Проект " Народные игры" как средство воспитания
методическая разработка по физкультуре на тему

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_na_fest_tvor_idey.ppt2.91 МБ
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_igry.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Есть ли в физической культуре место методу проекта? Я могу на этот вопрос ответить положительно.  Проект «народные игры» был создан у нас в школе. В нем приняло участие около 300 человек: дети, родители, учителя. Нужно отметить, что особый интерес он вызвал у бабушек и дедушек наших учащихся, которые с удовольствием не только описывали игры, но и приходили на опробование, а некоторые даже принимали участие.

        Чем был вызван интерес к созданию проекта? Было несколько причин, которые побудили нас к этой деятельности.

  1. Первая- желание  организовать свободное время наших детей. Ведь не секрет, что в те редкие минуты, когда они отрываются от  мониторов компьютеров и выходят во двор, они  проводят время, бесцельно шатаясь по городу, или в сомнительных компаниях в павильонах  детских садов. Конечно. Я говорю о нашем маленьком городке, может быть, в более крупных городах дело обстоит иначе.

Вторая причина-это желание возродить традиции. Как-то, ещё будучи студентом я прочитал статью об игре «Лапта». Упоминания об этой игре  есть  еще  в  древних  русских летописях. Да и среди предме тов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть не мало   мячей   и    сама   лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит   более  тысячи лет живет эта игра в народе! Так неужели наше поколение окажется первым, кто не су меет  передать эста фету  дальше?! Поэтому я решил : « Научу ребят нашей школы этой простой и интересной игре»-, и дети  играют в лапту с удовольствием с 1987 года.

  1. И это третья причина, которая побудила нас к созданию проекта.  Ребята  были готовы к народным играм (1 слайд)

Обоснование выбора темы

    Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педа гоги всех времен отмечали, что игра оказывает благо творное влияние на формирование детской души, разви тие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего,  интересен сам процесс действий, постоян но меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоя тельно находить выход из неожиданных положений, на мечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у детей. Все больше взрослых людей вы ходят во двор, чтобы размяться, пообщаться.

      Педагогика придает развитию детских игр большое значение. Игры входят в школьную программу, проводятся на уроках физкультуры, а также на переме нах, в группах продленного дня. Убыстрение темпа современной жизни ставит перед нашей педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспе чения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состоя ния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравствен ном воспитании детей, особенно в развитии познаватель ных интересов, в выработке воли и характера, в формиро вании умения ориентироваться в окружающей действи тельности, в воспитании коллективизма.

Говоря о содействии игры умственному развитию, сле дует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логи ку. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из мно жества возможных операций одну, наиболее, по его мне нию, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.

Актуален вопрос о подвижных народных и спортивных играх, которые тесно связаны между собой. Играм в салки, перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хок кей, волейбол, хотя притом они больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их.  Тут мы подхо дим к истине о пользе подвижных народных игр, в которые можно играть без специальной  подготовки, в любом возрасте, так как в них нет сложной  техники и тактики, а правила можно изменять по желанию.

Подвижных народных  игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответ ствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) пра вил, сложной техники и тактики делает ненужной спе циальную подготовку, тренировки, с чем непременно свя заны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подго товки. Вот почему подвижные народные  игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем из вестный «король футбола» бразилец Пеле как-то в ин тервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».

     Именно поэтому возникла идея собрать народные игры дедушек и бабушек, мам и пап.

Участники проекта  и сроки выполнения

В работу по осуществлению проекта  включились учителя, родители МОУ СОШ №4, а также воспитанники профильного отряда « Олимп», который  ежегодно работает при МОУ СОШ №4 в летний период.

          Срок выполнения проекта не ограничен жесткими рамками, определенным количеством участников, их возрастом и социальной принадлежностью. Участников объединяла цель:

В комплексе с другими воспитательными средствами создать основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,  моральную чистоту и физическое совершенство. Сделать так, чтобы впечатления детства образовали фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Цели проекта:

  1. донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
  2.  с помощью народных игр воспитывать интернационализм, художественный вкус  
  3. физически развивать
  4.  сочетать движение  с духовным обогащением детей.
  5.  формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны
  6. создавать эмоционально- положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Историческая справка

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обла дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.  Д. Ушинский,  Е. А. Покровский,    Г. А. Виноградов и др.) еще в ХIХ и начале ХХ века, за ботясь о просвещении, образовании и воспи тании широких народных масс, призывали по всеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков националь ный колорит обычаев, оригинальность само выражения того или иного народа, своеобра зие языка, формы и содержания разговорных текстов.  В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов,  развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда отно сятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоцен ного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонацио нального народного творчества. Народные    игры    являются    неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Ра дость движения сочетается с духовным обо гащением детей. У них формируется устойчи вое, заинтересованное, уважительное отноше ние к культуре родной страны, создается эмоционально  положительная основа для развития  патриотических чувств: любви и предан ности Родине.

