"Некоторые варианты групповой работы на уроках физики в основной школе. Из опыта педагогической деятельности"
статья по физике (7, 8, 9 класс)
В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики в основной школе.
В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники» подробно рассматриваются различные приемы групповой работы.
Автор статьи не ставил цель написать подробные сценарии уроков. Он делится разработанными им конкретными дидактическими материалами к нескольким урокам, на которых можно организовать групповые формы работы. Их можно использовать полностью или частично и редактировать под конкретные условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики. | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Название статьи «Примеры организации работы в группах на уроках физики в основной школе». | ||
Задачи, виды, принципы, плюсы и минусы групповой работы я излагать не буду. Они общеизвестны и информация о них общедоступна. При желании эту информацию можно найти самостоятельно. Остановлюсь на одном источнике. | ||
В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники» подробно рассматриваются различные приемы групповой работы. | ||
Я не ставила себе цель написать подробные сценарии уроков. Хочу поделиться с вами разработанными мной конкретными дидактическими материалами к нескольким урокам, на которых можно организовать групповые формы работы. Их можно использовать полностью или частично и редактировать под конкретные условия. | ||
Анатолий Гин выделяет три схемы организации работы в группах. | ||
Схема 1. Все группы получают одинаковые задания. | По такой схеме получаются уроки изучения нового понятия или явления через эксперимент.
| |
Схема 2. Группы получают разные задания. | У меня по такой схеме получились уроки проверки знаний. Фактически это та же работа по вариантам, но несмотря на то, что производится контроль знаний, выполняется не индивидуально, а в парах или тройках. Группы малые, работают в ней все. Снимается напряжение у слабых и неуверенных в себе учеников, они теперь не получат двойку, работают с помощником. Более сильные берут на себя роль лидера и наставника, сами лучше усваивают тему. Так идет подготовка к работе в более крупных группах. Предлагаю задание по графикам в теме «Тепловые явления» 8 класс: само задание, бланк для заполнения и заполненный для проверки. | |
Схема 3. Все группы получают разные задания, но работают на общий результат. | По такой схеме проходят уроки получения новых теоретических знаний, уроки повторения и обобщения и уроки подготовки к контрольной работе. | |
Условия плавания тел. (Получение новых теоретических знаний) | Каждая группа поучает свое задание, выполняет его, четко следуя инструкции. Здесь очень важно точно и по возможности коротко сформулировать задание. После выполнения в тетради представитель выступает перед всем классом. В итоге заполняется таблица. Пользуясь таким приемом, можно проводить подобные уроки тогда, когда нужно легко и быстро вывести сразу несколько формул (вывод второго закона Ньютона в импульсной форме и закона сохранения импульса, закономерностей соединения пружин и конденсаторов, различные формы записи выражений для энергий). Если формул две – то можно дать одинаковое задание трем группам из шести, если заданий три – то двум группам из шести попадутся одинаковые задания. В 7 классах мало кто сразу самостоятельно выполняет инструкцию. Нужна помощь учителя. Или можно поступить вообще иначе. Можно вместо работы в группах вызывать сразу несколько (от 4 до 8) учеников к доске. Они все выполняют одно и то же задание по инструкции под руководством учителя. Расставить лучше вперемежку сильных и слабых. За урок у доски побывает практически весь класс, и групповое занятие станет индивидуальным. ☺ | |
Закономерности соединения проводников. (Получение новых теоретических знаний) |
| |
Вывод формулы пути по графику модуля скорости υ(t) равноускоренного движения. (Получение новых теоретических знаний) | Материал составлен по учебнику Л.Э. Генденштейна. Если в школе другой УМК: либо распечатать страницы из данного учебника, либо сделать листок с выведенными формулами, по которому представители групп перед выступлением могут проверить, правильную ли формулу они получили. | |
Обобщение по теме «Движение и взаимодействие тел». |
Трудность вызывает составление кластера. Нужна помощь учителя практически в каждой группе. Зато ученики предлагают очень интересные примеры проявлений и применений сил. Заметим, что эти уроки обобщения можно поменять местами в 7 и 9 классах и легко варьировать задания в зависимости от уровня класса. | |
Уроки обобщения знаний о простых механизмах. Каждой группе предлагается заполнить информацию по одному из простых механизмов, можно для ускорения и упрощения выполнения задания раздать распечатанные домашние задачи на КПД, решенные на прошлых уроках. | ||
Обобщение знаний о физических явлениях каждой группе выдается листок с планом обобщения информации по одной из изученных групп явлений, в котором даются номера страниц для повторения темы. | ||
Подготовка к контрольной работе |
При регулярном применении такой организации уроков ученики перед уроком сами разбиваются на группы, выбирая уровень сложности задачи, и эффективно работают весь урок. Учителю же остается только консультировать в затруднительных ситуациях. | |
Итог | В своей статье я затронула лишь малую часть возможностей организации работы в группах. Но, думаю, что представленный дидактический материал облегчит и ускорит вам, уважаемые коллеги, подготовку к урокам такого типа. Очень хочется узнать ваше мнение и от вас почерпнуть интересные идеи для проведения уроков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе
Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...
Парная и групповая работа на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы...
Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»
Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...
Теория и практика групповой работы на уроках физики
Материал был разработан мной для молодых преподавателей....
Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе
Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу м...
«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»
Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...
Групповая работа на уроках физики
Групповые технологии удовлетворяют естественную потребность человека в общении с другими людьми. Во время работы в группах обучающиеся обмениваются информацией, взаимно оценивают знания, сопоставляют ...