КОНЦЕПЦИЯ воспитательной системы ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Принята на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы____________
«31» августа 2017г. Ржевцев В.В.
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной системы
ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
на 2017-2022 г.г.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Каждый ребёнок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательно-образовательном процессе психолого - педагогическом сопровождении. Воспитание не в состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в преобразованиях современной жизни, сформировать коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить школе-интернату как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности сегодняшней жизни, гармонично
сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в
способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
При разработке концепции воспитательной работы нашей школы-интерната педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся и систематизировать опыт воспитательной работы педагогов. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции воспитательной системы школы-интерната. Бесспорно, любому человеку необходимо чувство собственной значимости и успешности. Быть УСПЕШНЫМ - сегодня это значит быть физически здоровой, интеллектуально развитой, ценностно-ориентированной, социально активной личностью с креативным и гибким мышлением, способной быстро адаптироваться в условиях современной жизни. В центре образования, в отличие от других общеобразовательных учреждений города, сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингента обучающихся. Это дети-сироты, из малообеспеченных и многодетных, неблагополучных семей, одиноких матерей. Педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей учащихся и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.
Концепция воспитательной работы школы-интерната предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности.
-Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
-Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности.
-Социально – активная личность – это личность творческая.
-Социально-активная личность – это гуманная личность.
-Социально активная личность- это успешная личность.
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы-интерната; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Концепция воспитательной системы школы-интерната разработана в целях создания методологической основы по созданию воспитательной среды в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», организацию в ней воспитывающей деятельности и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к ее организации, проведению и решению соответствующих проблем. Изменения социально-экономических условий, жесткие требования общества и рынка труда, предъявляемых к молодым людям, вступающим во «взрослую» жизнь с одной стороны и неготовность повернуться к нуждам и проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья с другой стороны, обуславливают невостребованность лиц данной категории.
Это ставит перед современной школой задачу подготовки конкурентоспособного выпускника, повышает требования к общей и трудовой подготовке детей с нарушением зрения, а, следовательно, и к организации учебно-воспитательного процесса.
Концепция воспитательной системы школы-интерната строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и
развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава школы, Программой развития.
Воспитательная система школы-интерната охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Организация воспитательного процесса в школе закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы-интерната, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением. В своей работе школа-интернат опирается на нормативно-правовые документы Российской Федерации:
-Конституцию Российской Федерации;
-Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
-Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020г.;
-Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120ФЗ);
-Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. No 497.
-Программа воспитательной работы ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Планета по имени Школа».
Ценностными ориентирами системы воспитания являются достижения культуры и морали, общественные и общечеловеческие понятия, лежащие в основе нравственного, трудового, эмоционального, эстетического, гражданственного развития личности.
В воспитательную систему школы-интерната положены следующие принципы:
принцип гуманизма, определяющий общий характер отношений педагога с учащимися;
принцип целенаправленности воспитательного процесса. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном;
принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Согласно этому принципу, педагогические требования не рассматриваются как самоцель, а являются средством воспитания и коррекции поведения ребенка, не наносящим ущерба его самолюбию и человеческому достоинству;
принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Опираясь на положительные качества воспитанника, усиливая и развивая их,
воспитатель стремится с их помощью нейтрализовать негативные черты его характера и формировать позитивные;
принцип сознательности и активности личности в педагогическом процессе предполагает превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности;
принцип учета возрастных особенностей предполагает, что ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов – вот почему в основу отбора содержательных блоков
воспитательного процесса были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности, присущие каждому из этапов возрастного развития;
принцип единства диагностики и коррекции предполагает, что процесс воспитания требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы воспитывающей деятельности – от постановки цели до ее достижения;
принцип воздействия на ближайшее социальное окружение ребенка предусматривает оздоровление микросреды, в которой обитает ребенок, его отношений со сверстниками, адекватное сотрудничество с родителями или другими близкими взрослыми;
принцип преемственности лежит в основе сквозной воспитательной деятельности на весь период обучения в школе с учетом его индивидуальных, половых особенностей;
принцип целостности – осуществление комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы участников воспитательного процесса;
принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную реализацию воспитанников в люб ой сфере жизнедеятельности школы;
принцип творческой активности направлен на самостоятельную самореализацию, поиск нового, развития творчества, фантазии, инициативы обучающихся и воспитанников.
