Методическая разработка занятия с использованием инновационных технологий по дисциплине «Русский язык» на тему «Типы речи» (на материале, посвященном Великой Отечественной войне)
план-конспект урока по русскому языку
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.
Данная рекомендация по проведению открытого занятия разработана в соответствии с разделом «Язык и речь» рабочей программы по дисциплине ОУД.01 «Русский язык».
Актуальность проекта заключается в демонстрации методики, которая позволит реализовать взаимосвязь полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Такая нестандартная модель обучения может занять важное место в образовательном процессе при подготовке компетентного выпускника. Актуальность единой тематики текстов, с помощью которых закрепляются теоретические знания обучающихся, обусловливается тем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Цели занятия:
Образовательная: закрепление знаний о типах речи, алгоритме их определения.
Развивающие:
- развить у обучающихся умения определять тип речи в тексте и составлять свои высказывания по заданному типу речи.
- развить у обучающихся познавательный интерес, самостоятельность в поиске знания.
- повысить мотивацию к изучению дисциплины посредством создания условий для практического применения знаний;
Воспитательные: воспитать умение работать в команде, проявляя чувство доброжелательности и сплоченности, способствовать воспитанию чувства патриотизма и ответственности за сохранение исторической памяти о великом и трагическом для всего народа событии; сформировать понимание о том, что в наших силах сделать так, чтобы такого больше не повторилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 530.13 КБ |
prezentatsiya.pdf | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования РО
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Морозовский агропромышленный техникум»
Методическая разработка занятия
с использованием инновационных технологий
по дисциплине «Русский язык»
на тему «Типы речи»
(на материале, посвященном Великой Отечественной войне)
для первых курсов
специальностей:
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»,
«Право и организация социального обеспечения» и др.
Разработчик: Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО «МАПТ» Калмухамбетова Ольга Махсотовна |
п. Озерный
2020 г
Пояснительная записка
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.
Данная рекомендация по проведению открытого занятия разработана в соответствии с разделом «Язык и речь» рабочей программы по дисциплине ОУД.01 «Русский язык».
Актуальность проекта заключается в демонстрации методики, которая позволит реализовать взаимосвязь полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Такая нестандартная модель обучения может занять важное место в образовательном процессе при подготовке компетентного выпускника. Актуальность единой тематики текстов, с помощью которых закрепляются теоретические знания обучающихся, обусловливается тем, что 2020 год объявлен Годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Цели занятия:
Образовательная: закрепление знаний о типах речи, алгоритме их определения.
Развивающие:
- развить у обучающихся умения определять тип речи в тексте и составлять свои высказывания по заданному типу речи.
- развить у обучающихся познавательный интерес, самостоятельность в поиске знания.
- повысить мотивацию к изучению дисциплины посредством создания условий для практического применения знаний;
Воспитательные: воспитать умение работать в команде, проявляя чувство доброжелательности и сплоченности, способствовать воспитанию чувства патриотизма и ответственности за сохранение исторической памяти о великом и трагическом для всего народа событии; сформировать понимание о том, что в наших силах сделать так, чтобы такого больше не повторилось.
Формируемые компетенции:
- Лингвистическая: овладение основными нормами русского литературного языка, систематизация знания о языке, обогащение грамматического строя речи учащихся.
- Коммуникативная: формирование умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией, создавать собственные связные высказывания различной направленности;
- Культуроведческая: осознание взаимосвязи языка и истории народа, а также осознание важной роли языка в осуществлении профессиональной деятельности.
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Типы речи.
Вид занятия: урок-исследование
Тип урока: комбинированный
Основные методы обучения, используемые в методической разработке:
- поисковый
- рефлексивный
- словесный
- прием кластера
- наглядный.
Прием кластера позволяет охватить большой объем информации, вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, развивает системное мышление, развивает способности к творческой переработке информации.
Обеспечение занятия:
1) Раздаточный материал
2) Материал для оформления кабинета
3) Буклеты в подарок обучающимся
4) Презентация
Межпредметные связи:
- ОУД.06 История
- ОУД.02 Литература (информация в буклетах)
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Поиск нового знания.
4. Закрепление.
5. Информация о домашнем задании.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия. Оценивание.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1. Организационный этап.
Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! (отметить присутствующих).
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Слайд №1.
