Внеурочная деятельность как средство развития одаренности учащихся
статья на тему
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного учреждения для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teplovoy_g.r.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
как средство развития одаренности учащихся
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного учреждения для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
Задачи внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня: начального общего образования, основного общего образования по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- художественно-эстетическое,
- научно - познавательное и общественно полезная деятельность
- военно-патриотическое,
- проектная деятельность
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные и др.).
Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
В МБОУ СОШ №110 внеурочная деятельность ведется согласно Положению об организации внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность организуется:
по следующим направлениям развития личности:
-культурологическое;
-естественнонаучное;
-социально-педагогическое.
Разработаны и утверждены рабочие образовательные программы внеурочной деятельности.
Реализация программы по внеурочной деятельности осуществляется педагогами дополнительного образования школы и Дома детского творчества «Дружный», педагогами филиала музыкальной школы, художественной школы, учителями - предметниками, классными руководителями.
Внеурочная деятельность в рамках данной программы осуществляется также и на основе привлечения детей к каникулярному отдыху, посещению музеев, кинотеатров, городских библиотек и других культурно- массовых, спортивно-оздоровительных заведений.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование.
Существуют и другие проблемы, с которыми сталкиваемся при организации внеурочной деятельности: отсутствие зачастую материально-технических условий, проблемы финансового обеспечения.
Многообразие видов деятельности, включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить уровень одаренности и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальные игры как средство развития одаренности
Проведение интеллектуальных игр является одной из форм работы с одаренными детьми старшего звена. В данной статье рассматриваются цели проведения игр в рамках работы научного общества "Интеллект"...
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...
«Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников»
Тема выступления: «Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников» В рамках Национального проекта «Образование» одни...
Телекоммуникационные проекты как средство развития одаренности детей
P { margin-bottom: 0.21cm; Одна из задач - выявление одаренных детей и развитие их способностей. В статье рассказыю о применеии телекоммункационных проеков для решения этой задачи. Опыт мож...
Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло»)
Материал из опыта работы театральной студии «Крыло»...
«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»
Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...