В процессе реализации концепции воспитательной системы школа выполняет следующие функции:
образовательную функцию, так дает детям определенную сумму знаний, умений и навыков;
социально-терапевтическую функцию, при реализации которой школа становится психологически комфортной нишей для ребенка;
социально-адаптивную функцию, предусматривающую помощь в жизненном самоопределении, становлении личности ребенка с ОВЗ;
развивающую функцию, направленную на создание воспитывающей среды.
Воспитательная система реализуется на следующих трех уровнях:
Первый уровень – это воспитательная система всего образовательного учреждения, где педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на личность ребенка.
Второй уровень - это воспитательное пространство класса, группы, где происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий уровень – это проектирование и реализация индивидуальной воспитательной работы, направленной на развитие конкретного ребенка.
В рамках реализации концепции воспитательной системы предусматривается взаимодействие и взаимопроникновение нескольких воспитательных подходов.
Приоритетным для нас является личностно-ориентированное воспитание. Но, определяя личностный и индивидуальный подход в качестве гуманистической доминанты, мы вместе с тем используем и другие подходы:
деятельностный подход, предполагающий воспитание ребенка в различных видах деятельности;
отношенческий подход, проявляющийся в реализации идей субъект -субъектной педагогики в ходе совместной деятельности и общения воспитателей и воспитанников;
событийный подход, использующийся в тех случаях, когда необходимо превратить, то или иное мероприятие в увлекательное для всего детского
коллектива дело, порождающее не только мощный воспитательный эффект, но и оставляющее яркий след в памяти всех его участников:
средовой подход, реализующий положение о воспитывающей среде и подразумевающий интеграцию всего воспитательного инструментария,
существующего в рамках школы, а также окружающей школу среды, социальной и природной.
Миссией воспитательной системы школы-интерната является приобщение ребенка с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, к богатству духовной, морально-нравственной и художественной культуры, накопленному человечеством в тех рамках, которые определяются интеллектуальными, эмоционально-волевыми и нравственными возможностями детей данной категории.
Целью воспитательной системы ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»» является создание условий для обеспечения успешной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под социальной адаптацией выпускника мы понимаем его активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Под реабилитацией понимается система мероприятий, направленных на
восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, особенностей личности и социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья. Трактовка понятия «интеграция» производится нами в соответствии с принципом «нормализации», закрепленным в ряде международных правовых актов: Декларации прав ребенка, Декларации о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья, Декларации о правах инвалидов. В основу принципа «нормализации» положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Исходя из всего вышеизложенного, мы выделяем следующие задачи системы воспитательной работы:
1.Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
3.Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.
4.Воспитание у учащихся нравственных качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
5.Развитие системы самоуправления учащихся.
6.Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики правонарушений.
Основные направления развития воспитания:
- Повышение социального статуса воспитания в системе образования школы.
- Дальнейшая перестройка учебного процесса: включение в традиционные предметы материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
- Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через ролевые и дидактические игры, разнообразие форм обучения.
- Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой.
- Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, кружков по интересам.
- Приобщение детей к культуре предков, поддержание народных традиций, укрепление лучших школьных традиций через создание и организацию работы школьного музея.
- Укрепление сотрудничества детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание – передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
- Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания
- Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста.
- Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.
Результатом воспитательной деятельности школы является:
-создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания подрастающего поколения;
-достижение доступного уровня воспитанности учащихся;
-воспитанник школы-интерната – свободная, творческая, жизнелюбивая и обогащенная знаниями и умениями, готовая к творческой деятельности и нравственному поведению личность, соответствующая модели выпускника средней школы;
-умение делать выпускником осознанный выбор с учетом ответственности за
его последствия;
-высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов
жизнедеятельностью школы;
-повышение престижа школы в социуме;
-выход школы на новый этап развития.
