"Лес и его обитатели"
классный час на тему

Пушмина  Татьяна  Васильевна

Классный час на тему "Лес и его обитатели". Материал может быть использован для внеклассной работы в школе, летнем лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_ego_obitateli.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

МКОУ Барлукская СОШ

 Методическая разработка мероприятия

по теме  

«Лес и его обитатели»

Материалы для сценария

подобраны   учителем

МКОУ Барлукская СОШ

Пушминой Татьяной Васильевной

Барлук – 2013.

Пояснительная записка

Цели и задачи:

1.познакомить с книгами, рассказывающими о жизни леса;

2.учить самостоятельному поиску информации;

3.прививать детям любовь к родной природе;

4.воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: детские энциклопедии; карточки с индивидуальными заданиями для учащихся. Урок рассчитан на два – три занятия в зависимости от подготовленности класса, проводится в форме игры-викторины.

        Материалы этой разработки пригодились мне во время работы на летней оздоровительной площадке. Лагерь дневного пребывания назывался «Лесовичок». И материал данной разработки пршелся как нельзя кстати.

Вступительная беседа

        Ребята! Вы сейчас отдыхаете в лагере дневного пребывания. А вы знаете, как он называется?  А знаете вы, кто такой лесовичок?

        Лесовичок – это сказочный персонаж, который, по преданию, является Хозяином леса.

Наши предки жили в окружении дремучих лесов, где хозяйничали медведи, волки и лисы. Предания самых разных народов населили лес еще и всякой потусторонней силой: ведьмами и колдунами, единорогами и драконами. Жили там и добрые феи, гномы и эльфы.

         Все мы с детства слышали о лесе то, что:

«Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей».

Посреди дремучего сказочного леса живут хорошо нам знакомые Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Соловей-разбойник, там же страшный Серый Волк вероломно нападает на Красную шапочку, а семь богатырей спасают прекрасную царевну, которую злая мачеха приказала отвести «в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам».

         Наше время лишило лес его тайн, колдунов и заколдованных замков, а заодно и многих животных. Волшебные чащобы стали обычными лесосеками, где тарахтят тракторы и бензопилы. Такого леса, пожалуй, уже никто не боится – напротив, теперь он нуждается в нашей защите. Но его красота и величие по-прежнему завораживает душу. И если мы будем относиться к деревьям с почтением и любовью, то сказочный лес и его обитатели подарят нам немало интересного.

Игра-викторина, посвященная обитателям растительного и животного мира российских лесов:

(После отгадывания загадки учитель сообщает детям интересные сведения об угаданном)

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску

Ты узнаешь…(березку)?

(Один гектар березняка испаряет  47 тыс. л. воды в день. Это и очищение воды, и увлажнения воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л. сока.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

(Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг Меда, а гектар липняка – 1т меда. Живет дерево 300-400 лет. )

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

(Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе. )

 Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся цветами.

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший…(Одуванчик)

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.  (Колокольчик)

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцвет и т.д. (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов).

         Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами. Лишь в России на болотистых землях и в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, 800 тысяч тонн черники и брусники. А в урожайные годы с каждого гектара без всякого ухода можно получить 2900кг клюквы, 2000кг черники и брусники клюквы, 1200кг голубики и 3600кг морошки.

– Давайте решим задачу – сколько кг лесных ягод можно собрать с одного гектара в урожайный год? А вот и загадки о лесных ягодах.

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Рассыпает солнце стрелы,

 Сосны зажигая.

 Что за ягода созрела,

 Синяя такая?

 На кусточки, под листочки

 Кто-то бусы бросил, –

 Все поляны в синих точках

 У зеленых сосен.  (Черника)

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники. Но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7 – 8 лет.

– Есть в лесу такие жители, за которыми человек в конце лета начинает “тихую” охоту. Угадайте, кто это? Правильно, это грибы.

 На нашей планете почти 100 тыс. видов грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом, а есть грибы-великаны – до 1.5м. в диаметре.

– Какие грибы можно встретить в наших лесах?

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.  (Опята)

Ходят в рыженьких беретах,

 Осень в лес приносит летом,

 Очень дружные сестрички,

 Золотистые…(лисички).

– А вы знаете, как нужно собирать грибы? Давайте вспомним.

 Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли.

 Чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.

– А разве можно представить лесную полянку без насекомых? Кого из них вы знаете?

Сначала ползет,

Червяком живет,

Потом умирает,

Сучком засыпает,

Затем оживает,

Как птичка летает.(Бабочка)

В нашей стране занесено в Красную книгу 100 видов бабочек.

Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела. (Божья коровка)

(Этот жучок и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений. )

                                                               Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

(Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5кг меда в день.)

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором –

            А под елью вырос дом.  (Муравей)

(Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. )

– А этих пернатых обитателей леса вы наверняка видели.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

(Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами. )

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится.

