игра "Обитатели водоемов и растения - друзья или враги"
методическая разработка по обж по теме
Муниципальная общеобразовательная школа- интернат
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Методическая разработка
общешкольного мероприятия
по основам безопасности жизнедеятельности «Обитатели водоемов и растения
- друзья или враги?»
Выполнил: преподаватель- организатор ОБЖ
Ермолаев А.В.
2012 год
Цель: Форма проведения: учебная игра
Место проведения: актовый зал школы - интерната
Состав участников: учащиеся 5-11 класс
Цели мероприятия:
1. Обучающая: формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и экстремальной ситуации при встрече с представителями флоры и фауны
2. Воспитывающая: содействие в формировании у учащихся личностных качеств, необходимых в экстремальных ситуациях: уравновешенности, умения быстро анализировать ситуацию и принимать адекватные действия, контролировать свои желания и поступки, формирование культуры гигиены
3. Развивающая: развитие организаторских, сценических способностей, навыков совместной деятельности, кругозора
План подготовки:
1. Формирование команд конкурсантов
2. Оформление актового зала
3. Подборка изображений обитателей водоемов и растений для проекции на экране.
4. Изготовление «ШАНСов» (талонов за правильный ответ) для зрителей
Ход игры:
Ведущий: Сегодня- продолжение нашей игры об опасных живых существах и растениях. В предыдущей игре вы, ребята, узнали об опасностях, которые могут исходить от животных, птиц, насекомых, что делать при встрече с ними, и как оказать первую медицинскую помощь, если вы или ваш товарищ пострадал. Сегодня вы узнаете об опасных обитателях рек, морей и океанов и растениях.
Человек очень любит купаться, плавать, нырять в реке, озере, море, океане, загорать, рыбачить у воды, на воде или под водой. Это очень полезно для организма человека. Но не зря народ сложил пословицу: где вода, там беда. А беда может наступить в том числе от опасных обитателей воды.
Разминка капитанов
Какое оружие защиты и нападения есть у скатов?
(очень твердый шип длиной 20 – 40 см, снабженный зазубринами, препятствующими извлечению его из раны и желобком, по которому в рану затекает яд, а электрический скат может ударить током (напряжение от 8 до 220 в)
В чем опасность морских ежей?
(если на них наступить, то их иголки могут обломиться, вызывая воспаление и временный паралич, иногда требуется хирургическое вмешательство. Иглы некоторых морских ежей могут быть ядовиты).
Чем опасны моллюски тридактны, имеющие вес до 500 кг?
(Их створки могут захлопнуться, зажав руку или ногу человека, который неосторожно приблизился к моллюску и человек от недостатка воздуха может утонуть, так как не сможет подняться на поверхность воды)
Как отцепить пиявку, которая присосалась к телу и может, как известно, занести инфекцию, их укусы неприятны и ведут к потере крови?
(Использовать соль, золу, конец горящей сигареты, тлеющей ветки и т.д. Отрывать пиявки нельзя, потому что в ранке могут остаться их челюсти, вызывая раздражение и инфекцию)
Эта рыба может врезаться и пробить корпус лодки или даже яхты. Но сами они от удара не погибают. Что это за рыба и почему они не страдают от удара?
(Рыба – меч. У основания ее меча находятся своеобразные жировые амортизаторы – ячеистые полости, заполненные жиром и смягчающие силу удара)
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Разминка команд «Кто знает больше опасных обитателей воды (кроме рыб)»
Команды должны написать и затем по очереди перечислить опасных обитателей воды (кроме рыб). Кто в свою очередь не смог назвать насекомых – тот проиграл.