Поскольку в центр концепции воспитательной работы мы поставили ученика и ориентировали программу на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности выпускника школы, основное внимание следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности:
Модель выпускника ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» | |
Нравственный потенциал
| Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям народов, живущих в нашем крае, стране. |
Познавательный потенциал
| Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний. Освоение образовательной программы. Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей: -критичностью, -гибкостью, -способностью к рефлексии, -самостоятельностью, широтой и глубиной мышления, -способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение, -способность овладевать общеучебными умениями и навыками, пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности. |
Коммуникативный потенциал
| Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях. В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками: -готовностью к сотрудничеству; -способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию; -готовностью оказать помощь; -доброжелательностью; -тактом. |
Культурный потенциал
| Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими |
Физический потенциал
| Стремление к физическому совершенствованию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования. Состояние здоровья учащихся. Развитость физических качеств, потребности в здоровом образе жизни, неприятия негативного влияния окружающих; -умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим); -стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья. |
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются основные формы принятия управленческих решений:
1.В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно (на собраниях) и коллективно на педагогических советах, попечительском совете, родительском совете, профсоюзном комитете, активе учащихся;
2.В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании административного совета – коллегиально.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии эффективности воспитательного процесса.
Критерии | Показатели | Индикаторы |
Самоактуализированность личности учащегося | 1.Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей. 2.Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. | анкетирование, тестирование, составление карт самооценки. |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. | 1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе. 3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе. | Наблюдение, анкетирование, опрос, диагностика, дневник наблюдения воспитателя. |
Конкурентоспособность учебного заведения. | 1.Усвоение учащимися образовательной программы. 2.Трудоустройство выпускников 3.Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях. 3.Отток учащихся в другие учебные заведения. 4.Репутация образовательного учреждения. | Анализ результатов реализации общеобразовательных программ, определение уровня сформированности социально-трудовых компетенций, выявление профессиональных предпочтений, мониторинг, сбор информации, индивидуальные консультации. |
Успешной реализации Концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, воспитателей, родителей и учащихся.
В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
-Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования (в составе АООП 4.2 и АООП 4.3)
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни слабовидящих обучающихся – это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного их ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию слабовидящего ребенка, заинтересованного отношения к собственному
здоровью, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на
развитие мотивации и готовности слабовидящих обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа
жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности в предметно-пространственной среде школы.
Целью данной программы является формирование экологической культуры, сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в т.ч. нарушенного зрения, органов осязания и слуха слабовидящих обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному продвижению ребенка, развитию пространственно-ориентировочных адаптационных механизмов, саморазвития и самовыражения в достижении планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, охрана зрения, органов осязания, слуха.
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабовидящих обучающихся:
-создание оптимальных условий для формирования элементарных экологических знаний, представлений, экологической культуры слабовидящего школьника;
-организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем;
-способствовать воспитанию любви к природе, родному краю;
-развивать у обучающихся потребности осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, соблюдение принципов правильного питания;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить слабовидящего ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью слабовидящих детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.д.) о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; в овладении навыками использования средствами оптической коррекции;
-сформировать представление о некоторых опасных ситуациях (в быту, на улице и др.), связанных, при отсутствии нарушения зрения, с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;
-обучать способам безопасного поведения в различных видах деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной и др.), формировать компенсаторные способы безопасного выполнения орудийных, предметных действий, безопасного передвижения с преодолением естественных и искусственно созданных препятствий;
-сформировать знания о факторах риска (бесконтрольные физические нагрузки, несоблюдение светового режима, нерегламентированный зрительный труд, обострение хронических заболеваний) по ухудшению (потере) зрения;
-сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
-сформировать навыки позитивного общения; научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать с учетом принципа информационной безопасности позитивное отношение, освоение умений и навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки.
- Программа социальной адаптации учащихся и воспитанников
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Детский коллектив школы – интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. Поэтому они должны обладать умением приспосабливаться к условиям социальной среды. Значит необходимо развивать в подростках это умение: налаживать контакт с другими детьми,
выстраивать отношения с педагогами и воспитателями, быть общительными с окружающими – т.е. умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Возрастные особенности подростка часто усложняют адаптацию в различных социальных условиях. В школе – интернате, где в одном коллективе представлены все возрастные категории, адаптироваться подростку необходимо не только к относительно
стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному младшими и старшими школьниками.
