«Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников»
статья по теме

Перевозная Леонора Геннадьевна

 

Тема выступления:  «Информационные технологии как средство развития одаренности и  познавательной деятельности школьников»
   В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является развитие одаренности и исследовательских способностей школьников.   Информатизация образования открыла перед школой Новые возможности в оптимизации образовательного процесса.  Информационные технологии позволяют сегодня сделать обучение более актуальным, интересным, открытым, значимым, дают возможность интенсировать деятельность учителя и школьников, повышать качество обучения  по изучаемым предметам, поднять уровень обученности школьников даже при низкой мотивации учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_17.10_direktor.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:  «Информационные технологии как средство развития одаренности и  познавательной деятельности школьников»

   В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является развитие одаренности и исследовательских способностей школьников.   Информатизация образования открыла перед школой Новые возможности в оптимизации образовательного процесса.  Информационные технологии позволяют сегодня сделать обучение более актуальным, интересным, открытым, значимым, дают возможность интенсировать деятельность учителя и школьников, повышать качество обучения  по изучаемым предметам, поднять уровень обученности школьников даже при низкой мотивации учащихся.

    В последнее время наблюдается массовое внедрение ресурсов Интернета в школьное образование, каждый учитель по достоинству оценил их помощь в обучении школьников. С улучшением материальной базы нашего образовательного учреждения, учителя получили возможность систематически  применять  в работе персональные компьютеры, информационные ресурсы, интерактивные карты, тренажёры, видеофрагменты, графики и  создавать авторские компьютерные игры по предметам.  Все это даёт учителю новые возможности для  развития одаренности и творчества учеников  и  помогает поднять образование на более высокую качественную ступень. А в центре  данной деятельности ученик  выстраивает свой процесс познания. Уроки с применением компьютерных систем  не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.    Нельзя не сказать и о значении интернета для самообразования педагогов и использовании богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

   На первом Всероссийском съезде учителей биологии, делегатом которого я была, особое внимание было уделено внедрению информационных технологий и  проектно – исследовательской деятельности в образовательном  процессе  школы для развития одаренности школьников.  

  Никто не будет оспаривать тот факт, что, как правило, каждый человек получает от природы какие - то задатки, т.е.  способности, заложенные природой. Однако, в процессе жизни, воспитания, самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, погублены неразумным обучением и воспитанием.

   В нашей школе обучается немало детей, имеющих ярко выраженные способности: учебные, познавательные, интеллектуальные, эстетические и другие.  Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. Распознавание способностей у детей, а также содействие их развитию является областью особого внимания педагогического коллектива, а  сохранить интерес у учащихся к изучению предметов  на протяжении всех лет обучения – главная задача каждого учителя.  

   Приоритетным направлением  работы педагогического коллектива является проектно - исследовательская деятельность, для чего глубоко изучили  работы современных  ученых педагогов -  психологов  И.Д. Чечеля,  Е.С. Полата.     Успешно внедряя  в работу  их главные идеи по исследовательской и проектной деятельности, добились развития творческих способностей  учащихся. Уверены, что проектно - исследовательская деятельность – как раз тот “витамин”  интереса к науке, которого часто не хватает современной школе, детям  особенно сегодня. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна.   И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Уверены, данной работе надо учить школьников, даже одаренных детей, без обучения исследования проведены не будут.

         С 2008 года успешно в школе апробируются  УМК  проекта «Сферы» и «Основы проектной деятельности», автора Когана.  Данная работа позволяет научить проектно – исследовательской деятельности школьников на научной основе. УМК прошел апробацию,  проведены  консультации для учителей, которые обучали исследовательской деятельности школьников, а в 2010-2011 в учебный план была включена исследовательская деятельность в  классах начальной школы, среднего и старшего звена. Учебный план по данному курсу выполнен. Отчетной работой  юных исследователей стали групповые и индивидуальные работы, лучшие из которых были представлены в мае на школьной научно-практической конференции, где участвовали учащиеся младших классов и учащиеся среднего и старшего звена.

