Мастер-класс по ОПК
учебно-методический материал на тему

Очак Анна Леонидовна

Мастер-класс по ОПК рассчитан на целевую аудиторию. О Павле Таганрогском, о Добре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.24 КБ
Файл master.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы «Подвиг».

Ход   занятия

  1. Организационный  момент: приветствие

       Предыдущий  урок в системе обучения «Основам православной культуры», был  посвящён  теме  принятия  христианства  на  Руси. Мы  говорили о  том,  как   православная  вера  преображала людей,  наполняла  их  жизнь  смыслом, что  люди  на  Руси,  вчитываясь  в  Евангелие,  стремились  к  святости. И  за  это их  стремление Русь  стали  называть  Святой  Русью. В  каждом  поколении  появлялись  люди,  которые,  совершая  каждодневный  подвиг,  вели  подвижническую  жизнь. На  наш  взгляд,  тему   святости,   подвига,  подвижничества   можно  рассматривать  на  примере  жизни   святого   блаженного   Павла   Таганрогского.  

 

  1. Цели

     Тема  нашего  занятия:  Подвиг.

Цель: на   примере   жизни   святого   блаженного   Павла   Таганрогского   показать     жертвенную,   подвижническую    сторону    подвига.

Подвиг – типично  русское  понятие,  трудно  переводимое  на  другие  языки.  А  задумывались  ли   мы   когда-нибудь  о  том,  что  такое  подвиг?  Какой   смысл  изначально  вложен  в  это  понятие?  Каким  должен  быть  человек, совершающий  подвиг?   

 

  1. Работа с текстом учебника и словарём.

1.Давайте    попробуем   подобрать   однокоренные   слова  к  слову  подвиг. (Ответы  групп, приём «Мозговой штурм»).

Движение,  двигаться,  подвигать, подвижка – в ряду этих слов В.И.  Даль в своём  словаре  помещает  слово  подвиг. (Учитель  называет  слова  и  одновременно прикрепляет  таблички  с  этими  словами  на  доску  или  записывает  предположения  учащихся, которые  остаются  до  конца  урока).

2. А теперь  обратимся   к  учебнику (урок  19, стр.62)  и   найдем   ответ  на  вопрос:   что  же  такое   подвиг. (Ответы  учащихся). 

Подвиг – это  движение,  постоянная  борьба  с  собой.  В  православном  понимании главным  содержанием  подвига  является  постоянное  и  неуклонное  движение  к  сердечной  чистоте  и  великодушию,  кротости  и  милосердию. Там, где  есть  подвиг,  там  всегда  есть  жертвенность.

3.Вновь обращаемся  к учебнику  и  находим   толкование  слова  «жертва»  (Ответы  учащихся).      4.Человек жертвует своими  капризами, переступает  через  свой  эгоизм, значит,  он  идёт

путём  подвижничества.  Найдите в тексте  учебника ответ  на  вопрос:  кто  такой  подвижник. (Ответы  учащихся).

     5. Давайте найдём значение слова «Подвижник»  в толковом словаре С.И. Ожегова. (Ответы  учащихся). 

4. Введение в групповую работу.

    Итак, вы   получили  представление  о  том,  что  такое  подвиг и что он не может  быть  без  подвижничества  и  жертвенности.  Цель  сегодняшнего  нашего  занятия  –  на  примере   жизни   святого  блаженного   Павла  Таганрогского   показать     жертвенную,   подвижническую   сторону   подвига.  

   Среди  имён  подвижников  и  великих  святых, которых  дал  русский  народ,  мы  с гордостью  называем   имя  человека, чей   жизненный    путь   является   уникальным.   Это святой  блаженный  Павел  Таганрогский  (в миру  Павел   Павлович    Стожков),  совершивший   свой  христианский   подвиг  в   непростое   для   нашей   страны  время.

         Он  поселился  в  Таганроге   в  1825  году  и  прожил  в  нём  большую  часть своей  жизни.   Для  многих  это   просто  старец,  живший   в  маленьком   домике,   называемом  “кельей”, носивший    простую    крестьянскую   одежду   и   говоривший    простым   народным   языком.  Но  многие  ли из нас задумывались:  

  •  Почему  сын  богатых  черниговских  дворян раздает  полученное  от  родителей  наследство и отправляется десять лет странствовать по монастырям?  
  • Что   произошло  в   его  душе,  когда  он  осознал, что   является   сыном   земли,

именуемой   Святая   Русь?  

  • Почему  он  поселился  в  Таганроге?  
  • И   почему   Церковь  прославила  его  в  лике  святых?  

На эти вопросы  нам  предстоит  ответить,  составив  жизнеописание   святого блаженного  Павла Таганрогского. 

