Методические разработки
учебно-методический материал на тему

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Создание воспитывающей среды в школе . Работа включает обзор литературы по вопросу и опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_vospityvayushchey_sredy.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

«Создание воспитывающей и развивающей среды как одно из условий формирования социально ответственной личности»

Ю\С

Выполнила: Бортюк Л.В

Излучинск -2013

Актуальность работы.

Воспитание детей и молодежи в современном обществе осуществляется в условиях социально-экономического кризиса, характерными чертами которого являются:

  • резкое снижение воспитательного потенциала семьи вследствие правовой, моральной и экономической незащищенности;
  • высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде;
  • снижение доступности культурно - досуговых, спортивных учреждений в результате их коммерциализации.

В этих сложных условиях основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, становится образовательное учреждение. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и воспитать его как активную, самостоятельную, образованную личности», способную принимать решения в ситуации выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.


  1. Воспитывающая среда

В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека.

Тихомирова Е.И, профессор Самарского государственного педагогического университета, отмечает, что « воспитывающую среду образовательного учреждения, как часть социальной среды, организованную педагогами-профессионалами, можно рассматривать как микросреду, наиболее приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой социальный мир. Отличительными особенностями воспитывающей среды школы в сравнении с социальной средой в целом, являются:

  • наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления;
  • многообразие осваиваемых субъектных ролей;
  • личностная значимость среды для ее субъектов;
  • ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды;
  • насыщенное взаимодействие субъектов среды;
  • комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды;
  • педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.

Одним из законов существования и развития организованной воспитывающей среды как специфического проявления социальной среды является субъектное становление и субъектная самореализация личности в ней, интенсивное взаимодействие среды и личности.


Воспитывающая среда существует в личностях, ими создается, в том числе и личностью руководителя образовательного учреждения»[1]

Н.Е.Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру»[2]. Н.Е. Щуркова подразделяет воспитательную среду следующим образом:

  • предметно-пространственное окружение,
  • поведенческое,
  • событийное
  • информационное культурное.

Предметно-пространственное окружение школьника (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок и так далее, а также одежда директора школы, учителей, технических работников и самих школьников) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.

Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся в школе интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности детей и педагогов, отдельные поступки школьников, протекающие конфликты и их разрешение, а также время от времени возникающие сложные ситуации этического порядка.

Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие стало для него важным, так как он сопереживал случившемуся.

Информационное окружение школьника является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению; постепенно приучают их слушать публичные выступления, приглашая гостя в школу или проводя традиционные публичные лекции в школе, проводят конкурсы, смотры познавательных сил, вводят регулярные реферативные выступления школьников и конференции для старшеклассников.

Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов.


Проблеме ответственности посвящено немало работ в отечественной и зарубежной психологии и философии. Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями личности, ее местом в системе этих отношений. Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Ответственность делится на социальную и личную. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами.

Выделяют несколько видов социальной ответственности

(Сперанский В.В.)

Политическая ответственность вытекает из особенностей политических отношений и регулирующих их норм. Эти отношения возникают между классами, нациями, государствами в процессе взаимоотношений.

Профессиональная ответственность связана с видами деятельности субъекта: педагогической, врачебной, научной, следственной и т.д.

Юридическая ответственность — это особая разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях человеческой жизни.


Моральная ответственность имеет весьма широкую сферу действия. Её важнейшим свойством является осуждающее отношение к нарушителю социальных норм. Эти нормы непосредственно исходят из общенародных представлений о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели и т.д. и выступают критерием социальной оценки определенных качеств личности нарушителя.

Говоря о формировании социальной ответственности у школьника, мы, главным образом, имеем в виду формирование моральной ответственности.

Вопрос о механизмах, факторах, а также сензитивных периодах формирования ответственности до сих пор не решен.

Радикова Т.И. , Башев В.В., Радзиховский Л.А. и другие отмечают, что оптимальным возрастом воспитания ответственности является подростковый, так как это - сензитивный период в формировании социальных нравственных качеств личности. Оба автора отмечают, что возможности образовательной системы, способствующие социальному становлению личности школьника, недостаточно реализуются в школах. С чем мы не можем не согласиться.

Башев В.В. в своей работе «Социальная ситуация развития ответственности в подростковом возрасте» выделяет в структуре ответственного действия следующие составляющие:

  • Замысел, под которым понимается идея действия - религиозные табу, общественные нормы, юридические законы, задания и поручения, собственные принципы и т.д.;
  • Анализ замысла характеризуется ответом на вопрос: «Насколько предложенная норма сильна и актуальна?»
  • Прогнозирование результатов. «Какой результат будет получен, если действовать по норме?» - вот основной вопрос данного этапа.
  • Принятие решения о реализации (не реализации ) замысла.
  • Реализация принятого решения.
  • Ответ. Это этап, на котором человек обосновывает принятое решение перед внешней инстанцией или перед самим собой.
  • Санкция - получение поощрения или наказания за совершенное действие.

