Рабочая программа по курсу "Уроки милосердия" 2 класс.
рабочая программа на тему

Лукина Ирина Михайловна

Данная прграмма разработана для проведения уроков Милосердия во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

Рекомендовано:                                          

на заседании педагогического совета

Протокол №___ от «________» 2014 г.

                                                                                   

                                                                                Утверждаю                                                               директор школы:

                                                                     ___________Н.В. Савинкина                                                                                                                                                                                   приказ №____                                                                                       от «____»__________2014г.      

Рабочая  программа

дополнительного образования детей

«Уроки милосердия»

для обучающихся младшего школьного возраста

(7-8 лет)

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Лукина Ирина Михайловна

педагог дополнительного образования

Сосновка

2014

Информационная карта

1.  Объединение – «Уроки милосердия»

2.  Педагог Лукина Ирина Михайловна

3.  Вид программы – модифицированный

4.  Направленность – художественно – эстетическая.

5.  Продолжительность освоения – 1 год

6.  Объем часов –

7.  Возрастной диапазон – 7-8 лет

8.  Форма организации образовательного процесса –        

      групповая.


Пояснительная записка.

Одним из стратегических направлений системы образования является

выстраивание единого духовно-образовательного и культурного пространства.

В соответствии с требованиями ФГОС, программа духовно - нравственного

воспитания является фундаментальным ядром образовательной программы

школы. В содержание данной программы должны быть включены учебные

предметы, программы внеурочной деятельности, базирующиеся на нравственных ценностях традиционных религиозных культур.

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной

ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной

области ФГОС « Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия,

и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна

из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром

традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными  культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено.

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности,

воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия

для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и

навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и

нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют

внутренний мир ребёнка.

Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков

милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение»

образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать,

осваивать, усваивать добро. Для чего человеку нужно ведать добро? Для того,

чтобы стремиться к добрым поступкам и уклоняться от зла. Недаром Василий

Андреевич Жуковский писал: «Образование – это воспитание доброделания».

Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро

школьник воспринимает пошлое и безобразное. А вот излечиться от недобрых

привычек и навыков очень нелегко. К. Д. Ушинский в работе «Нравственное

влияние как основная задача воспитания» писал: «Нравственное чувство,

благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого

ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, безнравственное, как всякий

бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не

обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения». Зло

борется с добром, и у зла много разнообразных способов достижения своей цели.

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в

деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть

человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Предмет «Уроки

милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной

литературы. Православная художественная литература – богатый источник

переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.

В учебном пособии представлены следующие жанры художественной

литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.

В содержании курса представлены жития и деяния особо почитаемых на

Руси православных святых людей.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в

себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и

музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые

разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно вытекает из хода занятия, применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.

В связи с чем на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, М.П. Мусоргского и других композиторов.

Актуальность программы в том, что она способствует развитию у младших школьников системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей.

Отличительная особенность программы в том, что она, используя различные методы и приёмы обучения, прививает учащимся  следующие духовно – нравственные ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

            Новизна программы заключается в формировании воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: образовательном (направления: культурологическое, православное, краеведческое, интеллектуальное, оздоровительное) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое.

Цель программы – формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский  характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание,

милосердие, благородство.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

 Сформировать понятия: совесть, душа, нравственность, благодарность, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение.

Обогатить и наполнить содержанием.

представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

Сформировать у ребёнка потребность в  построении собственной  поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

Обучить оценивать поведение человека с духовных позиции.

Развивающие:

 Развить интерес к чтению православной литературы.

Вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации.

Развить самодеятельность и инициативу.

Сформировать нравственное отношение к действительности.

Развить духовно-нравственные качества личности

Развить способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

Формировать творческие способности.

Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

Воспитательные:

Содействовать развитию волевой сферы ребёнка – осознанности поведения, самоконтроля.

Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких; окружающий мир.

Воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание

Воспитать духовно-нравственные качества, высокие эстетические чувств.