Цель программы:
подготовка выпускников школы-интерната и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
-Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
-Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самопознание, гражданское мировоззрение, преодолеть иждивенческие, потребительские качества воспитанников.
-Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем.
-Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
-Развивать терпимость к различным мнениям.
-Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
-Формировать представления о семье, ее функциях, нравственных основах и значении в жизни каждого человека.
-Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
-Расширять знания о видах труда и прививать положительное отношение к порученному делу.
-Предоставить оптимальные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся, развития умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции воспитанника во взрослое общество.
- Программы дополнительного образования и воспитания
Цель программы: Выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Задачи программы: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Программа дополнительного образования ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» создана в целях формирования единого образовательного пространства школы-интерната для достижения выпускниками школы-интерната высокого уровня развития социальной компетенции и гражданских установок, увеличения количества молодежных социальных инициатив, снижения проявлений асоциального
поведения подрастающего поколения, поддержания здоровья, реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по дополнительным образовательным программам.
Миссия школы-интерната заключается в том, чтобы создать такое пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного
общества. Школа-интернат создает условия и стимулы для получения качественного образования и развития ключевых компетенций. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности
Программа дополнительного образования школы направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
-Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования (в составе АООП 4.2 и АООП 4.3)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность слабовидящих обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО ОВЗ, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и опыта реализации воспитательной работы Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы – интернат».
Целью духовно - нравственного развития, воспитания слабовидящих
обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России,
обладающего значимыми для него качествами личности: активности,
самостоятельности, коммуникабельности, развития мотивационно-потребностной сферы.
Задачи духовно - нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся:
1.гражданско-патриотическое воспитание, направленное на
формирование и развитие личности;
2.формирование основ нравственного самосознания личности
(совести) - способности обучающегося выполнять собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3.формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих;
4.формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
5.воспитание положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и неживой природы;
6.формирование способности к преодолению трудностей, развитие мобильности;
7.формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических ценностей; культуры поведения;
8. формирование навыков организации и сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
9. развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости,
понимание других людей и сопереживание им;
10воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
11. воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;
12. формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
13. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
14.воспитание бережного отношения к своему здоровью, нарушенному зрению, здоровому образу жизни.
15. обеспечить духовно-нравственное развитие слабовидящих учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы-интерната, семьи и других социокультурных учреждений.
-Программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся
В условиях модернизации российского образования предъявляются высокие требования к созданию условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую очередь - для успешной социализации обучающихся, что предполагает предоставление возможности овладения ими доступными и востребованными профессиями. Целью учебно-воспитательного процесса в школе становится не только получение и достижение знаний, но и создание условий для социальной и профессиональной адаптации обучающихся. В условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора воспитанниками направления продолжения образования.
Предпрофильная подготовка предусматривает организацию психологического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей, целью которого является оказание поддержки учащимся в принятии решения
о выборе профиля обучения, а так же оказание методической помощи преподавателям и воспитателям по вопросам продуктивного взаимодействия с обучающимися.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения - поддержка выбора обучающимися направления продолжения образования, определение правильности либо неправильности данного
выбора, развитие качеств, к наличию которых предъявляет требования выбранная профессия.
Результатом обучения должны стать овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении в учебные заведения. Условием осуществления этих целей является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья.
Психологическое сопровождение выбора профессии основывается на нормах и законах психического развития человека. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периоды жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.
Цель программы: создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Задачи:
- предупреждать возникновение проблем развития воспитанника;
- обеспечить психологическое сопровождение образовательных программ;
-оказывать обучающимся психолого-педагогическую поддержку и профессиональную помощь в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения;
-организовывать психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки;
-развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.
Предполагаемый результат: реальная оценка своих способностей и возможностей при выборе профиля обучения девятиклассниками, профессии – выпускниками школы-интерната.