В работе делаются выводы, что подросток максимально ответственен в смысле наличия у него собственных замыслов, но у него нет средств в реализации этих замыслов. Кроме того, Башев В.В. отмечает, что подростки не приписывают себе ответственности за ситуации, замыслы которых не принадлежат им. Ограничение подростков рамками замыслов школьных взрослых способствует росту агрессивных реакций в отношении школьных взрослых в период развития от младшего школьника через подростковый возраст к юношескому. Следовательно, школа должна как можно чаще создавать ситуации, где бы подростки могли реализовать свои замыслы и почувствовать ответственность за них.

Радикова Т.И. отмечает, что социальная ответственность формируется в процессе взаимодействия подростка с коллективом класса, обществом. Этот процесс направлен на присвоение личностью системы нравственных ценностей общества. Потенциал воспитания ответственности имеется в учебной, внеучебной и общественной деятельности учащихся. Воспитывающая и развивающая среда существует в рамках этих видов деятельности.

Учебную деятельность автор определяет как один из важнейших способов социализации подростка. Воспитание ответственности как социально-значимого качества будет успешным, если будут реализованы такие педагогические условия, как:

  • отбор учебного материала и заданий, направленных на развитие ответственности в процессе их выполнения;
  • реализация модели субъектно-объектных отношений между учителем и учащимися, а также учащимися друг с другом;
  • создание ситуации успеха через положительную оценку учащихся в форме одобрения, привлечения к участию в различных мероприятиях (конкурсы, конференции);
  • выполнение учащимися заданий, способствующих развитию их рефлексивных умений.

Некоторые исследователи ( Дементий Л.И., Гроголева О.Ю.) полагают, что для формирования ответственности является сензитивным младший школьный возраст. Авторы на основе анализа литературы выделяют ряд критериев ответственности ребенка младшего школьного возраста, которые можно условно разделить на три группы .

  1. Поведенческие критерии ответственности:

■ самостоятельное выполнение порученного задания ;

  • качественное выполнение работы;
  • временное обеспечение деятельности (вовремя начинает и заканчивает);
  • использование максимального количества информативных источников и средств для более качественного выполнения деятельности;
  • добровольность и инициативность ;
  • дисциплина;

■ способность отказаться от развлечений ради выполнения задания.

  1. Критерии ответственности на когнитивном уровне:
  • предвидение результатов своей деятельности и поступков;
  • осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела;
  • осмысление порученного задания (желание понять правила, план работы);
  • осознание необходимости своей деятельности для других.
  1. Критерии ответственности на эмоциональном уровне:
  • тревога и беспокойство за качество в процессе или до выполнения;
  • отрицательные переживания по поводу невыполненного задания или состояние удовлетворения при его успешном выполнении;
  • готовность принимать новые обязанности;
  • способность и готовность преодолевать трудности.

Нам думается, что большинство выше названных критериев ответственности можно отнести не только к младшему школьному возрасту, но и к более старшему периоду.

Использование данных критериев может помочь при определении уровня сформированности ответственности учащихся и определить, в каком направлении педагогу следует работать.

Пиминова Ю.В. определяет признаки эффективной реализации комплексной формы педагогического воздействия и взаимодействия в процессе формирования социальной ответственности у детей, входящих в детскую организацию. Эти положения можно с успехом использовать и в работе с классным коллективом при реализации какого-либо проекта.

  1. Проект инициируется детьми: свобода проявления инициативы.
  2. Проект разрабатывается совместно детьми и взрослыми: сотрудничество на равных, партнерство.
  3. Проект собирает единомышленников, принимающих общую цель как личную.
  4. Сущность содержания деятельности проекта в ее общественной направленности: в ней реализуется потребность растущей личности в утверждении себя как гражданина и связанная с ней потребность в изменении окружающей среды.
  5. Участие в проекте создает возможность рефлексивно оценивать свою позицию в деятельности организации, свои отношения с

друзьями, с лидерами, отношение к себе, так как нравственные ориентиры выражены в законах, обычаях и традициях организации.

Таким образом, рассмотрев подходы к понятиям воспитывающей среды и социальной ответственности в научной литературе, мы можем сделать некоторые выводы.

Для формирования социальной ответственности воспитывающая и развивающая среда должны быть организованы так, чтобы

  • учащиеся могли проявлять инициативу и чувствовать значимость своей деятельности для других - класса, школы, города;
  • педагог создавал ситуации как в учебной, так и внеучебной деятельности, направленные на развитие ответственности;
  • создание ситуации успеха и педагогическая поддержка являлись неотъемлемой составляющей деятельности педагога.

Из опыта работы по созданию воспитывающей среды, помогающей воспитанию социально ответственной личности.