        

        Условия реализации программы:

                Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей  обучающихся школьного возраста.

Первый год обучения состоит из трех основных разделов:

-  Милосердие в семье;

- Милосердие к ближним;

- Доброе отношение к природе.

Первый год обучения – 1 раз в неделю, продолжительностью  по  1 часу. На учебный год отводится   часа.

Методическое обеспечение программы.

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Блок 1. Милосердие в семье

Блок 2. Милосердие к ближним

Блок 3. Доброе отношение к природе

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

 объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;

репродуктивные (изобразительное творчество)

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии  

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;  

репродуктивные (изобразительное творчество)

(изобразительное творчество)

;  

Дидактическое обеспечение:

- Подборка информационной и справочной литературы;

-Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения;

- Индивидуальные альбомы для рисования и краски.

Техническое обеспечение:

- Просторный учебный школьный класс с хорошим освещением, учебные столы.

- Ноутбук и  мультимедийные средства изображения информации.

Учебный год завершается творческим отчётом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.

Учебно- тематический план

1 год обучения.

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

34

20

14

Раздел 1. Милосердие в семье.

17

11

6

Родители и дети.

4

2

2

Род. Предки. Потомки.

2

1

1

Именины.

2

1

1

Забота о старших.

3

2

1

Братья и сестры.

1

1

Друзья. Одноклассники.

5

4

1

Раздел 2. Милосердие к ближним.

8

4

4

Православные традиции праздника Рождества Христова.

1

1

Православные традиции праздника Рождества Христова. Приготовление подарков к Рождеству Христову.

1

1

Православные традиции праздника Рождества Христова. Подготовка праздничной благотворительной программы.

1

1

Православные традиции праздника Светлой Пасхи.

1

1

Православные традиции праздника Светлой Пасхи. Приготовление подарков к Светлой Пасхе.

1

1

Православные традиции праздника Светлой Пасхи. Подготовка праздничной благотворительной программы.

1

1

Милосердное отношение к слабым, больным.

2

2

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

9

5

4

14

Бережное отношение к растениям.

1

1

15

Наши пернатые друзья.

2

1

1

16

Праздник «Благовещение»

1

1

17

Счастлив  человек, который и животных милует.

5

2

3

Краткое содержание разделов программы.

Введение в образовательную программу.

Теория:

Знакомство  ребят с программой и особенностями курса духовно - нравственного воспитания и развития (добро и зло, честность и порядочность, духовный мир человека  и др. Отличительные особенности этих понятий)

Знакомство с режимом работы объединения «Милосердие» и правилами техники безопасности в классе.

Практика:

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников. (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения», Приложение 2)      

Блок 1. Милосердие в семье.

Содержательная часть учебного материала Семья – малая церковь.

Радоница. Родословие моей семьи. Связь поколений людей от первых

поселений до современности. Отличие «дня Именин» от дня рождения. Имя

и его символика. Духовная сущность имени: человек должен дорожить своим

именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Тряпичная кукла»,

 «Мы – разные», Е. Екимова, «Лучше папы друга нет», М. Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, рассказов: «Доброе слово», «Яблоко в осеннем саду», «Как река рассердилась на дождик» В. Сухомлинский, «Именины и день рождения», Л. Шевченко, «Святая блаженная Ксения петербургская», Е. Санин, «Из жития преподобного Сергия Радонежского», Л. Шевченко «О ручейке», Притча.

Зрительный ряд. А.А. Пластов – «Сенокос», Ф.М. Славянский – «Семейная картина», Ф.П. Решетников – «Опять двойка». К.Е. Маковский – «Дети, бегущие от грозы», А.Г. Венецианов – «Жнецы», В.Попов – «Моя бабушка и её ковёр».

Музыкальный ряд. Русские народные песни «Ветер, солнце и орел», «Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька», «Некошеный твой лужок».

Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке, рисование портрета мамы, рассказы о проведении в семье дня рождения и «дня Именин». Проигрывание и анализ ситуаций.