Правильные ответы: водные скорпионы, губки, иглокожие, касатки, кашалоты, кораллы, крокодилы, крабы, медузы, многощетинковые черви, моллюски, морские львы, морские змеи, морские желуди, морские огурцы, осьминоги, пиявки
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Во время подготовки команд проводится разминка зрителей «Опасные рыбы»
Зрителям демонстрируются на экране монитора с целью определения акулы, барракуды, большие тигровые рыбы, групперы, звездочеты (морские коровы), зубатки, иглобрюхи, крылатки, морские мыши-лиры, мурены, морские ерши, морские дракончики, морские черти, «наскальные рыбы», окуни, пираньи, рыбы – мечи, рыбы – камни, рыбы – жабы, рыбы – клоуны, рыбы – дьяволы, рыбы – собаки, скаты, хирурговые, электрические угри, щуки
(за каждый правильный ответ 1 «шанс»)
Ведущий:сейчас команды по очереди нам скажут, какие опасности могут исходить от рыб
(Рыбы могут укусить, уколоть, опрокинуть плавсредство, ударить электричеством, ими можно отравиться).
(За каждый правильный ответ 1 балл).
Письменное задание на тему «Акулы».Командам даются карточки с заданиями.
Расставьте по степени опасности акул:
1 место –
2 место –
3 место –
4 место –
5 место-
Учащимся раздаются карточки и они должны расставить по местам: 1 место – белая акула, 2 место - тигровая акула, 3 место – акула – молот. 4 место – акула – мако, 5 место – колючая акула (катран)
(5 – балльная система)
Ведущий: А сейчас конкурс «Определи рыбу». Задание командам: Заслушайте вопросы и кто первым определит название рыбы – тот победил
1.Могут достигать 40см в длину.
2.Их агрессивность многократно возрастает в период засухи, когда реки мельчают и превращаются в ручейки.
3.Раны, которые остаются после ее зубов, очень серьезные и до конца никогда не заживают. Самое лучшее, если после встречи с ней останется только шрам.
4.Молодые рыбы могут отхватить кусок плавника у своего соседа во время кормежки. Именно поэтому очень трудно встретить не покалеченную рыбу — почти все они в ранах и шрамах.
5.Их привлекают всплески воды и кровь.
6.Накинувшись на жертву, рыба острыми как бритва зубами мигом отсекает кусок мяса, а проглотив его, с новой силой впивается в плоть.
7.Ее название заимствовано у южноамериканских индейцев и означает «зубастый демон».
8.Очень часто даже крокодилы обращаются в бегство перед их стаей . Чтобы не быть сожранным, крокодил переворачивается в воде незащищенным брюхом вверх, но даже это иногда не помогает.
(пиранья)
1. Эта рыба водится в реках Южной Америки
2. По количеству человеческих жертв она опережает легендарную пиранью
3. Длина взрослых особей достигает 1 – 1,5 м, весит до 40 кг.
4. Может напасть без предупреждения, даже если никакой угрозы для нее не существует.
5. Не стоит подплывать к этой рыбе на расстояние меньше, чем 3 м.
6. Человек при тесном общении с этой рыбой получает удар, который может его парализовать.
7. Сила этого удара может достигать 650 в
(электрический угорь)
(5 – балльная система)
Ведущий: Пока команды готовятся, проведем конкурс со зрителями «Каких опасных рыб вы знаете»
(акулы, барракуды, большие тигровые рыбы, групперы, звездочеты или морские коровы, зубатки, иглобрюхи, крылатки (рыбы – зебры, рыбы – львы), морские мыши – лиры, мурены, морские ерши или малые скорпены, морские дракончики или скорпионы, морские черти, «наскальные» рыбы, окуни, пираньи, рыбы – мечи, рыбы – камни или бородавчатки, рыбы – жабы, рыбы – клоуны, рыбы – дьяволы, рыбы – собаки, скаты, хирурговые, электрические угри, щуки)
(за каждый правильный ответ 1 «шанс»)
Конкурс с командами «Что может быть ядовитым у различных рыб»
(кровь (угорь, мурена, минога, линь, карп, тунец, электрический скат), внутренние органы: желчный пузырь, печень, половые органы (мурена, минога, миксина и некоторые другие рыбы, не имеющие чешуи), молоки и икра (маринка, крымский усач), мясо обычно съедобных рыб, если они питались ядовитыми для человека моллюсками (тунец, барракуда, анчоус, сельдевые, мурена), несвежее мясо, в котором вырабатываются токсины (скумбрия, ставрида, пеламида) (5- балльная система)
Игра со зрителями: Перечислите опасных обитателей морей и океанов, в названии которых имеются и название сухопутных животных и растений.