- Проект «Наш школьный двор»
В настоящее время большое внимание уделяется состоянию территорий, прилегающих к домам, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Ведь не зря отечественный писатель и поэт Владимир Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «… я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать лучше и проживите дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти,- это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающе, а это одно и то же». Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы, его визитная карточка. Поэтому проблема благоустройства школьной территории стала актуальной.
В прошлом учебном году, обследовав школьную территорию, мы отметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично: под окнами остались одни пеньки, после спиленных старых деревьев. Мы решили на территории школьного двора разбить клумбы. Так появился проект по благоустройству школьной территории. В прошлом году мы разбили и благоустроили одну клумбу, а в этом году решили продолжить начатую работу и разбить еще такую же клумбу.
Проблема, которую мы хотим решить: проблема благоустройства школьной территории
Цель проекта: Создание эстетически привлекательной территории школьного двора
Задачи проекта:
1) привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
2) развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
3)формирование навыков экологического поведения, воспитания любви к природе.
4) воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
5) формирование нравственного, эстетического и трудового воспитания школьников;
6) развитие знаний обучающихся по основам цветоводства.
-Программа постинтернатного сопровождения воспитанников
Начало взрослой самостоятельной жизни – серьезное испытание для подавляющего большинства из них, особенно для выпускников основной школы, начинающих самостоятельную жизнь в возрасте 15 – 16 лет. Недостаточный жизненный опыт, частичное или полное отсутствие (особенно у прибывших в школу-интернат в 8, 9 классы) навыков, необходимых для самостоятельной жизни: неумение наладить свой быт, правильно распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельная организация досуга – создают значительные трудности на первых шагах в самостоятельную жизнь.
Для части выпускников, оказавшихся в социальном статусе сироты вследствие лишения отца и матери родительских прав в возрасте 12-15 лет характерен собственный, довольно значительный, опыт асоциального поведения и, вследствие этого, – отсутствие нормальных ценностных, жизненных ориентиров. Не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности до поступления в интернатное учреждение,
такие воспитанники быстро усваивают позицию потребителя, все нужды которого обязано удовлетворить государство.
Подобное отношение, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание и неспособность разобраться в социальных взаимоотношениях зачастую приводят к негативным последствиям.
Работа по социальной реабилитации, адаптации и интеграции, начатая и проводимая в школе-интернате, должна быть продолжена и в течение первых лет после выпуска воспитанников, для того, чтобы предупредить, исключить
проблемы, которые начинаются у большинства выпускников на первых шагах самостоятельной жизни, в частности:
- иждивенческий образ жизни;
- алкогольная, наркотическая, токсическая зависимости;
- вовлечение в преступную деятельность;
- незнание или неумение воспользоваться своими правами;
- неспособность обустроить свой быт;
Основной целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению, осознание, что личная жизненная успешность зависит от него самого.
-Программа воспитательной работы ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Планета по имени Школа»
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Цель программы: Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи программы:1.Создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
2.Способствовать формированию социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
3.Обеспечить усвоение обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.
4.Создать условия для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации
6.Создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
6.Сформировать систему сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.
-Программа по профилактике правонарушений и самовольных уходов воспитанников ГОУ « Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа — интернат»
Цель программы: Снижение количества правонарушений и самовольных уходов путем создания условия для успешной адаптации личности подростка в условиях школы - интерната через комплекс профилактических
мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения.
Задачи программы: выявление детей склонных к девиантному поведению;
-создание системы в работе по профилактике правонарушений;
- Корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в социуме.
Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников, нами понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Перед администрацией и педагогами нашей школы стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в
развитии личности и поведении детей и подростков, склонных к самовольным уходам. Эта задача решается по четырём направлениям:
-административные меры по предупреждению самовольных уходов;
-психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в «группу риска».
-розыск воспитанников, совершивших самовольный уход из учреждения.
-предотвращение повторных самовольных уходов воспитанников.
Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Её основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных
изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При своевременном проведении она может дать значительные положительные
результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правого характера.
Реабилитация и адаптация воспитанников с трудностями в развитии и поведении включает в себя следующую работу:
Специалистами психолого-педагогической службы проводится диагностика личностной сферы детей с девиантным поведением, выявляются причины самовольных уходов.