Урок    основ   православной    культуры   предполагает   различные  виды    работы   с     текстом.  На  этом  уроке  уже  была  представлена  исследовательская  работа  с  текстом  учебника,  а  теперь   ребятам  предстоит самим  составить  текст.  Необычная   тема   урока   помогла  мне  найти   новый  приём   составления  текста    –  «Собери  радугу».  Это  групповая  работа,   для  выполнения  которой    каждая  группа  получает  вопросы  и  весь  текст, разбитый  на  отдельные  отрывки,   которые  напечатаны    на     цветных   листах  бумаги,  соответствующих   цветам  радуги. Работая  с  текстом,   учащиеся  находят  тот  отрывок,  где  содержится   ответ  на  вопрос, зачитывают  предложение с ответом  и  прикрепляют  его    на  доску.

 5. Работа  в  группах.

Для  работы  группам  предлагается  8  вопросов.  В данном случае  у нас  две  группы, поэтому  каждая  получает  по  4  вопроса и текст,  разбитый  на  отдельные  отрывки.   В   классе,   обычно,  4  группы,  и  тогда  у  каждой  по  2  вопроса  для  работы.  

Первая  группа

1. Кто   заронил  в  сердце  Павла  Павловича   первые  семена  веры  и  благочестия?  Что  говорил  подвижник   Павел,   вспоминая   о  своих   юных  годах?

2. Как   поступил   Павел   Павлович   Стожков  с наследством,  полученным  от  отца?  Что в этом уникального?

Вторая  группа

3.Зачем  старец  Павел  уходит  из  родительского  дома?

4. Почему Блаженный  Павел  местом  своего  жительства  выбирает  Таганрог?

Третья   группа

5. Как  со  временем  вокруг  блаженного   Павла  сплачиваются  христиане?

6. Как  жил   старец  Павел,  оставив  тяжелые  труды  в  порту  и  поселившись  в  маленьком  доме   в  Депальдовском  переулке?

Четвёртая  группа

7. Как молитва Павлу блаженному помогла паломникам выстоять в сильную бурю на Чёрном море? Что сами паломники рассказывали об этом?

8. Блаженный  старец  Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым» и прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст»…  Подтверждает ли   народное   почитание   Божия   угодника,  спустя  много  лет,   эти  слова?

Когда  ответы  на  вопросы  будут  найдены, учитель поочерёдно  приглашает каждую  группу  к  доске, зачитывает  вопрос, а  группа отвечает  и  прикрепляет  ответ  на доску.

           

Собирая  рассказ,   каждый   ребёнок    на  первоначальном  этапе  просматривает  весь  текст,  чтобы  найти  ответ  на  заданный  вопрос,  а  затем  на  заключительном  этапе    воспринимает   текст  целиком.

Итогом   групповой   работы   становится   составленное   учащимися  жизнеописание   святого  блаженного  Павла  Таганрогского,  которое  на доске  собирается  в  «радугу».       

В  конце  работы  учащиеся  получают  буклет  с   текстом  и  вместе  с  учителем  читают  его  полностью.  

Полученный   ребятами  буклет – это:

- результат  их  коллективной  работы  на  уроке;

- возможность   ещё   раз   дома   вместе  с  родителями  перечитать  текст.

6. Приём «Ключевые слова» (работа в парах).

На  данном  этапе  урока  мы  предлагаем  использовать  приём  «Ключевые  слова».  Учащиеся  получают  заданные  3-5  слов  и  с  их  помощью  составляют  текст  (2-3  предложения),  который  может  выступать:  предположением,  пояснением,  итогом  изучаемой  темы.  В данном  случае  - это  текст-итог.

Начиная  работу  по созданию  жизнеописания  святого  блаженного  Павла  Таганрогского,  мы  поставили  перед  собой  цель на  примере  его  жизни  показать  жертвенную,   подвижническую    сторону    подвига.  Теперь,  опираясь  на    составленный   текст  и понимание  значения  слов  подвиг, жертва, подвижник, давайте  ответим  на  вопрос:  Можно  ли  жизнь   святого   блаженного   Павла   Таганрогского   назвать   подвигом?   (Ответы  групп).

Обратимся   вновь   к  составленному   нами   жизнеописанию   Павла  Таганрогского.

Как бы  вы  его  назвали?  Подвиг  длиной  в  жизнь  

Внесём  это  название  в  буклет. ( Учащиеся  вписывают  название  в  буклет).

 

        Жизнь  блаженного  Павла  Таганрогского – это подвиг  длиной  в  жизнь, потому  что  он  жертвовал  материальными  благами без  принуждения и сожаления. Он   был  подвижником, испытавшим  лишения  ради  достижения высокой  цели – служение  Богу  и  людям.

        

7.  Демонстрация видеоряда.