В современном мире сложились такие условия, когда востребованность специалиста на рынке труда зависит от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания речевых приемов воздействия, убеждения, поэтому тема сегодняшнего урока: «Типы Речи».
Слайд №2.
Сегодня мы познакомимся с типами речи, отработаем алгоритм их определения, научимся определять тип речи в тексте, а также составлять высказывание по заданному типу речи.
Слайд №3.
Также хотела бы обратить ваше внимание, что 2020 год объявлен годом памяти и славы с целью сохранения исторической памяти и в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому работа по теме будет осуществлена на этом материале.
3. Поиск нового знания.
Сегодня вы сами попробуете определить отличительные черты типов речи. А поможет нам в этом прием кластера. Кто знает, что такое кластер?
Слайд №4.
Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы.
Слайд №5.
Так как существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение, вы разделены на три группы соответственно.
Определяя отличительные черты типов речи, действовать мы будем по такому алгоритму (показываю плакат и вешаю на магнитную доску) см. приложение 1.
У вас на столах тоже есть этот алгоритм, в нем 7 пунктов, к каждому из которых вы должны подобрать соответствующую характеристику. Эти характеристики разложены у вас на столах. В каждой карточке по 3 ответа, вам нужно выбрать ту характеристику, которая относится к вашему типу речи. Первому пункту алгоритма соответствуют характеристики №1, второму - №2 и т.д.
Также у вас на столах лежат флаги (см. приложение 2). Под таким флагом русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Когда вы будете готовы отвечать, вы должны поднять флаг. Это будет символизировать вашу маленькую победу в поиске истины.
Итак, прежде чем составлять какое-либо высказывание, мы должны исходить из нашего коммуникативного намерения, к чему в итоге мы хотим прийти. Поэтому первый вопрос – цель высказывания. Возьмите карточки под №1 и выберете то, что подходит к вашему типу речи (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги). Приклейте ваши ответы на кластер.
Следующий пункт алгоритма – главный вопрос, который мы можем задать тексту. Берем карточки под №2 (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги; дети приклеивают свои ответы на кластер).
Следующий шаг – это определение композиции текста, т.е. как именно будет структурирован текст, из каких частей будет состоять. Возьмите карточки под №3. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).
С композицией определились, далее нам необходимо выбрать инструменты речи, определяем ведущие части речи. Берем карточки под №4. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).
Следующий пункт алгоритма – синтаксис, мы должны понять каким образом будут построены предложения в нашем высказывании. Возьмите карточки под №5. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).
Необходимо отметить, что в чистом виде типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим, и по мере необходимости используются другие типы речи. Поэтому следующий вопрос – использование фрагментов других типов речи. Берем характеристики под №6. (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).
Для того, чтобы легко определить текст какого типа речи перед нами, используется следующая методика. Прочитав текст, можно представить картинку, и в зависимости от количества представленных в нашем воображении картинок, возможно определить тип речи. Поэтому следующий вопрос – количество кадров фотопленки. Достаем карточки под №7. Посмотрите еще раз на цель высказывания вашего типа речи и подумайте, сколько картинок может быть (дети дают ответы в той последовательности, в которой были подняты флаги, дети приклеивают свои ответы на кластер).
Молодцы! Вы успешно справились с данным теоретическим исследованием. Составляя кластеры по группам, вместе мы собрали информацию по всем типам речи. Обратите внимание на слайд, наш кластер полностью заполнен! А теперь необходимо посмотреть, как вы сможете применить добытые вами знания на практике.
4. Закрепление.
Слайд №6.
Сейчас на слайде поочередно будут отображаться тексты, вам необходимо определить его тип. Раздаю вам наш общий кластер. Итак, имея характеристики всех типов речи, вам легко будет справиться с заданием.
Не забывайте поднимать флаг, прежде чем дать ответ.
Слайд №7.
Открываю первый текст. Дмитрий, прочитай, пожалуйста (один из обучающихся читает текст, потом группы дают свои ответы).
Открываю второй текст. Это текст песни, поэтому для его воспроизведения я включу аудиофайл. Ребята, вы сейчас услышите отрывок из песни «Майский вальс» в исполнении Ярослава Евдокимова. Автор музыки – композитор Игорь Лученок, автор слов – Михаил Ясень. И с этой песней связана одна очень интересная история. В подвале одного из домов освобождённой Вены советские солдаты услышали, словно из-под земли, звуки скрипки – играли мелодию «Венского вальса». Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинуть завалы и помочь оттуда выбраться хозяину дома, музыканту, со всей его семьёй. А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр – скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, пианино. Вена праздновала освобождение.