Варианты проекта

     Это  может быть описанная игра по следующей схеме

  1. Количество участников (если есть ограничения по возрастным или половым признакам указать)
  2. Необходимые условия для проведения
  1.  Место
  2. Освещенность
  3. Инвентарь
  1. Описание игры
  2. Техника безопасности

Это может быть отснятый видеоматериал и комментария автора к нему.

Это может быть устный рассказ с последующей записью.

Это может быть организованная и проведённая игра, играют в  которую  участники проекта. То есть нашедший проводит мастер-класс.

Ход исследования

  1. Сбор материала
  2. Его оформление
  3. Опробование
  4. Обучение
  5. Организация игры в школе, лагере, одном из дворов микрорайона

       Было найдено около 300 игр, принадлежащих разным национальностям, как проживающим в нашем регионе, так и живущими далеко за его пределами. Некоторые из них являются вариантами одной игры, но в зависимости от климатических условий проживания народа меняются персонажи.  Особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленевод ство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.

      Было также найдено несколько вариантов одной игры. Например, у русской народной игры Лапта несколько вариантов. Именно она и стала  любимой игрой школы. Чемпионаты по Лапте проводятся в МОУ СОШ №4 с 1987 года.

Лапта

Историческая справка

Папы и мамы, принимая участие в игре, доставляют ог ромную радость своим детям. Поэт Валентин Берестов вспо минает в своем стихотворении «Лапта»:

О радость жизни, детская игра!

Ввек не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать..

Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В нее ж мячом всех раньше попадут.

Кидать кидали, да не попадали.

И к ужину обоих долго ждали.

Суть игры в лапту (имеет также названия «матка на вы куп», «сговорка», «на матки», «хлапта», «тяга» и др.) состо ит в следующем: одни игроки выбивают палкой мяч в поле и перебегают через   поле   и обратно; другие пытаются поимать мяч с воздуха или поднять с земли и попасть им в игроков,  перебегающих  поле и обратно. У этой игры масса разновидностей и вариантов, при способленных для самых раз ных условий. Каждая группа играющих может выбрать для себя наиболее подходящий вариант. А чтобы сделать иг ру разнообразной и более ин тересной, можно вносить в нее изменения и дополнения, предварительно договорившись между собой.

Кстати, игры, похожие на лапту, есть у многих народов: крикет — в Англии, бейсбол — в США, песа палло — в Фин ляндии, ойна — в Румынии и др. Причем у англичан, напри мер, крикет признан нацио нальной игрой и пользуется огромным уважением и попу лярностью. А увлечение аме риканцев бейсболом заразило многие другие страны. В 1986 г. на сессии МОК бейсбол полу чил официальное признание и был включен в число олимпий ских видов спорта. Так что в ближайшие годы бейсбол по лучит широкое распростране ние и в нашей стране. Но это отнюдь не означает, что само слово «лапта» будет забыто, как случилось с народными названиями     некоторых     игр.

Возможно, лапте не удастся наряду с бейсболом войти в число олимпийских видов спор та (хотя этого можно было бы добиться, учитывая положи тельный опыт проведения чем пионата России и спартакиады по лапте в 1958—1959 гг.) Но в любом случае эта игра оста нется незаменимым средством массовой физкультуры, укреп ления здоровья, организации активного досуга.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый рус ский писатель Александр Иванович Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: наход чивость глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, из воротливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Валеологическая оценка

О гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мне ние ученых сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно-сосудистых и ряда других современных заболеваний.

К сожалению, от недостатка движений страдают и дети.

По подсчетам ученых, школьники 18 час. в сутки находятся в со стоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет в 4—6-х классах около 9 час.

В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия  при  чрезмерном  питании с  избытком углеводов и жиров ведет к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них тревогу: скованные движения, одышка, жалобы на слабость и сердцебиение. Все это вредит здо ровью детей и, следовательно, мешает полноценной учебе. Несомненно, эффективным средством борьбы с гиподинамией явля ется физическая культура. К сожалению, три урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых по норме. Даже ежедневные уроки физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений.

Реклама

Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную рус скую игру не только как меха ническое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка:  «Своего выручай!»

Вывод

Поэтому нами и разработан проект, благодаря которому можно содействовать повышению работоспособности учащихся с помощью активного отдыха (сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению тор можения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению).

В основу этого  проекта  положены подвижные  народные игры, поскольку они в наибольшей степени соответствуют задачам  и особенностям психики детей.