Материалы  интернета,  использованные  в  подготовке  урока

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://krotov.info/history/19/56/pavel_tag.htm

 http://my-credo.ru/?page_id=147

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1129

http://palomniki.su/piligrimages/2011/04/17133.htm



Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы: «Зачем творить добро?»

 

Чем глубже мы погружаемся в курс «Основы православной культуры», тем чаще задаемся традиционным учительским вопросом: «Чему учить и как учить?», что вполне естественно, поскольку предмет новый, а значит, вместе с детьми (младшими школьниками и подростками) постигаем его и мы, учителя.

Выбрав тему урока для мастер-класса, была убеждена, что смогу раскрыть ее ярко, полно. Однако первая версия учебного занятия меньше всего напоминала урок «Основ православной культуры» - по всему узнавался урок этики. Так родилась идея мастер-класса: урок «Основ православной культуры»: от проблемы к открытию.

Очевидно, что урок «Основ православной культуры» и урок светской этики не одно и то же. В чем существенная разница? Мне бы хотелось услышать ваше мнение.

Выслушиваю мнения участников мастер-класса

К обсуждению этого вопроса в контексте требований, разработанных творческой группой педагогов и управленцев (приложение), мы вернемся на этапе рефлексии. Нам предстоит ответить на вопрос: удался ли урок по предмету «Основы православной культуры»?

На ознакомление с требованиями дается 3 минуты

Еще одна проблема, обнаружить которую позволяет даже незначительный опыт, – неумение учителей работать с текстом учебника, читать его глубоко и осмысленно. Причин много: содержание учебника не вполне понятно, на вопросы учеников не всегда могу ответить и т.п. Проще обойти новое содержание, опереться на светскую литературу и жизненный опыт, что тоже уводит от урока «Основ православной культуры» и его смыслов и целей в контексте ценностей православия. Исходя из этого, предлагаем еще одну идею мастер-класса: «Учусь и учу детей читать учебник».

Воплощение этих идей продемонстрируем на фрагменте урока по теме: «Зачем творить добро?» (о мотивах доброделания в православии). Автор учебника подчеркивает разницу в понятиях: добро и доброделание. Добро - абстрактное понятие, доброделание - делание добра, добрые поступки. Цели моего урока таковы:

- сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан;

- актуализировать собственный опыт и помочь понять мотивы доброделания православных христиан;

- мотивировать детей к диалогу о мотивах доброделания православных христиан;

- формировать умение работать с текстом учебника.

Мы понимаем, что это цели учителя. Цели для обучающихся представлены в параграфе учебника. Каков авторский комментарий данной темы? Автор предлагает идеи, осмысление которых должно быть организовано на протяжении трех уроков: мотивы доброделания - благодарность и подражание Христу, духовная радость, чудо в жизни христианина и страх перед Божьим судом. Данный урок посвящен первым двум: подражание Христу, благодарность за его подвиг и особая духовная радость.

Обращаю ваше внимание на то, что тема урока сформулирована в виде вопроса. И мне, как учителю, важно, чтобы этот вопрос «зацепил» ученика. Как я это сделаю? Вариантов много. Можно поразмышлять с ребятами о том, кто задает этот вопрос, кому он адресован; можно начало урока сделать красочным и запоминающимся. Например, с помощью слайд-фильма, который займет всего 2 минуты, но создаст особый настрой.

После просмотра слайд-фильма я обращу внимание учеников на ключевые слова песни, прозвучавшей в фильме: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». А зачем нужно идти дорогою добра? Я знаю, что в пространстве светской этики убедительного ответа на этот вопрос нет, есть только призыв: «Делайте добро!» Поэтому я поведу детей в пространство православной культуры. И поможет мне в этом учебник. Как работать с ним? Ответ предлагает сам автор учебника: «Читайте учебник как текст с гиперссылками». Что мы и попытаемся сделать.

Понять мотивы доброделания нам поможет легенда об апостоле Петре. Прежде чем приступить к ее чтению и осмыслению, необходимо подготовить учащихся к восприятию легенды. Учебник поможет нам в этом. Нужно лишь выделить ключевые слова и понятия, работающие на цели урока. Увидеть и обратить на них внимание детей. В 1-ом абзаце - это золотое правило этики. Оно было введено на 13 уроке – мы можем вернуться к нему с помощью гиперссылки. Обязательно поговорим о том, что появление золотого правила этики можно назвать вселенским событием, что все люди, живущие по этому правилу, добрые, о том, что не все среди них христиане. Зададимся вопросом: чем христиане отличаются от просто добрых людей? И найдём ответ: «Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем».

Видите, как много можно сказать о золотом правиле этики. Это и есть чтение с гиперссылками.

Следующую гиперссылку можно использовать при осмыслении основного мотива доброделания - благодарность за подвиг Христа. За что христиане благодарны Христу и почему стремятся подражать ему? Можем вернуться к 7-му уроку, на котором говорили о подвиге Христа, значимости его жертвы, мотивах этого поступка.