(морской еж, водный скорпион, морской лев, морская змея, морская корова (звездочет), крылатка (рыба – зебра, рыба- лев), морская мышь – лира, рыба – жаба, рыба – собака, медуза морская оса, морской желудь, морской огурец
(за каждый правильный ответ 1 «шанс»)
Конкурс команд «Ядовитые растения». Команды должны назвать как можно больше ядовитых растений. За каждый правильный ответ 1 балл.
(аконит, багульник, белладонна, белена черная, белокрыльник болотный, болиголов крапчатый, борщевик Сосновского, вороний глаз, дикий бадьян (ясинец), дурман. Ландыш, лютик едкий, мак, молочай, мышатник (термопсис), наперстянка пурпурная, паслен сладко-горький, пижма обыкновенная («дикая рябинка»), цикуда или вех ядовитый, чемерица Лобеля, чистотел большой, акация желтая (ракитник, золотой дождь), жимолость обыкновенная, или волчьи ягоды, жостер (крушина) слабительный, клещевина обыкновенная, луносемянник даурский,
олеандр, самшит, тис ягодный, чилибуха)
Игры со зрителями «Почему?» и «Определи растение»
Собирая в теплый день на болотах голубику, замечаешь, что тебя преследует тяжелый, дурманящий запах, от которого вскоре начинается головная боль. Почему?
(причина – эфирное масло болотного кустарника багульника)
Это растение называется борщевик Сосновского. Крупное, до 3 м, растение, с огромными белыми зонтиками, наиболее опасно в солнечную погоду. Почему?
( В нем содержится вещество кумарин, резко повышающее чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому в солнечную погоду прикосновение к растению, попадание на кожу его сока или пыльцы приводит к сильнейшим ожогам, которые затем превращаются в глубокие язвы).
Его прозвали огонь – трава или огонь – цвет. Что это за растение и почему его так прозвали?
(Дикий бадьян. Его прозвали так потому, что если рядом с ним зажжешь спичку, то само растение вспыхнет голубым пламенем из – за большой концентрации эфирных масел. Эти масла могут действовать на расстоянии 1-2 метров, вызывая недомогание и головную боль. Тем более к нему нельзя прикасаться).
Это семейство - лютиковые – в народе прозвали «куриной слепотой». Почему?
(При прикосновении руками, которые держали эти растения, к глазам появляется сильная резь в глазах, слезотечение и временное ослепление)
Достаточно всего пять ягод этого растения, чтобы умереть
(Когда отцветает белладонна, в зеленых чашечках созревают сочные темные ягоды, похожие на вишню или черешню. Одно из самых ядовитых растений. Даже одна ягода вызывает отравление: возбуждение, сбивчивую речь, бред, слуховые и зрительные галлюцинации, обморок. Симптомы отравления: сухость слизистых оболочек, высыпка на коже, жажда, повышение температуры тела. Появляются ощущение бодрости и возбуждение, судороги. Мысли быстро изменяются одна другой. Отмечается быстрый язык, не оправданная обстановкой веселость. Пострадавшие смеются, танцуют. Потом возбуждение возрастает, возникают галлюцинации, больные чуют разные звуки, пение, изменение цветов окружающего. В отдельных случаях могут наблюдаться припадки "внезапного бешенства". Поэтому белладонну именуют еще бешенной вишней или черешней сумасшедших. Постепенно пострадавшие успокаиваются и засыпают. При попадании в организм значительной дозы яда, в результате повреждения дыхательного центра в мозге, может настать смертельный конец).
Это красивое весеннее растение ядовито все. Известны смертельные случаи после того, как была выпита вода, в которой стояли эти растения.
(Ландыш)
Если прикоснешься к его коре, отломишь ветку, кожа на руке воспалится и появятся волдыри. Но больше всего его ягодами травятся дети, соблазнившиеся их красивым внешним видом. Смертельная доза – 3-5 ягод. В названии присутствует животное.