В работе использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, а также игры, собранные и опробованные учениками, родителями МОУ СОШ № 4 и воспитанниками профильного спортивно- оздоровительного отряда

« Олимп»

            По содержанию все народные игры класси чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и пере живания    малыши   отражают    в   условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характери зуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоя тельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить вос питываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов на седки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразитель ности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллекти визма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цып лята), ответственности, смелости, находчи вости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, со ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен ную прелесть, эстетическое значение и состав ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.  Так,  например,  зачины,  которые,

Социологи установили, что игра стоит на высшей сту пени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Вот почему следует поддер живать у детей интерес к игре, помогать в их организа ции там, где ребенок проводит значительную часть сво бодного времени, т. е. прежде всего во дворе своего дома.

  Всегда есть игры, которые особенно любимы ребята ми. Они обычно не очень сложны, знакомы по школе или лагерю, играть в них можно без присмотра старших. Не требуют они сложного инвентаря или вовсе в нем «не нуждаются. Это салки, прятки, игры со скакалкой, пал кой, камешками, веревкой, мячом и т. п.

Ребята во дворе обычно хорошо знакомы между со бой. Групповые игры с водящим сменяются играми, где действуют команды. Если в групповых играх при выборе водящего в силу вступает жребий (например, считалка примеры считалок Приложение № 1 ), то команды для игр составляются обычно по желанию. В этом случае капитаны команд по очереди выбирают себе игроков из сговаривающихся пар. Иной раз желаю щие играть встают в шеренгу, и капитаны по очереди (через одного) набирают свои команды. А могут сформироваться команды просто по уже привычному разде лению.

Названия игр, в которые часто играют ребята, нередко не совпадают с теми, что значатся в литературе или в школьной программе. Распространены, например, игры в «вышибалу» («Круговая лапта»), «собачки» («Не давай мяча водящему»), «картошку» («Круговой волейбол») и др.

Мальчики предпочитают игры, в которых можно про явить силу, ловкость, скорость, девочки предпочитают скакалки и небольшой мяч. Однако и мальчики не прочь поиграть в классики, резиночку, попрыгать через скакалку. Здесь ведь тоже можно показать свою ловкость. И девоч ки нередко приобщаются к играм с перебежками, мета нием мяча в цель, перетяжками. Очень редко мы видим команды девочек, играющих против мальчиков, а ведь они не без успеха могут помериться силами в пионер боле или «Между двух огней». В таких играх они не про игрывают, так как мячом владеют не хуже ребят, потому что подружились с ним с раннего детства. Особенно часто создаются смешанные по составу команды, где мальчики и девочки знают друг друга по классу, школе.

Разделение игр «преиму щественно для девочек» и «преимущественно для маль чиков» очень условно. Многие девочки любят прини мать участие в играх, например, с силовым уклоном. И ничего опасного в этом нет, потому что в дворовых играх их участники сами регулируют свои физические нагрузки, а значит, перенапряжение организма исклю чается.

Наблюдая за играми детей во дворе или участвуя в судействе (что ребята очень любят), взрослые не должны быть назойливыми наставниками. Их задача сводится к наблюдению, чтобы правила соблюдались одинаково все ми и не унижалось достоинство отдельных игроков. Очень важно, чтобы не играли в антисанитарных условиях.

Взрослые могут предложить новую игру, которую ребята не знают. Но в этом случае надо умело рассказать о ней, соблюдая следующую последовательность: назвать игру, описать границы площадки и те роли, которые при нимают на себя игроки. После этого сообщается ход игры (можно показать отдельный ее фрагмент). Затем надо сказать о том, кто будет считаться победителем, какие правила надо соблюдать.

Несколько слов о духе соревнования — непремен ном спутнике коллективной игры. В совместной игровой деятельности резко повышается жизненная энергия ее участников. Взаимодействие, желание помериться силой, сопереживание рождают увлеченность, азарт. И здесь нужна разумная помощь старших товарищей, чтобы  не допускать конфликтов, и, нако нец, если эмоции слишком накалены, даже прерывают игру.  Многие социальные чувства и нормы поведения, такие, как товарищество, взаимо помощь, дисциплинированность, подавление эгоистиче ских инстинктов, честность и справедливость, будут более надежно закреплены, если по окончании игры провести разбор конфликтов, обсудить поведение отдельных игро ков. Поэтому, если игрой ребят руководит взрослый, его задача состоит не столько в том,  чтобы сдерживать эмоции детей, сколько в управлении групповым мнением в ходе игры и после ее окончания. Взрослый не только сам оценивает проявившиеся ситуации, но и учит игро ков оценивать свои действия с позиций целесообразно сти, морали и нравственности. И тогда игра станет мощ ным комплексным фактором воспитания, включающим в себя практически все основные методы, используемые  педагогикой для организации  коллективной деятельности в целях всестороннего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

«Народные игры и танцы как средство воспитания » .

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“харах симсии”, “Биьилэх кутуута” и др.)...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....

Народная сказка как средство воспитания младших школьников

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...