народные игры как средство педагогики
статья по физкультуре по теме

Абрамова Елена Максимовна

данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Narodnye_igry_kak_sredstvo_pedagogiki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры как средство развития двигательных качеств

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                   дай действовать и я научусь

                     (китайская  мудрость)

             Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Испокон веков  в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский,     Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе , что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси-лебеди","волк во рву","ловля обезьян").  В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть  мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка~выручалочки», «пятнашки»).

                 Подготавливая место для игры, особенно на улице,  нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

                 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть  они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых качеств ("перестрелка","коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения  во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

  • Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;
  • Помнить о законе всех игр: «один - за всех, и все- за одного». Ставить интересы команды выше своих;
  • Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;
  • Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;
  • Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;
  • Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;
  • Научившись - научи.

            В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи- тебе водить". Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются,  когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?",или более короткие:"красное яблочко или золотое блюдечко?", "ниточка или иголочка ?" Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

          Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И важно то,  что игра сближает учителя с детьми, помогает сплотить детский коллектив.

               При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе -постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся  потеряют интерес к известным играм. Важно опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит  усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки).Дозирование нагрузки в игре - важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.

Регулирование происходит различными способами:

а) сокращение длительности игры.

б) введение перерывов;

в) изменением количества играющих;

г) уменьшением величины игровой площадки;

д) изменения правил и сменой ролей играющих.

       Чтобы играть детям не надоело- нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической культурой является  умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью (атлетическая гимнастика, шейпинг, популярные виды единоборств).

             И еще один момент.  Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного заведения,   учитывая материально-техническую базу и регионально- климатические условия.

       Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих  элементов:

а) выбор игры;

б) подготовка места и инвентаря;

в) организации играющих;

г) объяснения игры;

д) руководства игрой;

е) подведения итогов.

       Самой популярной и любимой игрой у нас в школе стала лапта.  «Эта  народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам  и лентяям в этой игре нет места…», - говорил известный русский писатель А.И.Куприн.  Обид в лапте практически не бывает, потому что это игра веселая, динамичная, поднимающая настроение, азартная.  Известно, что уже и во времена Петра  Первого лапта была весьма популярна. Ведь для  игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона вполне пригодных для игры. Круглая или плоская  палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих,  возможностей площадки, простора для творчества и импровизации более, чем достаточно. Большой интерес вызывают соревнования по лапте,  проходящие ежегодно  в мае  по олимпийской системе, особенно, когда на финальном  этапе подключается сборная команда учителей. Неудивительно  и естественно русская Лапта, как развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной деятельности. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс внедрения этой замечательной игры в массы,  возрождения и популяризации  ее повсеместно, превращения ее в национальный вид спорта  . Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в отдельные разделы программы (легкая атлетика-элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры- ловкость, ловля, передача мяча), так и отдельным разделом  вариативной части учебной программы.

             Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.; помогают учащихся в процессе социализации.

Используемая литература :

Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.гвардия. 1984.- 126с.

Коджаспиров Ю.Г.Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы.                                     Методическое пособие.  М., Дрофа,2003-176с

Кузнецова З.М.Народные игры на уроках физической культуры. На6.Челны,1996-100с

Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989-239с

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,  2004 год, №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Народные игры" как средство воспитания

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Публикация на тему "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики"

В публикации "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики" описываются народные подвижные игры для детей разного возраста. Рассказывается о влиянии народных подвижных игр на д...

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».

Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».  16.12....

Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...