«Ку-ку…ку-ку…» –

Не спит опушка.

А птицу эту звать…(кукушка).

(Кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых, все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. )

Синяя косынка,

 Темненькая спинка,

 Маленькая птичка.

 Звать ее…(синичка).

(Одна синица за день поедает столько насекомых, сколько весит сама.)

 К сожалению, за последние 350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц. В Красную книгу занесены черный аист, беркут, дрофа, кречет, орел, белый журавль и другие птицы. И в этом виноват человек. Задача нашего поколения – сохранить оставшиеся животные и растения.

– Трудно представить лес без больших и малых зверей. Они очень разные, но все очень нужны в природе. Послушайте, о ком идет речь в следующих загадках.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за резвая зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это… (белка).

(Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма. )

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь

Кто это?(Еж)

(У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. Ежи живут на земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк. )

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

     А от голода – кора. (Заяц)

(Во время погони заяц может пробежать за час 70 км. )

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это? (Лиса)

(Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству.)                                 Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А? проснувшись, стал реветь,

Этот зверь – лесной … (медведь).

(Сегодня насчитывается более 100 тыс. косолапых обитателей леса.  Несколько  разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.)

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте – это…(лось).

К 30-м годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей. Есть лоси и в Сибири.

Благодаря заповедникам в нашей стране сохранены многие редкие животные, в том числе зубр, кулан, уссурийский тигр, выхухоль и др. В этом – заслуга человека.

         Одной из причин исчезновения многих видов растений и животных леса является пожар. Это страшное бедствие для всего живого.

 Ежегодно в мире 20 млн. гектаров леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Особенно опасен огонь в лесу при сухой погоде, когда от него не могут спастись даже крупные звери и птицы. Человек, приходящий в лес, должен чувствовать себя гостем и помнить о том, что останется после него.

Пожары бывают низовые, верховые и почвенные.

 При низовых пожарах погибают мхи и лишайники, сгорает сухая трава, опавшая хвоя и листва, а также кустики брусники, черники и вереска. Обгорает кора у основания деревьев и молодая поросль.

При сильном ветре или в сухую погоду от низового пожара начинается верховой. Огонь охватывает кроны деревьев и быстро переносится ветром на огромные расстояния. Бороться с таким пожаром особенно тяжело, а после него остается выжженная безжизненная гарь.

         Низовые пожары могут превратиться и в почвенные. При этом тлеет верхний слой земли – обычно торф.

Перегорают корни деревьев, которые падают как подкошенные. Горит тайга. Услышав эти страшные слова, люди – и стар, и млад – выходят на борьбу с огнем. Ведь лес дает пищу и кров не только всякому зверю и птице. Но и человеку. Деревья в лесу создают кислород для дыхания всех обитателей планеты. Лес дает жизнь всему живому на Земле.

         Даже после пожара лес может восстановиться. Но происходит это крайне медленно. Вот послушайте, как это происходит.

Рос дремучий лес. От непогашенного костра загорелись сухие ветви. Вспыхнул пожар. Лес сгорел. Экосистема елового леса нарушена. Только через много лет она может восстановиться. Корни трав под землей сохранились живыми, от них пойдут новые побеги. Многие семена при высокой температуры не теряют всхожести. А семена ели могут прорасти даже из обгоревших шишек. Сначала на месте бывшего леса будет много травянистых светолюбивых растений: иван-чая, лапчатки, зверобоя, земляники.

         Потом вырастут кустики малины, лещины, поросль березы, осины и липы.

Под пологом светолюбивых деревьев и появятся теневыносливые елочки.

 Лес будет смешанным.

         А когда осины состарятся, а потом упадут, останутся долгожители – ели. Лес вновь станет хвойным, как и до пожара. Вернуться потомки животных, убежавших от огня в соседние леса».

– А знаете ли вы, что бывает еще более страшное для леса бедствие, которое длится не дни и недели, а месяцы и годы, и разрушительные последствия которого по своим масштабам в сотни, тысячи раз превышают ущерб, наносимый огнем?

         Это бедствие специалисты называют вспышкой массового размножения лесных вредителей. И главный, самый известный среди них – сибирский шелкопряд, сибиряк, как называют его энтомологи.

Практическая работа по поиску информации в энциклопедиях

1.Учащиеся разбиваются на творческие группы.

2.Каждая группа получает карточки с заданиями.

3.На каждой карточке написаны ключевые слова.

С помощью алфавитного указателя или оглавления дети должны самостоятельно найти ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Интерактивная игра по географиии"Знаешь ли ты обитателей материков?"

Данный ресурс может быть использован на уроках обобщающего повторения в 7 классе, а также во внеурочное время....

урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

Рекордсмены среди морских обитателей.

Материал о морских обитателях может быть использован на уроке биологии для расширения кругозора учащихся....

игра "Обитатели водоемов и растения - друзья или враги"

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»            Методическая разработка ...