Центральная часть урока - легенда об апостоле Петре.

Чтение этой Легенды необходимо предварить еще двумя гиперссылками: апостол Петр и Рим в 1-м веке новой эры. Кто такой апостол Петр - вспомнить поможет материал урока №10 или ссылка на интернет-ресурс. Возможно, рассказ об апостоле Петре мог бы подготовить один из учащихся, а мы, резюмируя его рассказ, сообщим ребятам о том, что отречение Петра и его покаяние - частый сюжет в литературе и в живописи. Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными.

Нужно рассказать и о том, как непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество. Читать легенду буду сама, потому что хочу выделить голосом те слова, которые необходимы для понимания поступка Петра.

Чтение

Согласитесь: эта легенда сложна для детей и требует определенных комментариев. Обязательно сообщу о том, что решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство. Мне необходимо подобрать такие вопросы, которые помогут учащимся понять глубинный смысл легенды. Давайте на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить на них:

- почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);

- почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);

- почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?

Его поступок детям может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие. Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.

И его брат, апостол Андрей, просил распять себя на косом кресте. Об этом апостоле можно узнать, обратившись к вклейке «Это интересно», расположенной на полях учебника. Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.

Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. Как называют таких людей? (самоотверженные).

История хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои примеры. Вспомню известного польского педагога Януша Корчака, шагнувшего вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Или пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.

Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых. Спрошу у ребят, имена каких святых им известны? Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго слова (в Центре семьи и молодежи г.Таганрога есть замечательный мультфильм об этих святых). И, конечно же, особое внимание уделю рассказу о нашем заступнике и хранителе - святом старце Павле Таганрогском, который раздал свое имущество бедным, долгие годы путешествовал по святым местам, затем поселился в Таганроге, в маленьком домике, который с любовью называют кельей старца Павла, и посвятил свою жизнь служению Богу.

Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

В конце урока вернемся к вопросу: «Зачем творить добро?». Ответить на него попрошу с точки зрения православных христиан. Надеюсь, что ученики назовут основные мотивы доброделания.

Финал урока должен быть ярким и запоминающимся. Для этого прочитаю стихотворение Леона Кона «Камешки»: оно звучит по-христиански, в нём отражена и благодарность за подвиг Христа, и чувство особой духовной радости, и связь поколений.

Учила меня бабушка:

Живем под одним небушком,

Швырнули в тебя камешком-

Ответь на него хлебушком.

 

Всегда стараясь следовать

Советам моей бабушки,

Порой в ответ на хлебушек

Вновь получал я камешек.

 

Но все же не озлобился,

Проникся этой мудростью:

В добре удача кроется,

А не в злобливой глупости.

 

Уже и сам я дедушка,

Не за горами краешек.

Учу я внука: «Хлебушек

Подай в ответ на камешек»

 

Уважаемые коллеги! Напомню вам, что в мастер-классе разрабатывались две ведущие идеи:

- урок «Основ православной культуры»: от проблемы к открытию;

- учусь и учу детей читать учебник.

Подробно остановлюсь на алгоритме работы со смысловым фрагментом текста учебника.

На подготовительном этапе определила главный смысловой фрагмент параграфа (урок № 21) - легенду об апостоле Петре (именно она помогла мне в достижении целей урока). Определила задачу: через содержание легенды раскрыть мотивы доброделания православных христиан. Подготовила работу с лексическим значением некоторых слов, выделила ключевые слова и понятия для гиперссылок, обращение к которым способствует осмыслению текста. Особое внимание уделила отбору исторического материала, заложенного в гиперссылках. Тщательно подошла к формулировке вопросов, направленных на отработку основной идеи смыслового фрагмента. В качестве наиболее продуктивной формы организации деятельности учащихся подготовила фронтальную беседу.

Непосредственная работа с текстом. Фрагмент был прочитан мною от начала до конца, что способствовало целостному восприятию учащимися текста. Далее организовала работу по вопросам, направленным на поиск и объяснение смысла событий, понимание мотивов поступка Петра, смысла православной легенды. Через подробный анализ, использование гиперссылок, обращение к историческому материалу раскрыли один из мотивов доброделания – подражание Христу.

Раскрыть другой мотив доброделания (особая духовная радость) нам помогла лексическая работа со словами «самоотверженный» и «святой», обращение к личному опыту учащихся, духовному наследию России, в том числе и родного города.

Резюмируя, подвела итоги работы со смысловым фрагментом текста в аспекте целей урока.

 

Предлагаю участникам мастер-класса ответить на вопрос, состоялся ли урок «Основ православной культуры». Использовать при этом версию требований к уроку по данному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...