Рабочая программа туристического кружка "Турист"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Бочкарев Юрий Савельевич

Цель занятий в туристическом кружке – приобретение навыков спортивного туризма, краеведения, привить любовь к природе, родному краю, бережное отношение к окружающей среде.

 

 

 

Задачи программы:

 

§     Образовательные: формирование навыков пешеходного туризма, краеведения

§     Воспитательные: воспитание у детей интереса и уважения к традициям своего народа, любовь к природе.

§     Развивающие: укрепление здоровья детей и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_turisticheskogo_kruzhka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             Утверждаю:

                                                                                                                                       Директор МБОУСОШ №5

                                                                                                                                                     Гапоненко А.И.      

МБОУ СОШ №5

                                                                                                                                               

руководитель: Бочкарев Ю.С.

2014/15 уч. год

Календарно-тематический план туристического кружка «Турист»

№ п\п

Тема

Часы

ЗУН

1

Вводная часть

Сентябрь

1

Знать, уметь читать спортивные карты, топографические знаки. Знать направление сторон света. Уметь определять стороны света с компасом и без, по наручным часам, звездам и т.д.

Уметь определять азимут.

Научиться вязать туристические узлы.

2

Знакомство с топографическими и спортивными картами.

Сентябрь

2

3

Изучение топографических знаков, карт, условных знаков.

Октябрь

3

4

Компас. Определение сторон света с компасом.

Октябрь

1

5

Определение сторон света без компаса.

Ноябрь

1

6

Практическое занятие с компасом. Определение азимута.

Ноябрь

2

7

Вязка туристических узлов.

Декабрь

4

8

Работа с туристическим снаряжением: грудная обвязка, беседка.

Декабрь

2

9

Переход по бревну с наведением перил.

Январь

4

10

Прохождение по болоту по кочкам, гати.

3

Оказывать первую медицинскую помощь, уметь изготовлять носилки. Правильно подниматься и спускаться по крутому склону с применением туристического снаряжения

Переправляться по навесной переправе с самонаведением, устанавливать и собирать палатку.

11

Оказание первой медицинской помощи.

Февраль

2

12

Переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных средств.

Февраль

2

13

Подъем, траверс и спуск по склону с наведением страховки.

Февраль

6

14

Практические занятия по ориентированию в лесу и парковое ориентирование.

Март

4

15

Занятие по ОФП.

Март

4

16

Навесная переправа.

Март

2

17

Самонаведение и снятие навесной переправы.

Апрель

8

18

Прохождение КТП (практическое занятие).

Апрель

4

19

Установка и сборка палатки.

Апрель

2

20

Подготовка к районному туристскому слету (тренировки по ориентированию, КТМ и туристской технике).

Апрель

6

21

Ориентирование по заданному маршруту, по легенде, азимутальный ход.

Апрель

2

22

Тренировка по ориентированию по цветной карте на оз. Щучьем

Май

1 день

23

Туристский поход совместно с группой экологов

Май

2 дня

24

Подготовка к районному туристскому слету (тренировки младшей и старшей групп).

Июнь

ежедневно

Пояснительная записка

              Занятия спортивным ориентированием и туризмом содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, играют важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.

         Основные задачи , которые ставит перед собой руководитель, следующие: привлечь ребят к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки;  обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного ориентирования; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена ориентировщика.

             Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это способствует популярности спортивного ориентирования

           Если совсем еще недавно  в соревнованиях по спортивному ориентированию успехов добивались в основном спортсмены, имеющие лишь хорошую физическую подготовку, то сегодня – при высоком уровне насыщенности карты и технической сложности карты – не удается победить, не имея прочного фундамента топографической подготовки. Это обязывает руководителя кружка не только научить юных ориентировщиков быстро и правильно читать карту (т.е. уметь видеть за условными знаками действительную картину местности), но и привить им навыки тактического мышления, умение быстро принимать правильные решения на трассе. Гибкость тактического мышления и хорошая топографическая подготовка дают спортсмену возможность получить более полную информацию о местности, быстро переработать ее в условиях соревнований, добиться хороших результатов.

           

 Цель занятий в туристическом кружке – приобретение навыков спортивного туризма, краеведения, привить любовь к природе, родному краю, бережное отношение к окружающей среде.

Задачи программы:

  • Образовательные: формирование навыков пешеходного туризма, краеведения
  • Воспитательные: воспитание у детей интереса и уважения к традициям своего народа, любовь к природе.
  • Развивающие: укрепление здоровья детей и творческих способностей учащихся.

Основы туристских навыков

На первом этапе обучения мы имеем дело с детьми 11-12 лет. Это школьники младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. Мы убеждены, что на этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в классе организуется творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору краеведческого, исторического, материала, а так же фольклора.

Практические занятия.

Топографические и спортивные карты.

Должны знать:

  • Топографические знаки цветных и черно-белых карт,
  • масштаб карты,
  • бергштрихи.

Должны уметь:

  • Определять расстояние по карте,
  • масштаб карты, определять азимут,
  • точку стояния,
  • определять стороны света с компасом и без него,
  • высоту холма

Медицина

Должны знать:

  • лекарственные травы
  • что необходимо делать при различных травмах

Должны уметь:

  • оказать первую доврачебную помощь
  • правильно изготовить носилки из подручных средств
  • наложить повязку или шину
  • применять лекарственные травы

Узлы

Должны знать:

  • туристические узлы
  • назначение узлов

Должны уметь:

  • применять узлы
  • комбинировать узлы

Техника пешего туризма

Должны знать:

  • технику навесной переправы
  • технику наведения переправы по бревну
  • технику подъема, спуска и траверса по склону

Должны уметь:

  • наводить навесную переправу
  • наводить командную и самостраховку
  • применять туристическое снаряжение
  • правильно организовать полиспаст
  • проходить по болоту с применением гати

Походы

Должны знать и уметь:

  • применять полученные знания на практике
  • правильно ставить палатку
  • уметь вести дневник похода
  • рассчитывать собственные силы
  • правильно упаковывать рюкзак
  • составлять карту маршрута

Краеведение

Должны знать:

  • историю родного края
  • топонимику проходимого маршрута

Должны уметь:

  • собирать краеведческий материал
  • систематизировать собранный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа туристического кружка

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без  ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей про...

Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма

Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.  Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...

Программа туристической секции «Пеший туризм»

Рабочая программа для организации школьной туристической секции или кружка....

Рабочая программа проекта по географии для "Школы будущего десятиклассника" "Оценка туристических ресурсов Владимирской области""

Проект "Оценка туристических ресурсов Владимирской области" реализуется в рамках школьного лагеря "Школа будущего десятиклассника", расчитан на 5 часов. Цель курса: помочь школьникам с выбором профори...

рабочая программа туристического кружка

рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Туристическое турне Париж- Москва- Крым"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку по...