Уроки физической культуры в коррекционной школе (из опыта работы)
статья по физкультуре на тему

Волошина Марина Лазимовна

Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, использование всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально - адаптированного и физически развитого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_fizicheskoy_kultury_v_korrektsionnoy_shkole.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке обучающихся к жизни, к общественно полезному труду. И поэтому, главной задачей, стоящей перед коррекционной школой, является задача сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания социально-адаптированной личности с ясным пониманием общечеловеческих ценностей.

Известно, что движение - необходимый компонент интеллектуальной деятельности. Двигательная активность способствует развитию образного мышления, формированию понятий, т.е. выделению общих свойств предметов и явлений, сильных и устойчивых связей между ними; двигательная активность одновременно воздействует на все сферы организма: сенсорную, моторную, эмоциональную. Средства физической культуры способствуют профилактике утомления, повышают умственную и физическую работоспособность, формируют механизмы для восстановления нарушенных функций.  

Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, использование всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально - адаптированного и физически развитого человека.

Для достижения цели считаю необходимым решить следующие задачи:

  • повысить общий средний уровень физической подготовки обучающихся;
  • привить сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом;
  • популяризировать здоровый образ жизни;
  • повысить спортивное мастерство обучающихся и подготовить обучающихся для участия в соревнованиях различных уровней.

Яркая черта современного урока физической культуры в коррекционной школе – четко выраженный индивидуальный подход к обучающимся. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может и не быть проблемным для другого. Поэтому в своей работе учитываю индивидуальные способности и возможности детей, возрастно-половые особенности обучающихся, состояние здоровья. Тех, кто желает заниматься спортом, но по состоянию здоровья не может выполнять максимальные нагрузки, привлекаю  к дополнительным занятиям, постоянно контролируя  нагрузку. Упражнения, требующие физического напряжения, чередую с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление).

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • младшим школьникам занятия должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
  • в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
  • в старших классах - сформировать потребность в движении, развить самостоятельность.

Поэтому в своей работе использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • занятия по традиционной схеме (общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
  • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • занятия - тренировки в основных видах движений;
  • занятия- соревнования;
  • самостоятельные занятия, когда обучающемуся предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.

 В ходе занятий соблюдаю дидактические правила «от известного к неизвестному», и «от простого к сложному», соблюдаю логику  поэтапного освоения материала и перевода учебных занятий в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

Обязательно отмечаю и поощряю учащихся, способных проявлять морально-волевые качества при выполнении сложных видов движений, их старание и целеустремленность.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, используемые мною в работе:

 • подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и местом проведения);

 • пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции;полезна всем детям, особенно детям с проблемами слуха и как следствие, с речевыми проблемами);

• дыхательная гимнастика (у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом);

• фитбол – гимнастика (упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом: тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы);

• самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком (улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний).  

Результат применяемых мною технологий – снижения уровня заболеваемости среди обучающихся и отсутствие травм за два года у моих воспитанников.

Опыт моей работы показал, что необходимо проводить систематический контроль и оценку знаний обучающихся. К этому вопросу подхожу очень ответственно. Если оценивать обучающихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены быть неуспевающими; если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов. Поэтому в начале учебного года я объясняю учащимся, по каким критериям ставится итоговая оценка. К ним относятся:

  • сдача учебных нормативов и усвоение теоретического материала;
  • повышение уровня физической подготовки;
  • выполнение домашних заданий;
  • активное занятие в спортивныхсекциях;
  • участие в соревнованиях.

Таким образом, ученики сами могут определять свои слабые стороны и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ученик может получить высокую отметку. Учащимся и их родителям нравится такая система выставления оценок. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов  двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Немаловажную роль в своей работе отвожу тестированию. Я считаю обязательным систематически проверять и оценивать уровень развития физических качеств обучающихся и динамику их изменения.

На уроках физической культуры в начале и в конце учебного года провожу тесты, зачёты для выявления физических способностей детей:

  • прыжки в длину с места;
  • прыжки через скакалку за 1 минуту;
  • поднимание и опускание туловища за 1 минуту;
  • бег на дистанцию 30 м;
  • тест на гибкость;
  • приседание за 30 с;
  • стритбол — 10 бросков в корзину;
  • челночный бег 3*10 м;
  • подтягивание, отжимание.

Тестирование помогает не только оценивать обучающихся, но и проводить отбор для участия в спортивных соревнованиях, а также выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий.

В своей работе большую роль отвожу на развитие общей физической подготовленности не только на уроке, но и дома. Это выражается в виде домашних заданий, которые я даю в конце каждого урока. Эти задания включают в себя простые физические упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища, лёжа на спине, приседания, упражнения на гибкость, упражнения с гантелями и т.д.).

