Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».
методическая разработка (6 класс) по теме

Мурзаев Сергей Николаевич

Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России  "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"

Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественной войне. Адресовано ученикам 5-7 классов. Целью викторины является пробуждение у учащихся интереса к событиям ВОв. Ученики делятся на команды и соревнуются между собой, решая задачки из области русского языка и литературы, истории России и местной топонимики. Викторина содержит и разминку -  "Спасти разведчика", так удалось избежать монотонности, развеселить ребят.  Архив мероприятия включает конспект, презентацию, раздаточный материал с конкурсными заданиями, а также задания для дополнительной подготовки. Викторина успешно прошла испытание в 5-6 классах моей школы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1.  Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними

Подготовиться к викторине, использую Интернет:

  1. Узнать, какие есть ГОРОДА ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (самые крупные)?
  2. Узнать КЛЮЧЕВЫЕ БИТВЫ Великой Отечественной войны.
  3. Узнать ФАМИЛИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ СССР, совершивших подвиги даже ценою собственной жизни.
  4. Повторить языковые СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (эпитет, метафора, сравнения, звукопись ее разновидности, синонимы, фразеологизмы и др.).
  5. Узнать ,  в честь каких героев СССР названы улицы и площади нашего города, познакомиться с ними



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие подготовил и провел: Мурзаев Сергей Николаевич, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школы №136» г. Казани.

Викторина.

 «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Цель: пробудить у детей интерес к событиям великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. познакомить с историей городов-героев, с героями-земляками, их подвигами;
  2. продолжать тренировку по поиску и анализу средств выразительности языка в тексте художественного произведения;
  3. прививать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну,  уважение к своим товарищам;
  4. оттачивать орфографическую грамотность по работе со словарными словами;
  5. развивать творческие способности учащихся и артистизм.

Форма проведения: викторина.

Учебные предметы: литература, русский язык, история России, краеведение, топонимика.

Классы: 5-7 классы.

Правила викторины.

К викторине важно подготовить детей. За ранее дать учащимся задания, найти ответы на вопросы (Смотри в приложении). Учащиеся делятся на команды и во главе с избранными капитанами выполняют задания разного характера и уровня сложности. Задания выполняются на специальных карточках (смотри приложение). Команда выполняет каждое задание, обсуждая каждое. Капитаны назначают отвечающих. Работа команд, их активность, сплоченность, творческая реализация оцениваются жюри.  Жюри в конце каждого этапа подводит итоги. Полученные баллы суммируются в конце викторины. Команда победитель получает ценный приз, награждаются и отличившиеся  ученики. Необходимо назначить жюри – ответственных старшеклассников, которые будут следить за честностью исполнения заданий и считать очки.

Ход мероприятия

Приветствие.

  1. (Слайды 1,2,3) Делимся на команды (участников разделить по усмотрению учителя-организатора, чтобы все группы оказались способными состязаться).
  2. Команды выбирают капитана, придумывают (в духе темы Победы в ВОв) эмблему команды (рисуют ее), девиз, и, конечно же, название.
  3. Задания и конкурсы викторины. Разогрев (4 слайд)

1. Угадайте фразеологизмы:  (2 мин.) (слайды 5,6)

Это исконно русская пословица. Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе. Говорится в оправдание чьего-либо бессилия, невозможности справиться с делом или как упрек в неумении действовать вместе, сообща.  (Один в поле не воин); 

Эти слова взяты из Библии, произнес их русский полководец, Новогородский князь – Александр Невский, победивший рыцарей, на ледовом побоище. (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет).

2. Как вы понимаете пословицы и поговорки. (2 мин.) (слайд 7)

- живота не пожалеть (жизни не пожалеть);

- за пояс заткнуть  (превзойти кого-то в чем-то);

- зарубить на носу (запомнить);

- внести лепту (сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело).

3.Литературоведы (5 мин.) (8-12 слайды)

Великая Отечественная война началась 22 июня в 1941 году. Перед вами стихотворение Миклая Казакова (перевод А. Аквилева) о ее начале. Прочитайте его и выполните задание. Какие средства выразительности (лексические, синтаксические и фонетические) используются в стихотворении. Назовите как можно больше и приведите примеры: ручкой в тексте укажите напротив каждого название того или иного средства выразительности.  Постарайтесь устно (один-два примера)  рассказать, зачем нужно то или иное средство выразительности в стихотворении (за полный ответ, команда получит дополнительный балл)

«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.


Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

4. Продолжите пословицы и поговорки. (2 мин.) (слайд 13)

- на фронте воевать – славу___________(добывать);

- я теперь горжусь – в партизанах __________ (нахожусь);

- катюша поет, фашистов ________ (бьет);

- красна девушка косами, а солдат __________(оружием);

- чтобы знать в бою удачу, крепко знай свою _______(задачу);

- мир строит, война _____________ (разрушает).

-  для Родины своей, ни сил, ни жизни не _______ (жалей);

- Родина – мать, умей за неё __________ (постоять);

- чужбина – калина, Родина - __________ (малина);

- мало победу ждать, надо победу _______ (брать);

- в бою нужна смекалка, отвага и _________ (закалка);

- умный боец, везде _______ (молодец)

 5. Подберите антонимы. (2 мин.) (слайд 14)

Атака – контратака;

Нападение – оборона;

Ненависть – любовь;

Погубить – спасти;

Трусливый – храбрый;

Робкий – смелый;

Чужой – свой;

Умирать – рождаться;

6. Отгадайте загадки: (2 мин.) (слайд 15)

  1. Стальной великан ползет, врагам  смерть несет. (танк)
  2. На машине катается, больно кусается, внезапно появляется, женским именем называется. (катюша)
  3. Пасть поднимет, огнем пальнет – всех фашистов перебьет. (пушка)
  4. И воды просит, и ленты носит, и врагов косит. (пулемет)
  5. Без зубов кусается. (пуля)
  6. Своих глаз нет, а врагов видеть помогает. (бинокль)
  7. Перевернул котелок, человека защитить смог. (каска)
  8. Дробь отбивает, бойцов собирает. (барабан)
  9. Не птицы, а крыльями машут, немые, а ведут разговор. (Сигнальные флажки)

7. Конкурс капитанов. «Экзамен по Топонимике». (6-7 мин) (слайд 16)

Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы билетов, называя ойконимы (наименование населенных пунктов или его частей, улиц) своего города, названные в честь событий или героев ВОв.  Если не справляются, то пользуются подсказками своих команд. За каждый правильный ответ команда капитана получает балл.

Билет №1

Эта улица в Советском районе носит имя легендарного летчика, который свой подбитый самолет направил в скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Билет №2

Эта шестиполосная магистраль связывает Советский и Приволжский районы города. Название перспективному проспекту присвоено в 1975 году при праздновании 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Билет №3

Улица в городе Казани, почти по всей длине являющаяся бульваром с проезжей частью по бокам. Названа в честь города-героя на Волге.

Билет №4

Одна из улиц Вахитовского района носит имя танкиста и нашего земляка. Командир танка этот младший лейтенант в боях за город Полоцк первым на своём танке ворвался в город, уничтожая из пушки и огнемёта живую силу и технику противника. Израсходовав все боеприпасы, его танк был подбит, экипаж до последней минуты отбивался гранатами. Когда немцы подожгли танк, экипаж танка применил всё возможное, чтобы потушить горящий танк. Не оставив завоеванного рубежа, танкист вместе со своей боевой машиной сгорел, но в плен не сдался.

Билет №5

Эта улица пролегает с юга на север Ново-Савиновского района города Казани от пересечения с проспектом Хусаина Ямашева и улицей Чистопольская.  Улица названа в честь советского офицера, майора, героя обороны Брестской крепостиГероя Советского Союза (1957), уроженца села Альведино (Альвидино) Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Пестречинский район Республики Татарстан).

Билет №6

Эта  магистраль в Советском районе Казани. Названа в честь советского татарского писателя, поэта и драматурга. 25 мая 1942 года он ушёл добровольцем в Красную армию. Воевал на Западном и Донском фронтах. За отличие в Сталинградской битве был награждён медалью «За отвагу. В 1944 году гвардии младший лейтенант стал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красная Армия» на татарском языке. Зимой 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, Он с танкистами прошёл путь от Вислы до Одера. При этом он сильно простудился. 16 июня 1945 года он скончался от острой формы туберкулёза легких.

