Что такое толерантность и почему она так важна?
план-конспект на тему
Цели занятия: ознакомить воспитанников с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.
Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, входящий тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tolerantnost_i_pochemu_ona_tak_vazhna.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования город Ноябрьск
Управление по делам семьи и молодежи
Муниципальное бюджетное учреждение
Детско-юношеский центр физического развития и туризма «Вертикаль»
Подготовил: методист МБУ ДЮЦФРиТ «Вертикаль»
Сырова О.С.
2015
Что такое толерантность и почему она так важна.
Цели занятия: ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.
Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, входящий тест.
Сегодня мы поговорим о толерантности. Для начала давайте проделаем следующее упражнение.
1. Упражнение Чем мы похожи 5 мин:
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе одного реального или воображаемого сходства: Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос. Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.
2. Упражнение Комплименты 5 мин:
Ведущий бросает мяч одному участнику и называет его бесспорное достоинство или комплимент. Например, Катя, у тебя прекрасная память. Или Сергей, у тебя классные ботинки. Хорошо продолжать эту игру до перехода комплиментов на качество личности. Проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
3. Работа по группам 5 мин: Участники обсуждают и записывают ответ на вопрос Что такое толерантность (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности. Потом докладчик от каждой группы зачитывает определение. Определение должно быть кратким и как можно более точным.
Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.
Для ведущего: скинхеды в Нижнем Новгороде зверски избивали людей не славянского происхождения в середине 90-х годов. Вопрос: Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности (насилие, нарушение прав, гарантий, национализм, фашизм)
Для педагога: Следствие, даже зная преступников (скинхедов, виновных в преступлениях в Нижнем Новгороде), ни разу не завело уголовное дело против них.
Вопрос: Как характеризуется поведение следователей с точки зрения толерантности (содействие фашизму, потворство, коррупция).
Для педагога: Мать, у которой украли новорожденного ребенка в конце 90-х годов, совершила самоубийство.
Вопрос: Как характеризуется поступок матери с точки зрения толерантности (отчаяние, не смогла простить себя, депрессия, самоуничтожение)
4. Вывод делает ведущий 5 мин:
Толерантность уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя. При этом толерантность это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.
5. Вопрос к детям 5 мин:
Вспомните примеры толерантного и нетолерантного поведения:
1) в истории России
2) в истории школы или класса
6. Тест на коммуникативную толерантность. 15 мин.
1) Самотестирование Ваша коммуникативная толерантность
Об уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:
1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.
Индивидуальность другого - это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.
Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 - верно в некоторой степени, 2 - верно в значительной степени, 3 - верно в высшей степени. Закончив оценку суждений, подсчитайте число полученных баллов, но будьте искренни:
1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
3 Шумные детские игры переношу с трудом
4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности, чаще всего действуют на меня отрицательно
5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
Всего:
2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
В этом случае вы отказываете партнеру в праве на индивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискиваете партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы считаете себя "истиной в последней инстанции", судите о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями. Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3:
1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
2. Меня раздражают любители поговорить.
3. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
4. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.
Всего:
3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей. Таким способом вы регламентируете проявление индивидуальности партнеров и требуете от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру сложившимся ценностям и вкусам. Проверьте себя: в какой мере категоричны или консервативны ваши оценки в адрес окружающих:
1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
2. Так называемые "новые русские" обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.
Всего:
4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров. Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему - некоммуникабельными.
Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения. Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):
1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.
3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
4. Мне неприятны самоуверенные люди
5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
Всего:
5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера. В сущности, вы беретесь за непосильную задачу вознамерились изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил и этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам. Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
1 Я имею привычку поучать окружающих.
2 Невоспитанные люди возмущают меня.
3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
5 Я люблю командовать близкими.
Всего:
6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В данном случае вы как бы "обтесываете" те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, исходите из своих обстоятельств и т', д. Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.
2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.
3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
Всего:
7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
Это означает, что ваше сознание "застревает" на различиях между личностными подструктурами - вашей и партнера. Таков источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам. Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
2. Меня часто упрекают в ворчливости.
3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.
4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь.
Всего:
8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих. Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
5 Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
Всего:
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя - для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон. Проверьте себя: каковы ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.
2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Всего:
10. Вы считаете, что всегда есть конкретный человек или группа людей, несущие ответственность за социальные, экономические и политические проблемы в стране, особенно если речь идет об этнической группе. Однако не национальные, а сами социальные процессы в стране влияют на благополучие народа. Просто нужно время и бескорыстное вложение в страну без враждебности по отношению к другим.
Проверьте себя: ищете ли вы козла отпущения по любому поводу или оцениваете свой личный вклад в разрешение проблем страны (0-3 балла):
1. Я считаю, что было бы разумнее нанимать местных безработных жителей в службу уборки и ремонта дорог летом, вместо приезжающих лиц из стран ближнего зарубежья.
2. Как правило, я не доверяю лицам кавказской национальности, торгующим на рынке они всегда обманут.
3. Мне трудно мириться с мыслью, что московские вузы принимают иностранных студентов, понижая ставки москвичей.
4. Я считаю, что нельзя покупать фрукты и овощи на улице или на рынке, потому что они могут быть привезены из радиационных зон Украины.
5. Я боюсь ездить на маршрутных такси, т.к. таксопарки нанимают неквалифицированных для Москвы водителей из стран ближнего зарубежья.
Оценка теста по каждому пункту:
0-1 я абсолютно толерантная личность или я был нечестен во время тестирования
2-5 я толерантен в общении в целом
6-10 мне бывает трудно контролировать свои эмоции и принимать людей или обстоятельства как есть
11-15 я нетолерантен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
Сочинение на тему: "Моё представление о том, что такое взятка, и почему за это нужно наказывать"
Сочинение участвовало в республиканском конкурсе эссе "Будущее моей страны - в моих руках"...
Родительское собрание на тему: "Что такое снюс и почему в группе риска – дети"
Разработка родительского собрания для родитей 6 классов на тему "Что такое снюс и почему в группе риска-дети"...
Что такое СПИД и почему он опасен? Как уберечь себя от заражения.
В природе существует вирус, способный разрушать клетки, ответственные за иммунную защиту. Этот вирус называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Цель занятия: познакомить подростко...
Что такое проект и почему реализация проекта- это сложно, но интересно
Индивидуальный проект 10-11 кл....
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно
Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...
"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.
Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...