Слайд №8.
(Включаю музыку, текст отображается на экране, группы дают свои ответы).
Слайд №9.
Итак, следующий текст (открываю слайд). Юрий, прочитай, пожалуйста (один из обучающихся читает текст, потом группы дают свои ответы).
Скажите, а какой темой можно объединить эти три текста?
Совершенно верно – это тема памяти о тех героях, каким был весь наш народ, и благодаря которым мы живем на этой земле!
Молодцы! Вы успешно справились с заданием, а значит и в жизни вам легко будет применить эти правила.
5. Информация о домашнем задании.
Слайд №10.
А сейчас я включу вам небольшой видеоролик, по нему вы должны будете написать небольшие тексты на каждый из типов речи. В тексте-описании вы должны будете описать одну из картин, представленных в видеоролике, в тексте-повествовании – рассказать о сюжете видеоролика, а в тексте-рассуждении – представить свои размышления об увиденном, выразить свою точку зрения. Это будет вашим домашним заданием.
Итак, внимание на экран (включаю видеоролик).
Я надеюсь, задание вам понятно?
6. Подведение итогов.
Слайд №11.
А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
Какое знание мы сегодня получили?
Да, мы узнали о типах речи, научились их разграничивать, определять тип текста, дома вы поработаете над развитием своей речи.
Скажите, а о чём ещё мы должны помнить?
Я согласна с вами. Ведь все дальше и дальше от нас уходят поколения, пережившие эти труднейшие военные годы. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно всегда присутствовать в нашей жизни. Это память. Память – это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии. В наших силах не забывать о цене той войны и изо всех сил пытаться сделать так, чтобы ничего подобного в истории человечества больше никогда не случилось!
7. Рефлексия. Оценивание.
Слайд №12.
Сегодня вы сами добывали знания, применяли их на практике, сами делали выводы, поэтому и оценивать свою работу вы тоже будете сами. Поэтому, если ваши ответы сходятся с информацией на нашем общем кластере, вы получаете наивысшие баллы. У всех все сошлось!
А теперь я хочу попросить вас, чтобы вы прикрепили ваши кластеры на доску обратной стороной (прикрепляют). И в знак объединения ваших кластеров в одно большое знание, я тоже добавлю в вашу схему элемент.
Посмотрите, что у нас получилось, что символизируют эти цифры?
Да, это логотип 75-летия празднования Великой Победы (см. Приложение 3). Он составлен из графических элементов – стрелок, которые символизируют динамику боевых действий и продвижение отечественных войск, штурмы вражеских позиций. За каждым движением такой стрелки на военной карте стояли судьбы людей, солдат, офицеров, мирных жителей. Тех, кто не жалел себя, кто верил и делал все возможное для Победы!
Слайд №13.
На память я хочу подарить вам эти буклеты с информацией о писателях и поэтах Великой Отечественной войны (см. Приложение 4), так как благодаря их произведениям остается память в поколениях.
Спасибо всем за урок, желаю вам успехов!
Используемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителеева Т.М. Русский язык (6-е изд. учебник), Изд. «Академия», 2018.
2. Подымова Л.С., Сластенина В.Л. Педагогика, учебник и практикум для СПО, изд. «Юрайт», 2016 г.
3. Обухова А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, учебник и практикум для СПО, изд. «Юрайт», 2018г.
4. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.-: Издательский центр «Академия» – М.: 2018.
5. https://may9.ru/brandbook/.
6. https://tiina.livejournal.com/8430010.html .
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Наружная часть
Внутренняя часть
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"
Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А. Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....
Методическая разработка экскурсии по теме: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны» (Трудовой подвиг работников машиностроительного завода имени Орджоникидзе)
Цель экскурсии: изучить историю малой Родины, сохранить наиболее ценный материал о деятельности предприятий города Подольска в годы Великой Отечественной войны для последующих поколений. Исследо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...
Разработки внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне
Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне...
СЦЕНАРИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Воспитание патриотизма, российской гражданской идентичности,духовно-нравственных качеств личности — важнейшая цель российскогообразования. Неисчерпаемым ресурсом воспитания патриотических качест...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Методическая разработка по русскому языку...