Билет №7

Эта улица в Приволжском районе названа  в честь ученого физика, нашего земляка. С 1942 г. Он участвовал в Великой отечественной войне. Воевал на Украине, в Бессарабии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. В боях при прорыве на Днестре был ранен, последствия ранения сказывались затем всю жизнь на его здоровье. После демобилизации по инвалидности в 1946 году восстановился на физико-математическом факультете КГУ и окончил его в 1949 году. Поступил в аспирантуру Физико-технического института Казанского филиала АН СССР, в сектор физики, руководимый Б. М. Козыревым. 

Билет №8

 Эта улица названа в честь советского разведчика времён Второй мировой войныГероя Советского Союза (1964, посмертно), одного из выдающихся разведчиков столетия.

Билет №9

Эта улица названа именем лётчика-аса, командира отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта, капитана. Он родился в Казани. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.  Летом 1942 года в боях на Сталинградском направлении сбил два самолета противника. 27 июля 1942 года Он погиб в воздушном бою, сбив три самолета противника. Награждён орденами ЛенинаКрасной Звезды.

Билет №10

Эта улица находится в Советском районе и носит имя нашего соотечественника, механика-водителя танка гвардии старшины. 28 марта 1945 года Он в составе 37-й гвардейской танковой бригады, действуя в разведке в районе города Дьёр, первым на своем танке ворвался в город. В уличных боях в составе экипажа поразил тяжелый танк, два штурмовые и три противотанковые орудия и вывел из строя много солдат и офицеров противника. Приказом по 46-й армии от 16 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии старшина повторно награждён орденом Славы 2-й степени.

Билет №11

Эта улица в Московском районе. Несмотря на свою протяженность, на улице официально находится всего три дома — № 1, 21 и 29. Улица названа в честь трехсот юных добровольцев из Татарстана, окончивших Соловецкую школу юнг Военно-Морского Флота СССР, участвовавших в боевых операциях Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов

Билет №12

Он родился 19 января 1914 году в деревне Малая Сунь Мамадышского уезда Казанской губернии в семье музыканта-самоучки. Автор музыки к первому национальному балету «Шурале». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант он пал смертью храбрых в октябре 1943 года. В честь него названа улица в Кировском районе.

Ключи к билетам

Николай Францевич Гастелло

Проспект Победы

Волгоградская

Халев Василий Дмитриевич

Гаврилов Петр Михайлович

Адель Кутуй

Гарифьянов Нургияз Салихович

Рихард Зорге

Фаткуллин Фарид Мухаметзянович

Халитов Рустэм Касимович

Соловецких юнг

Яруллин Фарид Загидуллович

8. Разминка «Спасти разведчика» (6-7 мин.)  (слайд 17) Для разминки выбирают троих от команд (двоих мальчиков и девочку). Раненый разведчик находится в плену. Для его спасения самый отважный из ребят должен пересечь змейкой минное поле (кегли), преодолеть ров (перепрыгнуть обруч), переползти колючую проволоку (дуги). Освободив раненого разведчика донести его быстро до медпункта, где его перевяжет медсестра. Чья команда быстрее справиться та победила и получит дополнительный балл.

9.  Подберите синонимы к словам. (3 мин) (18 слайд)

Чья команда больше подберет слов, та и победила. Можно подбирать архаизмы и историзмы, эмоционально окрашенные и просторечные  слова, жаргонизмы. (Жюри  разрешено поставить  дополнительный балл за примеры редких слов-синонимов).

Война и Солдат

(Ключи: Война – баталия, битва, побоище, сражение, рать, брань, сеча, вражда, столкновение, борьба, борение, противостояние, кровопролитие, ратоборство, Армагеддон,  поход, ратный труд, драка, блокада, нашествие, бомбардировка, междоусобица; Солдат – воин, боец, борец, воитель, ратник, ратоборец, поборник, ефрейтор, рядовой, защитник и др.)

10. Орфографическая минутка. Исправьте ошибки (3 мин) (слайд 19)

Артиллерия, баррикада, батальон, боеприпасы, боец, бомбоубежище, герой, зенитчик, оккупант, партизан, патруль, пехота, победа.

Артелерия, борикада, ботольон, баиприпасы, баетс, бомбоубежыщё, гирой, зинитщик, акупант, портезан, потруль, пихота, пабеда.

