Что такое СПИД и почему он опасен? Как уберечь себя от заражения.
классный час (9, 10, 11 класс)

Робак Людмила Анатольевна

 

В природе существует вирус, способный разрушать клетки, ответственные за иммунную защиту. Этот вирус называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). 

Цель занятия: познакомить подростков с актуальностью проблемы СПИДа, рассказать о путях передачи ВИЧ-инфекции, предупредить  о последствиях этого заболевания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spid_kl._chas.docx23.05 КБ
Файл k_lektsii_spiddocx.docx13.61 КБ
Файл bloki.docx13.95 КБ
Файл kartochki_k_igre.docx12.06 КБ
Файл mify_o_spide.docx14.69 КБ
Файл spid_zhidkosti.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое СПИД и почему он опасен?

            Как уберечь себя от заражения».

 - Здравствуйте. Наша встреча посвящена проблеме, которая тревожит весь мир – проблеме ВИЧ/СПИДа. Мы надеемся, что эта беда обойдёт вас стороной. Но самая лучшая гарантия – запас знаний по данной проблеме.

Цель нашей встречи: познакомить вас с актуальностью проблемы СПИДа, рассказать о путях передачи ВИЧ-инфекции, предупредить вас о последствиях этого заболевания.

Почему в наше время столько внимания уделяется этому заболеванию?

(СПИД –  это инфекционное, неизлечимое заболевание. Открытие вируса произошло в 1981г. почти одновременно в лабораториях США и Франции. Вакцины и способы лечения до сих пор не найдены.) 

          В повседневной жизни человека окружают множество различных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибки и др.) некоторые из них могут причинить вред человеческому организму. Главным защитным механизмом против вторжения микроорганизмов, которые могут проникнуть через или слизистую оболочку и вызвать у человека болезнь, является иммунная система. Функции иммунной системы – защищать организм от поражения бактериями, вирусами и другими чужеродными «агентами». Иммунная система человека состоит из специальных органов и клеток, которые способны распознавать, убивать и уничтожать чужеродные микроорганизмы.

  В природе существует вирус, способный разрушать клетки, ответственные за иммунную защиту. Этот вирус называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

     - Что же происходит в организме, когда в него попадает ВИЧ?

 Наш организм – это очень сложная система, напоминающая крепость, в которой защитными стенами является иммунная система. Она предназначена для того, чтобы защитить организм от проникновения различных возбудителей инфекций (например, гриппа, оспы, гепатита, ОРЗ и др.) и уничтожить их.

Иммунная система состоит из четырёх блоков, работающих следующим образом.

Первый блок – дозорный. Он знает, что организму полезно и следит, чтобы не проникло то, что может принести организму вред. Всё вредное сразу же уничтожается.

    Если дозорный блок не справляется с попавшими в организм инфекциями или  не может распознать незваных гостей, то подключается второй блок,  который отвечает за идентификацию (соотнесение, сравнение) и хранение информации.

  Проанализировав появившуюся инфекцию, он передаёт эту информацию третьему, самому главному блоку иммунной системы – блоку поиска и активизации уничтожения, который начинает производить антитела. Отыскав вирус, антитело прикрепляется к нему и сигнализирует клеткам четвёртого блока, где искать «врага». В четвёртом блоке находятся клетки, которые называют киллерами (СD4), они должны уничтожить вирус. Но только с ВИЧ-инфекцией этот номер не проходит. Проникнув внутрь клетки, он перепрофилирует её, и эта клетка становится как бы сообщницей вирусу.

   Вот здесь и наступает дефицит (нехватка) защитных сил организма, т.е. в организме человека появляется иммунодефицит.

   И если раньше организм не могли атаковать вредные инфекции, то теперь иммунная система никак не может повлиять на их уничтожение. Клетки- киллеры практически отсутствуют, т.к. превращены в клетки ВИЧ-инфекции.

   Эта инфекция называется вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), а с годами она переходит в синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД). Количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом постоянно растёт во всех странах мира. Растёт и смертность. Особенно подвержена заражению ВИЧ-инфекцией молодёжь.

В – вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита: состояние, при котором снижена функция иммунной системы, т.е. снижена способность организма противостоять болезни.

Ч – человека: носителем этого вируса является только человек.

ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, при котором поражается иммунная система организма человека. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у человека, инфицированного ВИЧ, проявляются первые признаки болезни.

С – синдром: совокупность признаков, характерных для какой-либо болезни.

П приобретённого: заболевание приобретается в течение жизни.

И – иммунного: относящегося к иммунной системе.

Д – дефицита: отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на внедрение патогенных микроорганизмов.

Кто может пояснить, в чём различие этих понятий? (термин СПИД появился в 1981г., когда многое об этой инфекции ещё было неизвестно. В настоящее время он применяется для обозначения только последней стадии заболевания.)