(Волчье лыко)
Наиболее опасная часть – корневище, обладающее приятным сладким вкусом и запахом, напоминающим запах сушеных яблок.
издает характерный для сельдерея и петрушки запах. Растет на влажных и сырых лугах, по берегам болотистых рек, канав, ручьев, окраинам болот и даже в воде. Все части растения ядовиты. Ядовитые свойства сохраняются и в высушенном виде. Чаще всего отравления бывают весной во время половодья, когда крупные и сочные корневища легко добываются и вымываются водой из прибрежных местообитаний растений. Первые признаки отравления появляются уже через несколько минут. После попадания частей растения, в особенности корневища, в организм человека быстро развивается отравление со следующими признаками: сладковатый, затем горьковатый вкус во рту, боль в животе, слюнотечение, рвота, расстройство дыхания и кровообращения, бред, судороги. Может наступить смерть от остановки дыхания в результате паралича дыхательного центра. Опасно попадание сока растения на повреждённую кожу. Самое главное при отравлении этим растением — незамедлительно обратиться в больницу. Самостоятельно лечиться от отравления этим растением невозможно — можно умереть: все-таки цикутоксин считается одним из самых опасных ядов. В названии яда присутствует и название растения.
(Цикуда)
Откуда пошло выражение «взбеленился»?
Это двулетнее травянистое растение с неприятным, дурманящим запахом из семейства пасленовых очень ядовито, особенно во время цветения.
Это очень распространенное растение. Встречается в Европейской части на Кавказе, Западной Сибири, Средней Азии и на дальнем Востоке.
Растет белена на сорных местах, на огородах, садах, обочинах дорог. Семена, приятные на вкус и напоминающие семена мака, чаще всего вызывают отравления. Признаки легкого отравления (появляются через 10-20 минут): сухость и жжение во рту и глотке, затрудненное глотание. Голос становится хриплым. Зрачки расширены, не реагируют на свет. Нарушено ближнее видение. Светобоязнь. Сухость и покраснение кожи. Возбуждение (отсюда выражения «белены объелся», «взбеленился»), иногда бред и галлюцинации.
При тяжелых отравлениях полная потеря ориентации, резкое двигательное и психическое возбуждение, иногда судороги. Резкое повышение температуры тела, одышка, пульс неправильный. Специфическим осложнением отравлений растениями этой группы являются значительные отеки лица, а так же, предплечий и голеней, связанные с нарушением микроциркуляции крови в тканях.
Блокирование работы дыхательного центра, расположенного в головном мозге, и сосудистая недостаточность могут привести к смерти.
Описаны случаи интоксикации мясом зайцев, питавшихся беленой и другими пасленовыми, а также медом с цветков белены.
(за каждый правильный ответ 2 «шанса»)
Ведущий: завершит нашу игру задания для команд и зрителей на тему «Грибы».
Небольшое задание всем: продолжите пословицу:
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов… кладут.
Мухомор красен, да для здоровья… опасен.
Все грибы съедобны, но некоторые раз… в жизни.
Письменное задание командам: Кто быстрее определит 10 причин отравления грибами
Правильные ответы:
1.Употребление ядовитых грибов.
2.Продолжительное хранение собранных грибов без кулинарной обработки
3.Длительное хранение уже приготовленных грибов.
4.Поражение грибов вредителями, в т.ч.грибными мухами.
5.Совместное употребление грибов некоторых видов с алкоголем.
6.Накопление в грибах вредных организму веществ (тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов).
7.Частое употребление в пищу грибов семейства Сморчковые.
8.Условно съедобные грибы сморчки и строчки, если их перед жарением не отварить и не слить воду, вызывают отравление.
9.Отравление от просто несъедобных грибов (перечный гриб, ложноопенок, валуй ложный, ложнодождевик).
10. Злоупотребление грибами, даже первой категории, вредно для организма, так как грибы — трудноперевариваемая пища и при большом объёме полупереваренной массы в ЖКТ может развиться интоксикация организма.
(за каждый правильный ответ 1 «шанс»)
Во время подготовки команд со зрителями проводится викторина «Лучший знаток загадок о грибах»
Я под шапкою цветной, на ноге стою одной.