11.Кроссворд. По освобожденным городам-героям.  (5 мин) (слайд 20)

Задание посвящено городам-героям, городам воинской славы. Учитель, раздав бланки с кроссвордами, читает командам вопросы, те, посовещавшись, пишут ответ, а потом зачитывают.

  1. Город-герой – крепость, первая принявшая удар немецко-фашистских захватчиков. Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого враг никак не ожидал.  (Брест)
  2. Этот город был захвачен уже на шестой день войны. За три года оккупации фашситы разрушили 80% жилых домов, почти все фабрики и заводы, электростанции, научные учреждения и театры. Город был освобожден советскими войсками 3 июля 1944 года. Теперь эта дата отмечается как День Независимости Республики Беларусь. (Минск)
  3. Этот город, оказался на пути основного удара фашистско-германских войск на Москву.  В результате битв был сорван гитлеровский план `молниеносной войны`. Это сражение дало возможность Москве подготовиться к отражению наступления гитлеровцев.  25 сентября 1943 года город был освобожден. (Смоленск).
  4.  Этот город осадила фашистская 4-ая румынская армия со стороны суши. Для прикрытия города с моря и артиллерийской поддержки войск был сформирован отряд кораблей. После 73-х дневной обороны город был захвачен. Всего лишь за один день фашисты убили в городе 19 тыс. евреев. Город был освобожден советскими войсками 10 апреля 1944-го года. (Одесса)
  5. 10 июля 1941 начинается немецкое наступление в сторону этого города. Постепенно немецкие войска начали сжимать кольцо вокруг него. В конце августа были перерезаны железные дороги, связывающие город со страной. Сообщение с ним осуществлялось только через Ладожское озеро и по воздуху. 8 сентября прекратилось сухопутное сообщение города со страной. С 20 ноября началась 900-дневная блокада города. (Ленинград).
  6. Жители этого города держали оборону 72 дня. 6 ноября 1943 года город освободили советские солдаты. Силами братских республик была восстановлена полностью разрушенная гитлеровцами центральная магистраль города – Крещатик и многие промышленные предприятия. (Киев).
  7. Вражеское наступление на этот северный портовый город Кольского полуострова началось 29 июня 1941 года со стороны Норвегии и Финляндии. В 1942 году основные стратегические действия развивались не на суше, а в суровых водах северных морей. Осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата города миновала. (Мурманск).
  8. Этот город-герой расположен вдоль правого берега реки Волга. Советские войска (62-я и 64-я армии) героически удерживали позиции в городе вдоль берега Волги и часть господствующей высоты Мамаев курган Именно с этого города началось контрнаступление советских войск 19 ноября 1942 года.  (Сталинград)
  9. 29 октября 1941 г. в этом городе, оплоте Черноморского флота, было введено осадное положение. В пригородах засела 120-тысячная группировка фашистских войск. Гитлеровцы создали вокруг города мощные укрепления. Они считали свою оборону под этим городом неприступной и называли ее `каменным фронтом`. Если гитлеровцы осаждали город 250 дней, то советские войска сокрушили оборону фашистов в три дня. (Севастополь).

12.Конкурс-пантомима «Мы артисты» (5 мин). Каждая команда изображает по два слова. (слайд 21)

  1. Пограничника с собакой
  2. Военная медсестра
  3. Парашютист
  4. Танкист

  1. Итоги. Награждение. (слайд 22)

Использованные ресурсы

  1. http://bigwar.msk.ru.
  2. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=https%3A%2F%2Fedu.tatar.ru%2Fupload%2Fimages%2Ffiles%2F%25D0%2598%25D1%2585%2520%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258B%2520%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%25D1%258B%2520%25D0%259A%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%252812%2529.doc&ei=2nv3VKP6FM2xae_ZgpgM&usg=AFQjCNFGS_xECQXHx8CkMF_TOtGQKMTnTw&bvm=bv.87519884,d.d2s&cad=rjt
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/



Предварительный просмотр:

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

        

Какие средства выразительности использованы в стихотворении. Найдите их.

«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.


Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

        

Какие средства выразительности использованы в стихотворении. Найдите их.

«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.


Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

  1. Продолжите пословицы и поговорки.

- на фронте воевать – славу__________;

- я теперь горжусь – в партизанах __________ ;

- катюша поет, фашистов ________ ;

- красна девушка косами, а солдат __________;

- чтобы знать в бою удачу, крепко знай свою _______;

- мир строит, война _____________.