СПИД – это конечная стадия ВИЧ-инфекции, которая характеризуется поражением иммунной системы человека, на фоне которого развиваются сопутствующие заболевания лёгких, органов желудочно-кишечного тракта, головного мозга. Болезнь заканчивается смертью.

     Представьте себе, что вы заболели гриппом. Происшествие, кажется, незначительное, но давайте рассмотрим данную ситуацию.

    Вы лежите в постели, у вас слабость, температура, болит голова и горло. Конечно, ваши близкие волнуются.  Если они работают или учатся, то, пока вы продолжаете «грипповать», им будет труднее работать или учиться – их будут отвлекать переживания о вас. Возможно, работать или учиться они будут хуже, чем обычно. Это, в свою очередь, может привести к конфликту с управляющими на производстве или учителями. Опасаясь заражения, ваши друзья или знакомые могут воздержаться от встречи с вами. Кроме того, близкие, желая порадовать вас во время болезни, покупают вам фрукты, деликатесы, не говоря уже о дорогих лекарствах, способных укрепить ваше здоровье.

Итак, мы видим, что ваше состояние стало причиной:

  • изменения поведения ваших близких (они стали хуже работать или учиться);
  • внезапного изменения их планов (может быть, пару дней назад они планировали куда-нибудь поехать, но не поехали, чтобы навестить вас);
  • изменения (пусть даже незначительного) их отношений с вами или с другими людьми (нежелание встречаться с вами как с источником опасности для своего здоровья; конфликт на работе);
  • сокращение семейного бюджета (лекарства требуют немалых финансовых затрат).

   Таким образом, мы рассмотрели, как ваше состояние влияет на ближайший круг людей.        

   Конечно, ВИЧ-инфекция не грипп. Заразившийся гриппом почти сразу об этом по самочувствию, а заразившийся ВИЧ может очень долго носить в себе инфекцию и даже не подозревать о заражении. ВИЧ-инфекция развивается медленно, и до времени, когда она перейдёт в СПИД, т.е. человек начнёт постоянно плохо себя чувствовать, может пройти 10 и более лет.

   Всё это время ВИЧ- инфицированный чувствует себя вполне хорошо и сохраняет нормальное физическое состояние. Но всё же последствия распространения вируса гриппа и ВИЧ сходны. Разница лишь в том, что в случае с ВИЧ эти последствия проявляются неизмеримо сильнее. В т.ч. и по причине неизлечимости этого заболевания на сегодняшний день.

Игра «Жизнь с болезнью» («Здаровы лад жыцця» №9/06г.)

Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом. Даёт участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

     Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд, на 4-х – названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

     Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

     После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

     После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.)

Всё что осталось у вас – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью человека.

   Что вы чувствовали во время игры? Как чувствуете себя сейчас? С чем или с кем было труднее расставаться?

   То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснётся вас и ваших близких. Надеюсь, что никто не столкнётся с такой ситуацией в своей жизни. Всё это только игра и закончилось вместе с игрой.

Пути передачи ВИЧ-инфекции

 - Вы уже знаете, что человек – это единственный источник передачи ВИЧ-инфекции. Частицы вируса находятся в жидкостях человеческого организма. Но в одних жидкостях их присутствует так много, что, попадая в другой организм, они заражают последнего; а в других – мало, и они не представляют опасности. Давайте посмотрим эту таблицу.

Жидкости,

содержащие высокую

концентрацию вируса

и опасные для человека

Жидкости, содержащие низкую

концентрацию вируса

и опасные для человека только в

очень больших объёмах

кровь

сперма

вагинальный секрет

слёзы

слюна

моча

пот

- Полагаю, вы представляете, где находятся эти жидкости, как они могут попасть в организм другого человека?

Рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

Вирус передаётся от человека к человеку половым путём через жидкости организма, которые содержат ВИЧ.

Игра «Поздоровайся за руку»

(«Здаровы лад жыцця» №4/07г.)

Цель: Наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции.

Ведущий предлагает всем участникам тренинга встать и поздороваться за руку с тремя людьми из аудитории, которые ему наиболее симпатичны.  Все ходят, здороваются. По хлопку игра останавливается. Ведущий просит встать перед ним одного из участников игры. В следующую линию за ним пусть станут те, кто здоровался с первым участником. В третью линию пусть станут те, кто здоровался с предыдущими участниками игры и т.д., пока не выстроятся все участники тренинга.

А теперь представьте, что первый участник – ВИЧ-положительный и он имел незащищённые половые отношения с тремя партнёрами, с которыми поздоровался. Вот так невзначай, в дружеской обстановке и происходит заражение ВИЧ. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга и часто не задумываются о том, что кто-то из них может быть инфицирован. Посмотрите, с какой скоростью, в геометрической прогрессии может распространяться этот вирус.

Я надеюсь, никто из вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой.

     Какие вы знаете средства защиты от передачи ВИЧ-инфекции половым путём?

Что вы можете посоветовать молодым людям, вступающим во взрослую жизнь?