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки
(грибы)
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются…(опята)
Глубоко был спрятан он,
Раз – два – три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(боровик)
В шляпке розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления…(волнушка)
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить – жалко,
Съесть – сыро
(груздь)
На земле лежит лепешка, от дождя она растет,
Лишь дотронешься немножко, ее сразу разорвет!
Пых! И вырвался костер дымным облаком из спор!
(дождевик)
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло- желтые…(лисички)
Шоколадно – бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут…(масленок)
В платьях тонких на опушке
Водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску:
Красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке
Как красивы вы…(волнушки)
Золотистые …- (лисички)
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
в березовой роще
(подберезовик)
В лесу, на радость людям,
Средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке
Растет грибок …(масленок)
Под осиною ребятки
Бегают, играют в прятки.
Где один покажется –
Там и другой окажется
(подосиновик)
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,-
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу
(опята)
В белом парике да белом пиджаке,
В шляпке ярко – красной, красивой да опасной.
Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет
(мухомор)
Посмотри – ка, ребята:
Тут лисички, там опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитые…(поганки)
А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки
(мухомор)
Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна
(поганка бледная)
В роще у березки
Повстречались тезки
(подберезовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой
(подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это…(сыроежки)
(за каждый правильный ответ 1 «шанс»)
Ведущий: Помните, когда встречаетесь с незнакомыми растениями, народные пословицы: «Не все полезно, что в рот полезло»,
«Не все в живот, что живет».
Ведущий:Итак, закончился цикл игр, в которых вы отгадывали загадки, занимались тренингами, выполняли письменные задания, придумывали продолжения народным пословицам, отвечали на каверзные вопросы по теме «Опасные животные, насекомые, птицы, рыбы, растения». (обращаясь к учащимся) : с какой целью вы проделали такую огромную работу?... Правильно. Нужно не только любить природу, но и знать, какая опасность вас может поджидать, если вы находитесь на водоеме, в лесу, в горах, в пустыне, да и просто на улице. Нужно знать, как правильно вести себя при встрече с представителями фауны, чтобы не вызвать с их стороны агрессию. Нужно знать и уметь, как защититься при их нападении, что делать, если вы или ваш товарищ пострадали от их нападения или контакта с ними: отравились, получили ранения, заболели инфекционной болезнью и т.д.
А теперь еще раз внимательно прочитайте афоризмы, которые вы видите на сцене и запомните их на всю жизнь (на сцене вывешены плакаты с афоризмами «Осторожность никогда не бывает лишней» (Гораций (65- 8 в.в. до н.э.) – римский поэт», «Опасность готова в любой момент протянуть вам руку» (Александров Георгий Федорович (1908 – 1961) – русский философ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод.разработка игры "Животные,насекомые и птицы - друзья или враги?
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат» Методическая разработка общешкольного мероприятия по основам безопасности...
"Нитраты - друзья или враги?" , химия, 9класс.
Урок проводится в рамках ИКТ и технологии проектной деятельности, в варианте «web-quest» (веб-квест), в виде журналистского расследования (задания для веб-квеста). Необходимость и целесообразность...
Презентация к родительскому собранию на тему: "Фейерверки и пиротехника. Друзья или враги?"
В презентации представлены разделы: история, правила ТБ, первая помощь при ожогах, рекомендации родителям....
. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» Развивающая - развивать навыки анализа текста ...
Урок с экологическим содержанием "Галогены - друзья или враги?"
Задачи урока:обучающиеся должны знать понятие суточная доза, уметь характеризовать значение галогенов в процессах жизнедеятельности живых организмов, уметь производить расчёты на определение суточной ...
Оксиды углерода - друзья ил враги?
Конспект урока химии, 9 класс. УМК О.С. Габриелян . Урок - исследовнаие с применением коучинговых технологий "Колесо баланса" и "Декартовы вопросы". Колесо дает возможность увидеть области знаний, зап...
Презентация "МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И ВРАГИ"
Способы борьбы с внутренними врагами....