кружок "Занимательная математика"
методическая разработка на тему
кружок "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka_zanimatelnaya_matematika_dlya_uchashchihsya.rar | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Оймяконская СОШ им.Н.О.Кривошапкина»
Утверждено:
Директор школы:
________ Посельская Е.Г.
ПРОГРАММА
математического кружка
«Занимательная математика»
для учащихся 6 – 7 классов
Составлена учителем
математики Кондакова И.Ф.
2014 год
Актуальность программы
(пояснительная записка)
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Обоснование долгосрочности программы
Цель программы:
Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
- повысить качество образования учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель:развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмыи т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы:развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок – «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель:учить рассуждать, развивать творческние, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое, сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок – «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта;расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы:развивающие игры, лекции, оригами.
Организация кружка
Процесс проведения кружка предлагается организовать в видеэвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в 2 недели.
Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия.
На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Участники кружка
6класс: 1.Сукулова Аида
2.Аммосова Света
3.Готовцева Вера
4.Туприна Влада
5.Кривошапкина Нария
6. Кривошапкина Саина
7. Атласов Николай
8. Аммосова Айыына
7 класс: 1.Готовцев Давид
2.Кривошапкин Вася
3.Кондакова Лада
4. Алексеева Лолита
Тематическое планирование
Номер заня- тия | Тема занятия | Источник | Дата проведения | |
Подготовка к олимпиаде по математике. 2 часа. | ||||
1. | Логические задачи. | №2,4,6 | 9.10 | |
2. | Математическая олимпиада. | Примерные задачи | 23.10 | |
Из истории математики. 2 часа. | ||||
3. | Старые русские меры длины, площадей. | №1,7. | 13.11 | |
4. | Старые русские меры веса (массы) и объёма. | №1,7. | 27.11 | |
Занимательные задачи. 6 часов. | ||||
5. | Задачи на перекладывание спичек. | №1,2,3. | 11.12 | |
6. | Расшифровка ребусов. | №1,2,3,5. | 25.12 | |
7. | Задачи на переливания. | № 1,2. | 15.01 | |
8. | Задачи на взвешивания. | № 1,2. | 29.01 | |
9. | Задачи на смекалку. | №3,8,10. | 12.02 | |
10. | Математическая викторина. | 26.02 | ||
Старинные задачи. 1 час. | ||||
11. | Текстовые старинные задачи. | №1,2,4,9. | 12.03 | |
Прикладная математика. 2 часа. | ||||
12. | Приёмы быстрого счёта. | №1,2,4 | 9.04 | |
13. | Вырезание из бумаги. | №1,2,10. | 23.04 |
Литература.
1.Математические кружки в школе. 5-8 классы.(А.В.Фарков, М.:Айрис-пресс, 2007.)
2. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах.Пособие для учителей.(сост. В.Ю.Сафонова, М.:Мирос, 1995.)
3.Занимательная математика, КВНы,викторины.( А.С.Шатилова, Л.М.Шмидтова,М.:Айрис-пресс, 2006)
4. Задачи для мудрецов. Книга для учащихся. М.Просвещение, 1996.
5. Задачи на вырост. Учебное занятие для внеклассных занятий по математике. М.Мирос, 2009.
6. Живая математика. Я.И.Перельман, М.Наука, 1978.
7. История математики в школе. 5-7 классы.Г.И.Глейзер, М,1981.
8. Занимательная алгебра. Я.И.Перельман, Наука,1976
9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 2005 год.
10. Математические чудеса и тайны. Мартин Гарднер.М. Наука,12003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....