-  для Родины своей, ни сил, ни жизни не _______ ;

- Родина – мать, умей за неё __________ ;

- чужбина – калина, Родина - __________ ;

- мало победу ждать, надо победу _______ ;

- в бою нужна смекалка, отвага и _________ ;

- умный боец, везде _______ .

  1. Продолжите пословицы и поговорки.

- на фронте воевать – славу__________;

- я теперь горжусь – в партизанах __________ ;

- катюша поет, фашистов ________ ;

- красна девушка косами, а солдат __________;

- чтобы знать в бою удачу, крепко знай свою _______;

- мир строит, война _____________.

-  для Родины своей, ни сил, ни жизни не _______ ;

- Родина – мать, умей за неё __________ ;

- чужбина – калина, Родина - __________ ;

- мало победу ждать, надо победу _______ ;

- в бою нужна смекалка, отвага и _________ ;

- умный боец, везде _______ .

Подберите антонимы.

  • Атака –  ___________;
  • Нападение –  ___________;
  • Ненависть –  ____________;
  • Погубить –   ____________;
  • Трусливый –   ___________;
  • Робкий –   ____________;
  • Чужой –  _________;
  • Умирать – ____________;

Подберите антонимы.

  • Атака –  ___________;
  • Нападение –  ___________;
  • Ненависть –  ____________;
  • Погубить –   ____________;
  • Трусливый –   ___________;
  • Робкий –   ____________;
  • Чужой –  _________;
  • Умирать – ____________;

Отгадайте загадки:

  1. Стальной великан ползет, врагам  смерть несет.
  2. На машине катается, больно кусается, внезапно появляется, женским именем называется.
  3. Пасть поднимет, огнем пальнет – всех фашистов перебьет.
  4. И воды просит, и ленты носит, и врагов косит.
  5. Без зубов кусается.
  6. Своих глаз нет, а врагов видеть помогает.
  7. Перевернул котелок, человека защитить смог.
  8. Дробь отбивает, бойцов собирает.
  9. Не птицы, а крыльями машут, немые, а ведут разговор.

Отгадайте загадки:

  1. Стальной великан ползет, врагам  смерть несет.
  2. На машине катается, больно кусается, внезапно появляется, женским именем называется.
  3. Пасть поднимет, огнем пальнет – всех фашистов перебьет.
  4. И воды просит, и ленты носит, и врагов косит.
  5. Без зубов кусается.
  6. Своих глаз нет, а врагов видеть помогает.
  7. Перевернул котелок, человека защитить смог.
  8. Дробь отбивает, бойцов собирает.
  9. Не птицы, а крыльями машут, немые, а ведут разговор.

Исправьте орфографические ошибки.

Артелерия, борикада, ботольон, баиприпасы, баетс, бомбоубежыщё, гирой, зинитщик, акупант, портезан, потруль, пихота, пабеда.

Исправьте орфографические ошибки.

Артелерия, борикада, ботольон, баиприпасы, баетс, бомбоубежыщё, гирой, зинитщик, акупант, портезан, потруль, пихота, пабеда.

Конкурс «Мы артисты» Пантомима.

Изобразите жестами и мимикой слова.

Пограничник с собакой,  военная медсестра.

Конкурс «Мы артисты» Пантомима.

Изобразите жестами и мимикой слова.

Танкист, парашютист.

Билет №1

Эта улица в Советском районе носит имя легендарного летчика, который свой подбитый самолет направил в скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Билет №2

Эта шестиполосная магистраль связывает Советский и Приволжский районы города. Название перспективному проспекту присвоено в 1975 году при праздновании 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Билет №3

Улица в городе Казани, почти по всей длине являющаяся бульваром с проезжей частью по бокам. Названа в честь города-героя на Волге.

Билет №4

Одна из улиц Вахитовского района носит имя танкиста и нашего земляка. Командир танка этот младший лейтенант в боях за город Полоцк первым на своём танке ворвался в город, уничтожая из пушки и огнемёта живую силу и технику противника. Израсходовав все боеприпасы, его танк был подбит, экипаж до последней минуты отбивался гранатами. Когда немцы подожгли танк, экипаж танка применил всё возможное, чтобы потушить горящий танк. Не оставив завоеванного рубежа, танкист вместе со своей боевой машиной сгорел, но в плен не сдался.