Раскрашивание рисунков. «Бабушкины блины», «Тряпичная кукла», «Праздник в доме», «Снеговик», «Яблоко для мамы», «Плоды в вазе», «Родословное дерево», «Ёлочка для доброй малютки», «Отдых с папой»,

«Семья вместе – душа на месте», «Ворона», «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка», «Папа и дети».

Проекты. «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый лев», «Родной уголок», «День именин», «Правило отношения с друзьями.

        Блок 2. Милосердие к ближним

Содержательная часть учебного материала. Православные традиции праздника Рождество Христово. Духовное значение праздника в жизни народа. Святки. Православные традиции проведения Святок.

Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к старым одиноким людям. Знакомство с

житиями особо почитаемыми на Руси православных святых.

Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Снеговик», «Мы – разные», Е. Екимова, «Христославы» А. Коринфский, «Каменное сердце», М. Лермонтов, рассказов: «Хулиган» Елена Табанюхина, «Божий дар» Фёдор Достоевский, «Врун», В. Афанасьев, «Самое страшное», Е. Пермяк, «О ручейке», Притча, «Синие листья», В. Осеева, «Новенький». Б. Ганаго, «О муравье и голубке», Притча, «Славильщики», «Красное яичко», К. Лукашевич, «Попугайчик», Б. Ганаго, «В дороге», Е. Екимова, пословицы.

Зрительный ряд. Именные иконы, репродукции картин: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» и «Сергий с медведем».

Музыкальный ряд. Д. Шостакович «Шарманка», тропарь и кондак праздника Рождество Христово.

Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому.

Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление

рассказа о своём имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых

на Руси. Проигрывание и анализ ситуаций.

Раскрашивание рисунков. «Карандаши», «Помощь страннику», «Девочка идёт на пасхальную службу», «Христославы», «Больной мальчик», «Попугайчик для больной соседки».

Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе».

Блок 3. Доброе отношение к природе

Содержательная часть учебного материала. Шестоднев – сотворение мира.  Обязанность  первых  людей  заботиться  о  рае.  Наша  обязанность заботиться

  обо  всём  окружающем,  ответственность  при  встрече  с  любой  жизнью   (растением,  животным).  Разумное  отношение  к  животным:  не ставить его  выше человека, держать в подобающем месте.

Литературный  ряд.  Чтение  и  анализ  стихотворений:  «Птичка».  А. Пушкин,  «Стрелок»,  «Соловей  в  клетке»,  К.  Лукашевич,  «Веточки»,  Е.

Михаленко; рассказов: «Птичка-мать», «Малыш», Б. Ганаго, «Умная собака»,

«Плохо»,  В.  Осеева,  «Лошадь  и  жаба»,  «Верный  друг»  из  сборника

«Зёрнышки»,  «Отломленная  ветка»  по  В.  Сухомлинскому,  «Быть  нужным

человеку»,  Т. Жданова, «Благовещение»,  И.  Шмелёв,  «Сострадание птичек»,

К. Лукашевич.

Музыкальный ряд.  Р. Шуман  «Альбом для юношества» «Охотничья песенка».

Практика.  Уборка  территории  близ  лежащего  парка,  сквера, прибрежной полосы пруда. Проигрывание и анализ ситуаций.

Проекты. «На озере», «Украшение гнезда».

Раскрашивание  рисунков.  «Гнездо  с  птицами»,  «Выпуск  птиц  из клетки,  «Утка  с  утятами», «Птицы  кормят  птенчиков  в  клетке», «Лошадь везет  воз» Проигрывание и анализ ситуаций.

Ожидаемые результаты.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

            – предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

   –  метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

           – личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).        

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Список использованной литературы для педагога:

1.Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия

Оптинского  в  пересказе  для  детей  /  Марина  Алешина  ;  Православ.  приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с.

2.Балашов,  Б.,  протоиерей.  Десять  заповедей.  Пособие  для  детей  и

взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. –  Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с.

3.Безмездный  целитель  XX  века:  житие  свт.  Луки  Крым.  (Войно-Ясенецкого)  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;

пересказ  свящ.  Георгия  Ханова;  худ.  Михаил  Горняк.  –  М.,  2009  (Тип.  «Дет. кн.»). – 24 с. : ил.

