Внеурочная деятельность как средство развития одаренности учащихся
статья на тему

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного учреждения  для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

 Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей).

         Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_teplovoy_g.r.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

как средство развития одаренности учащихся

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного учреждения  для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

 Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей).

         Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. 

 Задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня: начального общего образования, основного общего образования по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно - познавательное и общественно полезная деятельность
  • военно-патриотическое,
  • проектная деятельность

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. При организации работы с одаренными детьми   речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные и др.).

Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

В МБОУ СОШ №110 внеурочная деятельность ведется согласно  Положению об организации внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность организуется:

по следующим направлениям развития личности:

-культурологическое;

 -естественнонаучное;

-социально-педагогическое.

        Разработаны и утверждены  рабочие образовательные программы внеурочной деятельности.

        Реализация  программы по внеурочной деятельности осуществляется педагогами дополнительного образования школы и Дома  детского творчества «Дружный», педагогами филиала музыкальной школы, художественной школы, учителями - предметниками, классными руководителями.

        Внеурочная деятельность в рамках данной программы осуществляется также и на основе привлечения детей к каникулярному отдыху, посещению музеев, кинотеатров, городских библиотек  и других культурно- массовых, спортивно-оздоровительных  заведений.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование.

Существуют и другие проблемы, с которыми сталкиваемся при организации внеурочной деятельности: отсутствие зачастую материально-технических условий,  проблемы финансового обеспечения.

Многообразие видов деятельности,  включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить уровень одаренности и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные игры как средство развития одаренности

Проведение интеллектуальных игр является одной из форм работы с одаренными детьми старшего звена. В данной статье рассматриваются цели проведения игр в рамках работы научного общества "Интеллект"...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

«Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников»

Тема выступления:  «Информационные технологии как средство развития одаренности и  познавательной деятельности школьников»   В рамках Национального проекта «Образование» одни...

Телекоммуникационные проекты как средство развития одаренности детей

P { margin-bottom: 0.21cm; Одна из задач - выявление одаренных детей и развитие их способностей.  В статье рассказыю о применеии телекоммункационных проеков для решения этой задачи. Опыт мож...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...