Билет №5

Эта улица пролегает с юга на север Ново-Савиновского района города Казани от пересечения с проспектом Хусаина Ямашева и улицей Чистопольская.  Улица названа в честь советского офицера, майора, героя обороны Брестской крепостиГероя Советского Союза (1957), уроженца села Альведино (Альвидино) Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Пестречинский район Республики Татарстан).

Билет №6

Эта  магистраль в Советском районе Казани. Названа в честь советского татарского писателя, поэта и драматурга. 25 мая 1942 года он ушёл добровольцем в Красную армию. Воевал на Западном и Донском фронтах. За отличие в Сталинградской битве был награждён медалью «За отвагу. В 1944 году гвардии младший лейтенант стал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красная Армия» на татарском языке. Зимой 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, Он с танкистами прошёл путь от Вислы до Одера. При этом он сильно простудился. 16 июня 1945 года он скончался от острой формы туберкулёза легких.

Билет №7

Эта улица в Приволжском районе названа  в честь ученого физика, нашего земляка. С 1942 г. Он участвовал в Великой отечественной войне. Воевал на Украине, в Бессарабии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. В боях при прорыве на Днестре был ранен, последствия ранения сказывались затем всю жизнь на его здоровье. После демобилизации по инвалидности в 1946 году восстановился на физико-математическом факультете КГУ и окончил его в 1949 году. Поступил в аспирантуру Физико-технического института Казанского филиала АН СССР, в сектор физики, руководимый Б. М. Козыревым. 

Билет №8

 Эта улица названа в честь советского разведчика времён Второй мировой войныГероя Советского Союза (1964, посмертно), одного из выдающихся разведчиков столетия.

Билет №9

Эта улица названа именем лётчика-аса, командира отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта, капитана. Он родился в Казани. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.  Летом 1942 года в боях на Сталинградском направлении сбил два самолета противника. 27 июля 1942 года Он погиб в воздушном бою, сбив три самолета противника. Награждён орденами ЛенинаКрасной Звезды.

Билет №10

Эта улица находится в Советском районе и носит имя нашего соотечественника, механика-водителя танка гвардии старшины. 28 марта 1945 года Он в составе 37-й гвардейской танковой бригады, действуя в разведке в районе города Дьёр, первым на своем танке ворвался в город. В уличных боях в составе экипажа поразил тяжелый танк, два штурмовые и три противотанковые орудия и вывел из строя много солдат и офицеров противника. Приказом по 46-й армии от 16 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии старшина повторно награждён орденом Славы 2-й степени.

Билет №11

Эта улица в Московском районе. Несмотря на свою протяженность, на улице официально находится всего три дома — № 1, 21 и 29. Улица названа в честь трехсот юных добровольцев из Татарстана, окончивших Соловецкую школу юнг Военно-Морского Флота СССР, участвовавших в боевых операциях Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов

Билет №12

Он родился 19 января 1914 году в деревне Малая Сунь Мамадышского уезда Казанской губернии в семье музыканта-самоучки. Автор музыки к первому национальному балету «Шурале». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант он пал смертью храбрых в октябре 1943 года. В честь него названа улица в Кировском районе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Мурзаев Сергей Николаевич, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Школа №136» г. Казани. 2015 год. 5-7 классы Русский язык Литература История России

Слайд 2

Правила викторины!!! 2

Слайд 3

Приветствуем команды Назовите свою команду. Выберите себе капитана. Придумайте герб команде, девиз. 3

Слайд 4

Разогрев 4

Слайд 5

Угадай фразеологизм Это исконно русская пословица. Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе. Говорится в оправдание чьего-либо бессилия, невозможности справиться с делом или как упрек в неумении действовать вместе, сообща. Один в поле не воин 5

Слайд 6

Эти слова взяты из Библии, произнес их русский полководец, Новогородский князь – Александр Невский, победивший рыцарей, на ледовом побоище. Угадай фразеологизм Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет 6

Слайд 7

Как понимаете пословицы живота не пожалеть; за пояс заткнуть; зарубить на носу; внести лепту. ж изни не пожалеть; превзойти кого-то в чем-то; з апомнить; сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело. 7

Слайд 8

Литературоведы Какие средства выразительности (лексические, синтаксические и фонетические) используются в стихотворении? 8