Социальным педагогом сформирован банк данных воспитанников группы «риска». Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, определением в школу-интернат, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей, воспитателей, учителей;
- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства у подростков;
- отсутствие условий для самовыражения воспитанников, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами
деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- социально - психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей у подростков в условиях школы-интерната.
Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов:
Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления.
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1.Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2.Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Создание модели выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5.Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной систмы.
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Содружество детей и взрослых.
2.Реализация личностного подхода.
3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2.Разнообразие содержания.
3.Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат:
-Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
-Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования.
-Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла
воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы.
-Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение воспитательного пространства ценностно-смысловыми ориентирами, соответствующими нравственно-гуманистической парадигме образования.
-Положительная динамика в разрешении указанных целей и задач.
-Положительные изменения по тем критериям и показателям воспитательного процесса.
-Самореализация и самоопределение личности ребёнка в обществе, сформированные ценности человека – гражданина, патриота.
Развитие дополнительного образования
Реализуя задачи дополнительного образования, школа-интернат пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Своеобразие дополнительного образования в школе-интернате проявляется:
-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).
Дополнительное образование школы-интерната представлено художественно-эстетическим направлением. Это направление реализовывается в кружке «Рукоделие».
Актуальность данного кружка в том, что в настоящее время проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья приобрела особую остроту. Это вызвано необходимостью более полного использования резервов всестороннего развития личности ребенка. Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программа по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих наш край. Трудно переоценить воспитательное значение занятий рукоделием, особенно для слабовидящих детей. Отличительные особенности адаптированной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ выражены в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники рукоделия (квиллинг, вышивка, вязание), но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне, а также в использовании уникальных техник, забытых видов рукоделия народов Забайкалья (изготовление обереговых кукол, плетение на деревянной рамке, ткачество).
Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении интереса детей к рукоделию. На занятиях развиваются практические навыки работы, дети осваивают техническую сторону рукоделия, приобретенные навыки помогут ребятам адаптироваться в окружающем мире: они могут со вкусом украсить свой дом, красиво оформить одежду, поздравить дорогого им человека с праздником, преподнеся ему изделие, изготовленное своими руками. Эти занятия способствуют развитию аккуратности, усидчивости, терпения, чувства прекрасного, т.е. направлены на коррекцию личности ребенка; а также обретению знаний о традициях и культуре русского народа.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и потребности. Самоуправление – специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей.
В школе создана система ученического самоуправления, которая затрагивает все сферы жизни школы: поддержание порядка и дисциплины, организация учебного процесса, организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Целью создания и деятельности органов ученического самоуправления является формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности. Высшим руководящим органом самоуправления является Совет школы.
Нормативно-правовая база: Положение о Совете школы, Положение о классных органах ученического самоуправления.
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, способствующей ее успешной социализации.
Задачи:
1.Создать условия для получения необходимого социального опыта через включение детей в реальную социально востребованную деятельность.
2.Сформировать гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности.
3.Определить сферы самореализации школьников.
4.Создатьусловия для развития социальной одаренности детей.
Пути решения:
-изучение передового опыта ученического самоуправления в рамках области, страны.
-обучение учащихся в школе классного актива в начальном и среднем звеньях и школе Лидера в старшей школе.
-организация встреч с представителями структур государственного управления.
-освоение социальных ролей учащимися через вовлечение их в школьные объединения, клубы, организации.
-приобретение опыта социального общения через участие школьников в социально-значимых проектах.
-развитие социального партнерства.
При организации самоуправления классные руководители, вожатые учитывают основные требования:
1.Самоуправление реализуется лишь при увлекательной разнообразной коллективной деятельности.
2.Сруктура органов самоуправления определяется содержанием и видами деятельности.
3.Высшим органом самоуправления является общее собрание детей и взрослых.
4.Актив должен быть смешанным.
5. Гласность и общественный контроль – законы жизни коллектива.
Система школьного самоуправления имеет 3 уровня
Первый уровень - (индивидуальный) – ученик, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нем участие.
Второй уровень – (первичный коллектив) – класс. В начальной школе он представлен городом своей возрастной страны (название, девиз, эмблема, законы жителей, улицы – как направление жизнедеятельности).