   В результате систематической работы по проектно – исследовательской деятельности ученики могут самостоятельно проводить исследования, оформлять и защищать свои научные труды, решать задачи познавательного характера на высоком творческом уровне. 32% школьников подготовлены к самостоятельной исследовательской деятельности. У школьников сформировалась положительная мотивация  к самостоятельной творческой исследовательской работе,   интеллектуальная  инициатива и  аналитический подход к собственной деятельности.

   Пришли  к выводу, что исследовательская деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в  школе.  

Вся перечисленная работа проделана для создания прочного фундамента, на котором создано НОУ в нашей школе и поэтому достойно работает.

  С 2005  года успешно руковожу  школьным  научным  обществом  учащихся и предметной творческой группой «Биология».  Вся деятельность научного общества учащихся направлена на внедрение информационной технологии и проектно – исследовательской деятельности. В результате систематической целенаправленной работы педагогов творческих предметных  групп, всего педагогического коллектива сегодня НОУ в нашей школе активно многопрофильное,  состоит из 13 предметных творческих групп учащихся со  2 – 11 класс,   имеет свой сайт, количество членов НОУ ежегодно пополняется. Таким образом, выполняется авторская программа «Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества». Юные исследователи участвуют в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Численность НОУ:

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

198 учеников

230  учеников

  1. ученика
  1. учеников

   Вот уже седьмой  год в школе № 5 царит «просвещенья дух». Но чем больше мы вникаем  в  проект, тем больше понимаем  значение научной деятельности.

Изюминка в работе нашего  НОУ - апробация и внедрение  кейс технологии в деятельность научного общества: создан банк материалов для проведения исследований, необходимых методик для выполнения проектов, рекомендаций, «бумажных» и компьютерных вариантов исследовательских работ. Кейс систематически дополняется интересными, творческими  продуктами:

  -    авторские ролевые играми;

  -  авторскими  компьютерными  играми школьников по предметным творческим группам.

Например, данными продуктами деятельности предметной творческой группы НОУ компьютерными играми по ХКК пользуются педагоги города, района и даже края.  Они получили высокую оценку главного методиста института усовершенствования учителей Е. Г. Пак.

О деятельности НОУ ежегодно мы рассказываем в СМИ, на родительских собраниях, уроках и внеклассных мероприятиях. И вот уже авторский проект приобрёл  свои традиции. Ведь совместная деятельность одаренных учащихся и педагогов дает возможность развиваться, обогащаться и расти. Опыт работы школьного  научного общества представлен  в районе, крае.     

Полученные знания по информационной технологии и проектно – исследовательской деятельности дали школьникам возможность участия в конкурсах:  краевых, всероссийских и международных и есть достойные результаты.

Приняли  участие в краевом конкурсе  экспериментальных программ «Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества», присуждено 3 место и выиграли грант.

Вместе с учащимися старших классов приняли участие во Всероссийском конкурсе педагогических инициатив «Цифровые образовательные ресурсы регионального компонента».  В результате совместной работы создали коллекцию:  научно-исследовательских работ школьников, авторских компьютерных игр по ХКК, WEB-сайт с методическим обеспечением по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) и методические рекомендации для учителей биологии  к  их использованию, стали  победителями конкурса. В результате деятельности  получен ценный методический опыт в подготовке учащихся к проектно - исследовательской деятельности  с шестого класса, учителя города и района творчески перерабатывают полученный опыт и внедряют в свою деятельность. 