4.Блаженны  милостивые,  ибо  они  помилованы  будут:  православ.

календарь,  2013  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва; сост.:  Ольга  Шепелькова,  Вера  Каткова  ;  дизайн  Светланы  Дежиной. –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 25 с.: ил.

5.Быть  кому-то  нужным  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.];  худ.  З.Н.  Ярина.  –

Рязань: Зёрна-Слово, 2010. – 48 с.

6.Воздвиженский,  П.Н.  Моя  первая  священная  книга.  –  М.:  Известия,

2009. – 112 с.: ил.

7.Ганаго,  Б.  Детям  о  молитве:  рассказы  для  детей  /  Борис  Ганаго;

Белорус. Православ. Церковь. – 5-е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика  цв. печати»). – 71 с.: ил

8.Ганаго,  Б.  А.  Будем  как  дети:  семейн.  вечера  /  Ганаго  Борис

Александрович. – 4-е изд. – Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 288 с.

9.Глазунова,  И.  Сказки  Ангела:  десять  заповедей  для  детей  /  Ирина

Глазунова; худ. Надежда Суркова. – Рязань: Зерна-Слово, 2012. – 39 с.: ил.

10.Готово ли сердце? / авт.-сост. Б.А. Ганаго;  ил. С. Михадюк. – 2-е изд.

– Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 272 с.

11.Дашкевич, Т. Голос Ангела / Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко.  –

Минск: Изд-во Св.-Елисавет. Монастыря, 2005. – 46 с.: ил.

12.Десять заповедей Божиих. / авт.-сост. Святитель Николай Сербский.

– М.: Ковчег, 2008. – 64 с.

13.Добрые  чувства  животных  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.].  –  М.:

Благословение; Техинвест 3, 2009. – 23 с.: ил.

14.Екимова, Е. Ангел по небу летел / Елена Екимова. – Изд-во Дмитрия

Харченко, 2008. – 17 с.: ил.

15.Зёрнышки:  добрые  истории  для  малых  ребят.  Вып.  7.  –  Рязань:

Зёрна-Слово, 2009. – 32 с.

16.Золотое  сердце  :  православ.  календарь  для  девочек,  2011  /

Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 25 с.: ил.

17.Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в

школе и дома. – 336 с., ил.

18.Искорки света : рассказы для детей / сост. Борис Ганаго.  –  2-е изд.  –

Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил.

19.Иоанн  Шанхайский  и  Сан-Францисский.;  худ.  Г.Л.  Ивановой;

пересказ  Малишевской  О.В.  –  Изд-во  Белорусского  Экзархата  Московского Патриархата, 2011. – 16 с.

20.Королева,  Е.А.  Божий  мир  :  кн.-помощница  /  Елена  Алексеевна

Королева. – М.: Смирение, 2009. –  16 с.: ил.

21.Лукашевич, К. Первое словечко / Клавдия Лукашевич.  –  М., 2006.  –

272 с.

22.Музыкина,  В.  Подарок  маме  /  Валентина  Музыкина;  Православ.

приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва;  худ. Наталия Иванищева.  –  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 36 с.: ил.

23.Память  его  да  будет  незабвенна:  житие  священномученика

Иллариона  (Троцкого).  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г. Москва;  худ.  А. Подивилова;  пересказ  монахини  Евфимии.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2011. – 24 с.

24.Помните, дети, пятую заповедь. –  [Б. м.]:  Семейн. б-ка, 2010. –  56 с.:

ил.

25.Притчи  аввы  Макария  в  пересказе  для  маленьких  /  Православ.

приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;  худ.  Людмила  Евдокимова; пересказ Марины Алешиной.  –  М.:  Изд-во Сестричества  во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2012. – 20 с.

26.Святая ночь / сост. Сергеева Л.;  худ. Капустяк Е.  –  Днепропетровск:

АРТ-ПРЕСС, 2005. – 14 с.: ил.

27.Святой адмирал.  / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г.