Взяв за основу градацию воспитательной среды Н.Е. Щурковой, рассмотрим на нескольких примерах, как поведенческое, событийное и информационное окружение может способствовать формированию социальной ответственности.

Из опыта работы классным руководителем

Будучи классным руководителем, мы стараемся, чтобы поведенческое и событийное окружение работало в первую очередь на формирование ответственности, самостоятельности, инициативности и толерантности.

Самоуправление - форма организации жизни класса, при котором идет развитие чувства ответственности. Один из принципов работы при организации самоуправления- добровольность в выборе поручений и их сменяемость.

Можно сделать однозначный вывод, подтверждающий научные положения:        выбирая самостоятельно себе дело, подросток старается

выполнять его ответственно. Классный руководитель создает такую ситуацию, при которой каждый в классе отвечает за что-либо(29 человек): за журнал, за питание, за расписание, за чистоту, за классный уголок, учебный сектор, пресс-центр и т.д. Через месяц поручения меняются. Это дает в течение года ребятам освоить разные роли.

Руководящая должность в классе - староста. Выборы проводятся четыре раза в год. К выбору старосты в классе подходят серьезно: выдвигают несколько кандидатур, обосновывая каждую. Первым качеством у претендента на должность ребята называют ответственность.

Распределение дежурства, контакт с педагогом - организатором, контроль за выполнением поручений и другие дела- всё это способствует развитию у старосты в социальном плане.

Не только самоуправление работает на формирование ответственности, но и дела, приносящие пользу кому-либо за пределами класса. Например, ребята нашего класса не раз выходили в начальную школу и организовывали небольшие мероприятия, играли на переменах. Также у нас был опыт сотрудничества с детским садом, когда девочки помогали воспитателям с малышами.

Инициатива ребят всегда поддерживается классным руководителям, что дает им возможность реализовать свои идеи. Подготавливая классные часы или праздники, совет дела ощущает значимость своей работы для одноклассников и серьезно подходит к организации задуманного. Структуру мероприятия можно сравнить со структурой ответственного действия, о которой говорилось выше: замысел - реализация - ответ.

Ситуация успеха, которая возникает в этом случае, работает на дальнейшее развитие инициативы и, следовательно, ответственности. Наблюдая за ребятами, можно увидеть, что критерии ответственности, о которых пишут исследователи, - поведенческие, когнитивные, эмоциональные - прослеживаются в их поведении.

Конечно, в формировании социальной ответственности еще предстоит большая работа с классным коллективом.

Заключение.

Воспитание социальной ответственности - это длительный и серьезный процесс, в который включена не только школа. Но именно в ней существует наибольшее количество возможностей для формирования этого качества.

Создавая в школе комфортную воспитывающую и развивающую среду, нужно не забывать, какие ее составляющие способствуют формированию социальной ответственности.

Выделим некоторые из них:

  1. Организация событий, приносящих общественную пользу.
  2. Использование методики коллективного творческого дела.
  3. включение обучающихся в ситуацию соревновательности. Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности.
  4. Превращение органов ученического самоуправления, действующих на уровне класса, параллели, в ведущего субъекта развития самостоятельности и ответственности. Участвуя в работе органов ученического самоуправления, учащиеся должны вырабатывать умение переводить стихийную активность в активность специально (культурно) организованную на основе определенной последовательности действий: постановки цели действий, выбора оптимальных способов достижения цели, проявления воли и терпения в столкновении с трудностями, осуществления постоянного самоконтроля.
  5. Использование метода проектов как компонента системы образования. Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
  6. Развитие системы школьных клубов, кружков и секций.

Важно наполнить деятельность современного школьника в разнообразных сферах его жизни (учебной, научно-исследовательской, культурно-досуговой, социальной, трудовой, спортивной и т.п.) педагогическим содержанием:        учить школьников пониманию смысла

каждого конкретного дела, его ценности, как для самого ребенка, так и для окружающих, учить моделированию результата деятельности, определению критериев его успешности и эффективности.


Литература

  1. Башев В. В. Социальная ситуация развития ответственности в подростковом возрасте./ Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности. - Красноярск, 2002 г.
  2. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте/ Актуальные проблемы психологии: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ, 2000.
  3. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Под ред. М.В. Матюхиной. Анапа, 1999.
  4. Пиминова Ю.В. Социально - педагогические условия формирования гражданской ответственности подростков в детской общественной организации./ Философия. Психология. Педагогика. Вестник Удмуртского университета - 2008. выпуск 2.
  5. Радикова Т.И. К вопросу об оптимальных средствах актуализации ответственности у школьников // Средовый подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям: Сб. материалов респуб. науч.- практ. конф. Ижевск: УдГУ, 2005.
  6. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда как объект управления/ Электронный научно-педагогический журнал - июль, 2003.
  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...