   Большую помощь в работе со школьниками оказывает использование возможностей Интернет-ресурсов. Участие в интернет -   олимпиадах позволяет школьнику расширить свой кругозор и знания, стимулирует желание узнать больше, а для этого возникает необходимость улучшения  навыка владения информационными технологиями.  Учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в международных интернет – олимпиадах: «Эрудиты планеты», «Зубренок», «Колосок», школьники имеют грамоты и дипломы. Результаты участия школьников во Всероссийских олимпиадах и конкурсах «Портфолио», «Познание и творчество» и др. свидетельствует о наличии системы работы с одаренными детьми.  Учителя школы работают  над проблемой формирования положительной мотивации к учению на основе развития у учащихся надпредметных умений и навыков, интенсивного использования источников информации с активным привлечением сетевых интернет - ресурсов в урочной и внеурочной деятельности. Если в 2009-2010 году учащиеся принимали участие  в 27 конкурсах, а общее количество учащихся составило 316 учащихся, то в 2010-2011 учебном году  в 28 конкурсах более 360  учащихся.

    Внедрение информационных технологий дало положительные результаты в обучении учащихся. Успеваемость 100%, качество знаний 38%. За три последних  года два ученика стали победителями краевой олимпиады, призёрами  - три школьника. Наблюдается стабильность успеваемости и качества знаний учащихся школы. В 2010 – 2011 учебном году  восемь выпускников стали медалистами (4 – золотых и 4 серебряных). Высокой оценки заслуживают результаты ГИА, ЕГЭ по биологии, информатике, русскому языку. Качество знаний 69,7% по русскому языку, средний балл – 3,9,а по алгебре – качество 3,8, средний балл – 3,8, Результаты ЕГЭ по биологии  не ниже четырех.  Из 42 выпускников в высшие учебные заведения поступили 36, 6 – в средние образовательные учреждения.  

Особое внимание в крае уделяется обучению детей – инвалидов, с 6 – по 8 октября в краевом центре проведен семинар по теме «Подготовка педагогических и руководящих работников, ответственных за реализацию проектов «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» и модернизация региональных систем общего образования в 20011  -  2012 учебном году.  В работе семинара я приняла участие и еще 5  учителей из школ города №2,4,5.  Каждому школьнику дома установят бесплатно компьютер, подключат интернет, продумана и организована работа сетевых педагогов  и педагогов – предметников. Нас учили работать в образовательном сайте «Телешкола», а для детей - инвалидов ресурсы сайта будут бесплатными.  

 

Достижения

Фамилии четверых  наших одаренных старшеклассников  внесены  в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» и педагогов школы.

Павлюк Юлия  -  награждена медалью за выдающиеся заслуги в номинации «Им принадлежит будущее».  Медаль является высшей общественной наградой для одаренных детей, достигших высоких результатов в обучении, научно – исследовательской деятельности, обладающих талантами. В течение пяти лет Юлия  - участница Всероссийского фестиваля «Портфолио», ее работы – это первые научные труды, победитель экологических конкурсов, автор компьютерных  игр для учащихся 6 – 7 классов по изучению краевого компонента,   она  -  пять лет достойно руководила  научным обществом учащихся в школе. Коллектив учащихся и педагогов считают, что Юлия заслужила своим трудом такой высокой оценки.  

Сергаева Татьяна -  награждена медалью за выдающиеся заслуги в номинации «Им принадлежит будущее».  Имеет  удостоверение к медали «Одаренный ребенок», участница Всероссийского фестиваля «Портфолио», в августе по итогам выполнения исследовательских работ по данной теме была приглашена для участия в международном симпозиуме по проблеме лесных богатств  на Дальнем Востоке в г. Хабаровск;

- Ежегодно наши одаренные дети принимают участие во Всероссийском фестивале «Портфолио», 18 учащихся  награждены дипломами и сертификатами фестиваля;

 - учащиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе «Познание и

творчество». Лауреатами конкурса стали 9 учащихся и один победитель.

      Формирование ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способствует вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них, а  вся перечисленная деятельность развивает одаренность школьников.    Следовательно, применение информационных технологий в обучении позволяет сохранить интерес у учащихся к изучению школьных предметов на протяжении всех лет обучения и развить одаренность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали...

Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии

В работе описана моя методическая  система обучения, по которой я работаю последние 8 лет.  В ней даны основные методы, формы и приемы работы по использованию информационных технологий в обу...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».

Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:·         компьютерные демонстрации; ·...