     Парентеральным путём через кровь посредством инфицированных препаратов крови; загрязнённых шприцов; общих игл для нанесения татуировок, общих инструментов для бритья.

    Вертикальным путём от инфицированной матери к ребёнку: во время беременности и родов, при кормлении грудью.

    Вирус иммунодефицита человека не передаётся при рукопожатии, объятиях, чихании, купании в бассейне, использовании общей посуды, пользовании общим санузлом, через укусы насекомых.

     Знания и ответственное поведение – единственно верное в профилактике ВИЧ/СПИДа.

 

         



Предварительный просмотр:

В вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита: состояние, при котором снижена функция иммунной системы, т.е. снижена способность организма противостоять болезни.

Ч – человека: носителем этого вируса является только человек.

С – синдром: совокупность признаков, характерных для какой-либо болезни.

П – приобретённого:

заболевание приобретается в течение жизни.

И – иммунного:

относящегося к иммунной системе.

Д – дефицита: отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на внедрение патогенных микроорганизмов.



Предварительный просмотр:

     

   ДОЗОРНЫЙ

        БЛОК

БЛОК ИДЕНТИФИКАЦИИ

И ХРАНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИИ

БЛОК

 ПОИСКА  И АКТИВИЗАЦИИ

УНИЧТОЖЕНИЯ

БЛОК

КИЛЛЕРОВ



Предварительный просмотр:

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое блюдо

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Любимое занятие, увлечение

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека

Имя близкого или любимого человека



Предварительный просмотр:

Пять мифов о СПИДе

1. Наши предки СПИДом не болели.

  СПИД гораздо старше, чем мы думаем: ещё 100 лет назад венгерский врач Капоши описал симптомы, которые полностью совпадают с тем, что мы привыкли называть ВИЧ.

2. СПИД – это удел бомжей и наркоманов.

  Несмотря на достижения медицины, каждый 35-й человек с ВИЧ заражается во время переливания крови, каждый 1000-й – подчас медицинских и косметологических манипуляций вроде лечения зубов или маникюра. Кстати, так произошло с известным американским писателем-фантастом Айзеком Азимовым, который заразился СПИДом во время операции на сердце и умер от него 9 лет спустя.

3. Люди с ВИЧ живут год, максимум – два.

  Продолжительность жизни среднестатистического «положительного» составляет 12 лет.

4. Если комары разносят малярию и лихорадку, значит, они могут заразить и СПИДом.

   Комар впрыскивает человеку не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну, поэтому бояться этих насекомых не стоит. По-крайней мере, в мировой медицине случая заражения СПИДом от комаров не зафиксировано.

5. СПИД можно вылечить специальными чаями и травяными отварами.

  В интернете можно без труда найти сотни рецептов, как вылечить СПИД отваром из зверобоя, корнем солодки и т.п. Некоторый умельцы предлагают ещё более экстравагантные способы – от нагревания человека до неимоверных температур до массажа биополя. К cожалению, это не более чем попытки «выкачать» деньги из отчаявшихся людей.

  Лекарства от СПИДа, которое бы полностью уничтожало вирус, пока не изобрели.



Предварительный просмотр:

Жидкости, содержащие высокую

концентрацию вируса

и опасные для человека

КРОВЬ, СПЕРМА

ВАГИНАЛЬНЫЙ

СЕКРЕТ

Жидкости, содержащие низкую концентрацию вируса и опасные для человека только в очень больших объёмах

СЛЁЗЫ, СЛЮНА

МОЧА

ПОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терроризм - как уберечь себя ?

Урок в 8 классе по теме: «Терроризм: как уберечь себя? »Цели:Обучающие: изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.Развивающие: сформировать у обучаю...

Классный час: « Как уберечь себя от влияния вредных привычек».

                    иинформирование учащихся о вреде наркомании и табакокурении; ознакомление учащихся со стратегией принятия решений; вос...

Урок по теме: «Как уберечь себя от опасности на урока химии» 8 класс

Формирование у обучающихся умений и навыков действий при пожаре, умений и навыков обращения со спиртовкой;  воспитание психологической готовности правильно оценить обстановку, уверенность в своих...

Классный час на тему:«Как уберечь себя от наркотиков»

Классный час«Как уберечь себя от наркотиков»Цели:Профилактика среди старшеклассников наркомании.Воспитание потребности в здоровом образе жизни....

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта по биологии. Учебник Т.С. Суховой и Т.А. Дмитриевой для 6 класса  раздел "Древние обитатели Земли бактерии"...

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта к уроку "Можно ли сохранить себя и близких от воздействия опасных бактерий" 6 класс...

Памятка для родителей «Как уберечь себя и детей от заражения. Правила поведения в условиях пандемии коронавируса для предупреждения распространения COVID-19»

Главное, что нужно сделать родителям – провести беседу с детьми на тему опасности заражения и важности профилактики коронавируса. Расскажите детям о профилактике коронавируса в доступн...