В каждом классе на классном ученическом собрании учащиеся выбирают Совет дела. У каждого класса есть портфолио, где указано название класса, девиз, песня, в портфолио отражается степень участия ребят в отдельных мероприятиях в течение всего учебного года.
Третий уровень – (школьное ученическое самоуправление) – совет обучающихся.Структура ученического самоуправления остается та же, но
она усложняется, так как дети становятся старше, приобретают опыт. Каждый активист занимается своим делом, в конце каждой четверти отчитывается о проделанной работе.
В Совет школы входят представители от каждого класса и один представитель от педагогического коллектива, избираемые на один учебный го. Выборы представителей проводятся в классе, представление вновь избранных членов Совета школы проходит на первом общешкольном собрании нового учебного года. Председатель Совета школы – президент – избирается всенародно. Как на настоящих выборах выдвигаются кандидаты, предвыборные программы, пресс-конференция.
Ежегодно на общешкольной линейке в торжественной обстановке проходит вступление в должность избранного президента школы.
Органом ученического самоуправления школы является школьный Совет. Этот орган самоуправления в школе, который решает вопросы жизнедеятельности учащихся, рассматривает и обсуждает вопросы учебы, КТД, санитарное состояние школы, отношение с учителями и другими взрослыми, межвозрастные взаимоотношения.
В Школьном Совете действуют следующие министерства:
-Министерство образования;
-Министерство дисциплины и порядка;
-Министерство культуры и печати;
-Министерство информации;
Министерство спорта и труда.
Основные направления деятельности Школьного Совета
Свою деятельность Совет школы-интерната начинает с разработки плана общешкольных дел. Ответственным за эту работу является президент. На заседании Совета выдвигаются проекты предлагаемых мероприятий, проводится анкетирование в классах и, наконец, «Рек-тайм» - защита
проектов (их представление в форме рекламы и голосования). По результатам проведенной работы составляется дерево чудес ( на нем изображен годовой цикл общешкольных мероприятий): на стволе учебный год, 9 месяцев соответствует месяцам учебного года, а на листочках – названия общешкольных мероприятий.
Общей деятельностью всех министров является подготовка и проведение общешкольных дел. За эту работу в Совете отвечает министр культуры. Подготовка общешкольного мероприятия проходит по принципу КТД.
Министры осуществляют не только контроль за свои классом, но и имеют еще одно задание по общей организации мероприятия, по которому будут отчитываться на заседании Совета, посвященному анализу проведения дела. Выполняя свои обязанности, Министры создают советы дел, в них входят представители различных классов. В ходе подготовки к общешкольному мероприятию все без исключения, даже самые маленькие, находят себе занятие. Министерство образования регулярно (1 раз в месяц) проводит учебные рейды. Министерством дисциплины и порядка организуется дежурство по школе, министр печати занимается подготовкой к печати газеты, в которой публикуются указы, постановления Школьного Совета, итоги различных конкурсов, фотографии с общешкольных мероприятий. В школе работает информационная служба новостей (ответственный министр информации). Служба новостей занимается подготовкой новостей и отвчает за работу школьного радиоузла. Министр спорта тесно связан с учителем физкультуры. На плечах министра и учителя лежит вся спортивная жизнь.
Накопленный опыт и традиции школьного сообщества
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание: одно из основных направлений воспитательной работы школы-интерната, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, концерт и торжественная линейка ко Дню Победы, участие в акциях, концерты для ветеранов войны и труда, тематические классные часы, экскурсии, отмечаются исторические события.