Слайд 9

Эпитеты: «Началась война…» – В сердца вонзилось Страшною отравленной стрелой . И на свете Всё переменилось. И тревога Встала Над страной . Эта весть Собой закрыла солнце, Словно туча чёрная в грозу. Нивы Вдруг пожухли, Колокольцы Вздрогнули В разбуженном лесу. Эта весть Ударила, как бомба. Гнев народа Поднялся волной. В этот день Мы поклялись до гроба Воевать С проклятою войной . В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. 9

Слайд 10

Сравнения: «Началась война…» – В сердца вонзилось Страшною отравленной стрелой . И на свете Всё переменилось. И тревога Встала Над страной. Эта весть Собой закрыла солнце, Словно туча чёрная в грозу . Нивы Вдруг пожухли, Колокольцы Вздрогнули В разбуженном лесу. Эта весть Ударила, как бомба . Гнев народа Поднялся волной . В этот день Мы поклялись до гроба Воевать С проклятою войной . В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. 10

Слайд 11

Метафора/олицетворение «Началась война…» – В сердца вонзилось Страшною отравленной стрелой. И на свете Всё переменилось. И тревога Встала Над страной. Эта весть Собой закрыла солнце , Словно туча чёрная в грозу. Нивы Вдруг пожухли, Колокольцы Вздрогнули В разбуженном лесу. Эта весть Ударила , как бомба. Гнев народа Поднялся волной. В этот день Мы поклялись до гроба Воевать С проклятою войной . В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. 11

Слайд 12

Звукопись Эт а в есть У д а р и л а , к а к б о мб а . Гн ев н а р о д а П о дн я л ся в о лн о й . В эт о т д е н ь М ы п о к л я л ись д о гр о б а В о е в а ть С п р о к л ят о ю в о йн о й . Аллитерация – повтор звонких и сонорных согласных. Ассонанс – повтор гласных [а], [о] (гласных непереднего ряда) Воспроизведены звуки войны. 12

Слайд 13

Продолжите пословицы и поговорки на фронте воевать – славу _____________; я теперь горжусь – в партизанах _____________ ; катюша поет, фашистов ________; красна девушка косами, а солдат ____________; чтобы знать в бою удачу, крепко знай свою ________; мир строит, война _____________; для Родины своей, ни сил, ни жизни не _________ ; Родина – мать, умей за неё __________ ; чужбина – калина, Родина - __________ ; мало победу ждать, надо победу _______ ; в бою нужна смекалка, отвага и _________ ; умный боец, везде __________ . добывать нахожусь бьет оружием задачу разрушает жалей постоя ть малина бр ать закалка молодец 13

Слайд 14

Подберите антонимы Атака; Нападение; Ненависть; Погубить; Трусливый; Робкий; Чужой; Умирать; контратака ; оборона ; любовь ; спасти ; храбрый ; смелый ; свой ; р ождаться. 14

Слайд 15

Отгадайте загадки 15

Слайд 16

Конкурс Капитанов (экзамен по топонимике) 16

Слайд 17

Разминка «Спасти разведчика » 17

Слайд 18

Подберите синонимы к словам Война Солдат 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфографическая минутка. артиллерия , баррикада, батальон, боеприпасы, боец, бомбоубежище, герой, зенитчик , оккупант , партизан , патруль , пехота , победа . 1

Слайд 2

Кроссворд. По освобожденным городам-героям 2

Слайд 3

Конкурс-пантомима «Мы артисты» 3

Слайд 4

Награждение победителей викторины. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты. История России 9 класс.тема"Великая Отечественная война Советского Союза"

Материал содержит тестовые задания к 8-ми  урокам темы, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности, ключи к ним. Способствует подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Викторина по истории, посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цель викторины: расширение знаний студентов о Великой Отечественной войне. В викторине используются компьютерные технологии....

Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Презентация - Вклад трудового коллектива Горьковского автозавода в дело Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 г.г. История России 10 класс.

Информация этой презентации поможет провести классный час, или урок, посвященный труженикам советского тыла в Великой Отечественной Войне....

Методическая разработка занятия с использованием инновационных технологий по дисциплине «Русский язык» на тему «Типы речи» (на материале, посвященном Великой Отечественной войне)

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.Данная рекомендация по прове...