Работая учителем в школе для детей с проблемами слуха, нельзя забывать и о коррекционной работе. Обучение словесной речи – суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса. В задачу каждого учителя входит контроль за произносительной стороной речи детей, коррекция неправильного произношения на основе использования известных детям приёмов самоконтроля, подражания эталонному образцу речи педагога.

Основным способам восприятия учебного материала на уроках физической культуры является слухо-зрительный, проводится работа по развитию остаточного слуха школьника. Это требует большой работы, направленной как на овладение специальной терминологией, так и на формирование умения употреблять её в самостоятельной речи. Занятия физической культурой не только укрепляет здоровье, но и обогащает речь обучающихся.

Личностно-ориентированный подход в профессиональной деятельности позволяет вовремя выявить спортивные способности и таланты ребенка, и помочь ему в выборе определенного вида спорта, в котором он может достичь высоких результатов. Так, например, среди моих обучающихся есть кандидаты в мастера спорта по настольному теннису, кандидаты в мастера спорта по хоккею.

Большое внимание отводиться организации проведения спортивно-массовых мероприятий оздоровительного характера. Ежегодно в нашей школе проводятся следующие спортивные мероприятия:

  • день здоровья «Осенний кросс»;
  • первенство школы по шахматам и шашкам;
  • первенство школы по греко-римской борьбе;
  • весёлые старты «Праздник строя» ко Дню Защитника Отечества;
  • первенство школы по хоккею с шайбой;
  • первенство школы по настольному теннису;
  • спартакиада по лёгкой атлетике, посвящённая памяти Г.М. Лопаткина (бывшего учителя физкультуры- ветерана  педагогического труда нашей школы);
  • зарядка с чемпионом;
  • спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» особенно важен. Так как эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в образовательном учреждении не создано детско- взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

К каждому внутришкольному соревнованию составляется Положение, заполняется таблица результатов, готовятся грамоты и призы. Итоги соревнований доводятся до обучающихся на общешкольных линейках, на которых вручаются награды.

Обучающиеся нашей школы активно принимают участие во многих соревнованиях различных уровней, которые организует Физкультурно-спортивная школа инвалидов Новосибирской области:

  • спартакиада мужских и женских команд (волейбол, баскетбол, дартс, шахматы, шашки, футбол);
  • соревнования, проводимые в рамках Всероссийской декады инвалидов (волейбол – смешанная команда, баскетбол, шахматы, шашки, плавание, футбол,  дартс,  настольный теннис);
  • первенство области по баскетболу среди юношей и девушек;
  • первенство области по волейболу среди юношей и девушек;
  • первенство области по настольному теннису.

Соревновательная деятельность воспитывает у обучающихся волевые качества, инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности, а также нравственные и духовные стороны личности (честность, милосердие, взаимопомощь и отзывчивость). Ребята стараются попасть в школьную команду и выступать за честь школы. У них появляется стимул для совершенствования техники в игровых видах спорта. Участвуя в соревнованиях различного уровня, мои ученики становились победителями и призёрами в разных видах спорта .

Своими достижениями за два года считаю следующее:

  •   привлечение обучающихся к занятиям спортом;
  •   повышение мотивации к занятиям физической культурой за счёт соревновательной деятельности;
  •   призовые места на  соревнованиях разных уровней;
  •   снижение заболеваемости;
  •   работу с родителями (консультации, рекомендации).

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования компетенций, которые  «закладываются» в образовательный процесс  и посредством современных технологий, таких как метод проектов.  

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Тематика проектов, используемых  на уроках физкультуры,  разнообразна.  Это могут быть  проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта,  подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников,                 важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д. Так результатом работы над проектами «Олимпийские игры в Сочи», «Сурдлимпийские игры – 2015» стало оформление информационных стендов. Ученица 6 класса с презентацией к проекту «Ими гордится наша школа» выступила перед обучающимися 3-5 классов .

В своей дальнейшей работе планирую продолжать активно повышать своё педагогическое мастерство, укреплять здоровье и воспитывать своих обучающихся сильными, крепкими, коммуникабельными, способными жить и трудиться в обществе слышащих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в коррекционной школе 8 вида.

План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.Программы: Москва "Просвещение" 2003 год.под редакцией И.М.Бгажноково...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

«Современные образовательные технологии на уроках физической культуры в коррекционной школе».

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в коррекционной школе

Материал  познакомит с возможностями  и  преимуществами  такого  вида спорта как  скандинавская  ходьба,  расскажет о  пользе  этого  вида спорта...

Использование игрового метода на уроках физической культуры в коррекционной школе восьмого вида.

Игра - формирует личность ребенка. Использование игрового метода на уроках играет огромную роль в развитии детей с ОВЗ....

Современный урок физической культуры в коррекционной школе

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа,преимущество которой состоит в том,что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно....

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)...