В соответствии с планом совместной работы ГИБДД ГУВД по г.Петровску-Забайкальскому в школе-интернате ведется работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В течение учебного года с учащимися школы ведутся беседы, классные часы по пропаганде безопасного дорожного движения, проходят тематические викторины, конкурсы и соревнования по закреплению навыков безопасного поведения
детей на улицах города. Систематически проводится разъяснительная работа среди обучающихся и сотрудников о правилах пожарной безопасности в быту. В ходе преподавания курса ОБЖ и внеклассных мероприятий изучаются тема «Терроризм, его сущность и меры по предупреждению». С учащимися старших классов проводятся встречи с работниками правоохранительных органов ОВД по вопросам усиления бдительности и действий при возникновении угрозы совершения террористических актов, профилактике правонарушений и телефонного терроризма. В школе имеется наглядная агитация по вопросам комплексной безопасности и поведения в чрезвычайной ситуации. Сформирована определённая культурная среда, свой уклад школьной жизни, индивидуальность («образ») школы с неповторимыми чертами. Серьёзное внимание уделяется формированию у обучающихся осознания своей принадлежности к определённой общности. Эффективно используется в воспитательной практике коллективно -
творческая деятельность. Для проведения общешкольных дел старшеклассники привлекают большинство учащиеся и педагогов. Высокую методическую подготовку педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. В школе ежегодно проводятся семинары для классных руководителей по новым воспитательным технологиям, программам, методам и формам работы. Учащиеся школы являются активными участниками районных и окружных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, слётов и фестивалей. Воспитательное пространство школы включает: детскую школьную библиотеку, городская детская библиотека, музей «Декабристов», дворец культуры и спорта, детская школа искусств, которые являются давними партнерами школы по организации дополнительного образования, воспитательных мероприятий.
С целью укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни организуется и проводится большое количество интересных и разнообразных общешкольных мероприятий: спортивные игры и конкурсы, классные часы.
Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций:
План проведения
традиционных мероприятий
Мероприятие | Сроки |
Первое сентября. День Знаний. | 1сентября |
День здоровья | Сентябрь |
Кросс нации | Сентябрь |
Кустовое соревнование. Военно-патриотическая игра «Зарница» | Сентябрь |
День учителя. День самоуправления. | Октябрь |
День пожилого человека | Октябрь |
День Мамы | Ноябрь |
День открытых дверей | Ноябрь |
Новый год | Декабрь |
Веселые старты (совместные соревнования педагогов, учащихся) | Февраль |
23 февраля | Февраль |
Лыжня России | Февраль |
8-Марта | Март |
НПК «Мой первый шаг в науку» | Апрель |
9 Мая | май |
Последний звонок | май |
Календарь проведения месячников
Месячник | Сроки |
Месячник безопасностиДевиз: «Предвидеть, предусмотреть, предотвратить!» | сентябрь |
Месячник здорового образа жизни Девиз: «Помни, что пользу себе и стране принесешь, если будешь здоров» Декада творчества и фантазии, посвященная Дню добрых соседей. Девиз: «Твори, ищи, фантазируй смелее– поиск идет необычной идеи» | Ноябрь |
Месячник правовых знаний. Девиз: «Гражданином быть обязан» | Декабрь |
Месячник ЗОЖ и военно-патриотического воспитания. Девиз: «Будь всегда здоров – спортом занимайся, правильно питайся!» | Февраль |
Месячник профориентацииДевиз:«Сто дорог – одна твоя» | Март |
Книжкина неделя Девиз: «Открываем книгу - открываем мир!» | Март |
Неделя добротыДевиз: « Научи свое сердце добру» | Апрель |
Вахта памяти «Мы — наследники Победы, славу Родины храним!» | Апрель-май |
Заключение
Практическая реализация концепции воспитательной системы школы-интерната предполагает воспитание у выпускника стремление к добру, истине, самостоятельности. На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей. Педагогический коллектив, который стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, остается тем важнейшим социальным институтом, который обеспечивает реальное взаимодействие растущей личности, родителей и социума.
«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».
А.А. Захаренко
Список литературы:
1.Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000.
2.Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных объединениях. Чебоксары, 1998.
3.Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. № 1, 2001.
4.Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002.
5.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001.
6.Гоголева А.В. Аддитивное поведение и его профилактика. Москва, 2002.
7.Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000.
8.Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997.
9.Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
10.Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание школьников № 8, 2003.
Структура
управления воспитательным процессом в
ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь воспитанники шко...

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....

Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
материалы для конференции...

Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....

План воспитательной работы в 8 классе Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД.Цель: продолжать работу по сплочению детского коллектива.Общие задачи:» формировать...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Успешность формируется в школе»
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...