "приражении" дьявола, присоединяющего свою силу ко всякому тёмному пятну в душе человека. Как только у Раскольникова возникло убеждение, что необыкновенные люди имеют право на преступление, как будто какая-то невидимая рука стала подсовывать ему даже и внешние впечатления и условия, ведущие к осуществлению убийства. Когда Раскольников открыл свою тайну Соне, она сказала ему: "От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал". Раскольников согласился с этим: "Я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил". Достоевский не снимает вины с человека, даже сознавая дьявольское развращающее влияние: волю  сам же человек и даёт лукавому. Раскольников    по собственному произволению  туда перешагнуть смог, а обратно — не под силу. Ибо когда человек переступает некую черту запрета, он насилует собственную природу, нарушает онтологически заложенные в его натуру законы человеческого бытия.  Он не может сам ничего. Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть её, смиренно признать своё бессилие. Лазарь не может воскреснуть сам . Но "человекам это невозможно, Богу же всё возможно" (Мф. 19,26).

 Воскрешение Лазаря есть величайшее чудо, совершённое Спасителем в Его земной жизни. Такое чудо было возможно лишь Богу, но не человеку.  Неверие в достоверность этого события есть неверие не просто в чудо, но — в Бога. Ф. М. Достоевский. В уста беса в "Братьях Карамазовых" Достоевский влагает следующие знаменательные слова: "По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать, – о, слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог... а ему "все позволено"... Для Бога не существует закона! Где станет Бог – там уже место Божие! Где стану я, там сейчас же будет первое место... "все дозволено" и шабаш!" .  

      Человек же, мирским своим разумением, может воспринимать внешнее  благополучие как добро. Соня   полагается только на Промысел, ибо бессознательно чувствует: человек слишком готов ошибиться в своём восприятии доброго и злого. Раскольников и руководствуется  изнаночной логикой. Для гордого рассудка невместимо, что в подобном смирении, в немощи такой человеку требуется несопоставимо более силы внутренней, чем в активном проявлении своевольной гордыни его.

        В  статье о Достоевском Набоков пишет «Мне претит , как его герои « через грех приходят ко Христу», или по выражению Бунина, эта манера Достоевского « совать Христа где надо и не надо». Убеждённость писателя, что только физическое страдание и смирение  исправляют душу человека, просто вызывало негодование, брезгливость  Горького , считавшего , что страдания  унижают человека.  объяснял, что после ссылки бунтарь и свободолюбец стушевался, утратил свою при родную непосредственность. Но  религиозный  и художнический взгляд Достоевского сходятся к тому, что  смирение не унижает человека, а, напротив, ставит его на твердую почву честного, реалистичного взгляда на себя, благодаря которому только человек видит себя таким, каким он является на самом деле. Оно есть свидетельство великого мужества человека, не убоявшегося встретиться с самым грозным и неумолимым соперником – совестью своей. Для самолюбивого и тщеславного это не под силу.

Размышляя над Достоевским  в контексте духовно-нравственного воспитания ,хочется подчеркнуть  важную роль , которую играют уроки литературы.  Человек чаще узнаёт грех в другом , если имеет такой грех в себе самом, но как только он узнаёт его в другом- познаёт его и в себе. Пока не освобождается, но уже знает.  А это всегда мучительно. Оттого-то многие и не хотят читать про "тёмные" стороны бытия: в себя заглянуть страшно.

"Ни в каком устройстве общества, – писал он, – не избегнете зла... душа человеческая останется та же... ненормальность и грех исходят из нее самой". Человек обречён на выбор между добром и злом, но он усугубляется  ещё различными пониманиями добра и зла, и путь здесь у человека, по мнению Достоевского  только к Богу, как абсолютному добру. Зло есть то в человеке, что препятствует пониманию этого.

      Русская классическая литература как вода , которая находит куда течь ,сама по себе спасает душу. Думаю, что русская классика и есть курс духовно-нравственного воспитания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Устный журнал "Се, Человек". Методическая разработка по духовно нравственному воспитанию

Методическая разработка посвящена жизненному и творческому подвигу удивительного художника Григория Журавлёва. Предлагаемый материал излагается в форме устного журнала, рамки которого позволяют учащим...

Патриотическое воспитание на уроках математики в контексте духовно-нравственного развития учащихся

Материал содержит текст и презентацию выступления на окружной педагогической конференции....

Материалы Международной научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания» г. Арск

Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь?  Чем поделиться с учителем-другом, работающим, ...

«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания»

Данный материал будет полезен для преодавтелей  духовного краеведения Подмосковья....

Педагогический опыт по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы педагога по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»....


 

Комментарии

В чём сущность гуманитарного образования, частности литературы: в установлении этических и осмыслении основных эстетических категорий .Личность складывается во многом из отношения человека к главным вопросам бытия : жизни, любви, смерти, искусству, природе, свободе.
Часто именно уроки литературы для некоторых становятся первым опытом размышления о человеке , о себе . Общеизвестно ,что молодые люди тоскуют по общению, боятся быть одни, часто им нечего сказать не только друг другу , но и самим себе, не о чем подумать.