Москва;  худ. Горняк М.В.; пересказ Фонова  С.П.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2010. – 32 с. : ил.

28.Симеон  Афонский.  Афон  для  детского  сердца  /  монах  Симеон

Афонский;  Св.  гора  Афон,  Пустынь  Новая  Фиваида  Афон.  Рус.

Пантелеимонова монастыря ; худ. Дина Безбородых. – М., 2011. – 64 с.: ил.

29.Снова у старца:  рассказы старца Паисия для маленьких / Православ.

приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва; худ. Елена Хисматова;  пересказ Марины Алешиной. –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия

Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2008. – 20 с. : ил.

30.Христианский дух в пословицах и поговорках /  сост. еп. Александр

(Милеант). – М.: Фавор – XXI, 2003. – 47 с.

31.Худошин,  А.  Бисер  небесный  :  рассказы  для  детей  о  рус.  святых  /

Александр Худошин. – М.: Терирем, 2010. –  43 с.: ил.

32.Худошин, А.С. Русский Патерик для детей / Александр Худошин.  –

М.: Терирем, 2010.  – 160 с.

33.Худошин, А. Патерик в изложении для детей / Александр Худошин.

– М.: Терирем, 2011. – 184 с. : ил.

34.Что  значит  подарить  радость?:  Пасхал.  рассказы  и  стихи  /

Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва  ;  сост.  Алла

Фомкина ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.:  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 16 с.

35.Шипошина,  Т.  Чистый  четверг  /  Татьяна  Шипошина.  –  М.:  Изд-во

Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 24 с.: ил.

Дополнительная литература

1.Волшебный карандаш [Изоматериал]: раскраска. – Н. Новгород: Газет.

мир, 2013. – № 2 : Дары природы. – 18 с.

2.Вохринцева, С. Окружающий мир. Осень [Изоматериал] : раскраска /

Светлана Вохринцева. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2000. – 16 с.

Дорофеев, В. Основы православной культуры, 4 кл. : рабочая тетрадь /

прот. Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене.  –  М.:  Про-Пресс, 2010.  –  36 с.: ил.

3.Древо  доброе.  Учебное  пособие  для  изучения  основ  православной

культуры  в  начальных  классах.  4-е  издание  книги  Ольги  Янушкявичене, дополненное  и  переработанное  священником  Игорем  Киреевым.  Сергиев Посад: Типография ПИПЦ, 2003. – 48 с.

4.Жукова, В.В., Волкова, Т.Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон

Божий  и  уроки  детского  творчества.  –  М.:  Издательство  Московской

Патриархии, 2010 – 192с. – ил.

5.Мистер  Самоделкин  :  газ.  для  детей  младшего  шк.  возраста.  –  Н.

Новгород, 2013. – № 3: Цветы для мамы. – 19 с.

6.Раскрась  и  наклей  [Изоматериал].  –  Н.  Новгород,  2013.  –  №  2:  Все

профессииважны. – 19 с.

7.Саша и Даша: православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012. – № 3.

– 23 с.

8.Шевченко  Л.  Л.  Православная  культура.  Учебное  пособие  для

начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения.  Книга  первая.  5-е  издание.  –  М.:  Центр  поддержки культурно  – исторических традиций Отечества. 2010. 160 с.

Электронные ресурсы:

http://fcior.edu.ru/  -  федеральный  портал  школьных  цифровых

образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/  -  цифровые  образовательные

ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.eparhia-tmb.ru/ - сайт Тамбовской епархии

http://www.russkoe-slovo.ru/  -  сайт  издательства  «Русское  слово»:

методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России. 

Приложение 1.

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.)

Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Метод «Беседа» 

Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 7-9 лет.

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Что мы ценим в людях» 

(Предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

3. Диагностика поведенческого компонента компонента нравственного развития

Методика «Как поступать»

 (Предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

        


Приложение 2.

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников.

(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)        

         Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

Если кто-то надо мной смеется, то я…

Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

Когда меня постоянно перебивают, то я…

Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Когда в моем присутствии обижают человека, то…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...